С января по сентябрь 2022 года 18 российских регионов получили меньший объем трансфертов, чем годом ранее, оценили в АКРА. Самое сильное сокращение отмечено в Калининградской и Магаданской областях. В целом же трансферты выросли
За девять месяцев 2022 года Минфин сократил объем трансфертов в каждый пятый российский регион по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Это следует из аналитического комментария рейтингового агентства АКРА, который есть в распоряжении РБК. Сокращение поступлений (более чем на треть) было зафиксировано в Калининградской и Магаданской областях. Совокупный же объем трансфертов в регионы увеличился на 12% год к году — прежде всего за счет целевых субсидий.
При проведении анализа АКРА опиралось на оперативные данные, опубликованные на Едином портале бюджетной системы России. Согласно им, сильнее всего сократились безвозмездные перечисления из федерального центра в Калининградскую область — спад достиг 36% год к году (или 18 млрд руб.). «Выглядящее беспрецедентным снижение трансфертов для Калининградской области объясняется, судя по всему, уменьшением поддержки производителей, использующих импортные комплектующие», — отмечается в докладе.
Негативных последствий для бюджета региона от этих изменений в АКРА не увидели. «Такая поддержка, по форме считавшаяся иным межбюджетным трансфертом, по сути представляла собой скорее субвенцию, которая отражает обязательства по поддержке местного бизнеса, не задействует региональный бюджет и напрямую не влияет на социальные расходы или возможности