Нам выпало время перемен — больших и малых, счастливых и не очень. К примеру, всего-то лет десять назад в моде была байка про шпиона, сообщавшего из Москвы в Вашингтон: «Никак не пойму, что такого страшного говорит русский президент народу в новогоднем обращении, после чего вся страна на две недели уходит в запой». И ведь уходила! А где нынче те анекдоты и те загулы?
Изменился не только календарь, по которому новогодние каникулы сокращены почти вдвое. Урезаны и алкогольные аппетиты: в 2008-м россияне потребляли по 18 литров на душу в пересчете на спирт, в 2018-м — чуть больше 10 литров (данные Всемирной организации здравоохранения). Из-за чего уходит в историю и послепраздничный диагноз среднестатистического россиянина «недоперепил» — это когда выпил больше, чем мог, но меньше, чем хотел.
Зато правительство в канун праздников бодро рапортует о снижении цен на красную икру (вдвое!) и красную рыбу горбушу ввиду рекордного улова. «Россия впервые за 20 с лишним лет сможет выполнить рекомендованную Минздравом норму по годовому потреблению рыбы на душу населения — 22 кг», — сообщает Росрыболовство. Такое всем нам небывалое гастрономическое счастье обещано в наступающем году.
Но одновременно главный банкир Эльвира Набиуллина спрогнозировала: в грядущем году в России вырастут цены на бензин и сигареты, вино и автомобили, а общая инфляция ускорится до 5,5-6%. По данным Росстата, следующий год может стать шестым подряд по падению реальных доходов населения. А исследования портала Rabota.ru показывают: каждый четвертый работодатель в России (23%) намерен в 2019-м сократить штат сотрудников. Сложные времена переживает малый бизнес, напрямую зависящий от потребительского спроса.
Как это ни удивительно, но Россия остается страной оптимистов, и в канун праздника пожелания всяческого счастья сыплются на всех и отовсюду — в основном «сверху донизу». Правда, не хватает конкретности: какого именно счастья хочется лично вам? Сменить работу или гражданство? Влюбиться или развестись? Найти клад? Помочь ближним?
Вот как раз помочь взрослым дядям попытался питерский школьник Марк Бондаренко, рассыпавший со второго этажа торгового центра «Галерея» на головы покупателям 600 тысяч рублей мелкими купюрами. «Отец учил меня делиться деньгами», — пояснил 17-летний мажор подоспевшим журналистам. Увы, вскоре выяснилось, что в денежном дожде настоящими оказались 86 тысяч, остальные — из «Банка приколов». Вместо массовой раздачи счастья получилась коллективная давка за подлинные купюры, местами переходящая в драку.
Зато в Москве на 13-й Парковой все оказалось взаправду: здесь волонтерская организация Маргариты Чукановой перенесла в настоящую рождественскую сказку семью из шести человек (три поколения), которую много лет живьем заедали полчища клопов. Добровольцы вынесли и сожгли мебель и имущество, очистили загаженную квартиру до кирпича и бетона, продезинфицировали, капитально отремонтировали. И на скромные деньги, собранные по подписке, приготовили для другой жизни — со скромной, однако новой мебелью и бытовой техникой, простынями, занавесками, скатертями, столовой и кухонной посудой и т. д. Все члены семьи получили новую одежду — от трусов и носков до зимних пальто и обуви. Вчера у них состоялось новоселье.
Это было почти как в телепередачах «Идеальный ремонт» или «Квартирный вопрос», но не в рекламно-коммерческом, а в реально-благотворительном варианте. До прихода волонтеров семья была уверена: так, как она живет, жить можно, а ей показали: нужно жить по-другому. И от всей души пожелали: «С новым счастьем!»
Нового счастья в России нынче не хватает многим, да и со старым ощущается острый дефицит. Международная ассоциация независимых исследовательских агентств Gallup International ежегодно проводит по этому вопросу репрезентативные опросы населения в 55 странах мира. И если в среднем по этим странам счастливыми называют себя 59% респондентов, то в России пока лишь 50%.
Хотя по общим экономическим показателям наша страна входит в десятку лидеров. Но, как отмечает вице-президент Gallup International Андрей Милехин, «анализ мирового индекса счастья указывает на отсутствие его прямой зависимости от дохода и общего благосостояния — это больше ощущения развития и справедливости».
Взять, к примеру, маленькое Королевство Бутан, расположенное в Гималаях, между Индией и Китаем. Площадь — 38 394 кв. км, население — 700 тысяч человек. По населению это как наша Амурская область, а по площади — раз в десять меньше. Аграрная страна с неразведанными недрами и отсутствием крупных промышленных предприятий, за исключением гидроэнергетики. По данным Всемирного банка, ВВП этой страны на душу населения составляет 6,5 тысячи долларов (почти вдвое меньше российского). Но в Бутане свои понятия о благополучии: вместо ВВП (валовой внутренний продукт) они ввели показатель ВНС — «валовое национальное счастье». Главной задачей правительство считает стремление к счастью каждого своего гражданина, что закреплено в статье 9 Конституции.
Еще 10 лет назад монаршим указом была создана государственная Комиссия по всеобщему народному счастью во главе с премьером. А позже появилось Министерство счастья и специальный Центр исследований, выявляющий степень довольства сограждан своей жизнью, а также факторы, мешающие бутанцам быть счастливыми: от состояния экологии до здоровья и отношений в семье. Каждая экономическая программа составляется с учетом защиты окружающей среды и культурных традиций. И вот что показала перепись, во время которой социологи задавали вопрос: «Счастливы ли вы?»: 45,2% ответили «очень счастливы», 51,6% — «счастливы» и только 3,3% — «не очень счастливы».
Причем это не шутки — это главный ориентир для власти. И в Бутане уже несколько раз проводились международные конференции с участием многих видных экономистов (включая нобелевских лауреатов по экономике) с целью выработки методик расчета «валового национального счастья» на основе сочетания экономической ситуации в стране и удовлетворенности жизнью населения.
Тем временем в России регулярно публикуются прогнозы роста по разным показателям — сокращению госдолга, росту валютных резервов, увеличению производства алюминия, экспорта газа или зерна. Причем речь давно не идет об удвоении ВВП. Все макроэкономические достижения — в очень скромных размерах, часто в пределах статистической погрешности. Разве что за исключением криминальных показателей неуемного обогащения чиновничества — здесь все показатели зашкаливают.
Неудивительно, что, по данным опросов Левада-Центра, за последнее десятилетие число россиян, сожалеющих о распаде Советского Союза, достигло максимума — 66%. Как уверяют социологи, это уже не ностальгия по прошлому, а всеобщий плач по настоящему.
Зато в Бутане практически отсутствуют преступность и коррупция (в рейтинге Transparency International страна занимает 32-е место в мире, уступая в Азии Сингапуру, Гонконгу, Макао и ОАЭ). Для сравнения: Россия в этом рейтинге занимает 135-ю строчку.
Курение в Бутане запрещено еще 300 (!) лет назад. Половина территории объявлена национальными парками. В страну законодательно запрещен ввоз химических удобрений — и вся сельскохозяйственная продукция является экологически чистой, что выгодно для экспорта.
Охота, как и вырубка лесов, в Бутане запрещена по религиозным соображениям, и большинство здешних жителей — вегетарианцы. Но мясо завозится из-за рубежа и вполне доступно. Среднемесячная зарплата (после уплаты налогов) городского жителя в Бутане составляет 27 тысяч рублей, а обед в недорогом ресторане, по данным туристических изданий, обойдется в 263 рубля с человека, ужин на двоих в ресторане среднего класса — в 956 рублей (без спиртного). Кружка местного разливного пива стоит 69 рублей, а импортного (бутылка 0,33) — 100 рублей.
При достаточно скромных государственных доходах в королевстве образование и здравоохранения бесплатные. Личные доходы облагаются налогами лишь после превышения прожиточного минимума. Размер коммунальных платежей за квартиру площадью 85 кв. метров укладывается в 4 тысячи рублей в месяц, как и абонемент в фитнес-центр. Цена недвижимости в центре столицы — около 150 тысяч рублей за квадратный метр (на окраине — 60 тысяч). Годовая инфляция — 4%.
P.S. Вот такие цены на здешнее счастье. Неудивительно, что наши туристы, возвращаясь из этой страны, первым делом предлагают по примеру бутанцев завести в России свое Министерство счастья. И, быть может, даже заменить им разом все российское правительство. Понятно, что это пока лишь мечта. Но когда же людям помечтать, как не в канун Нового года?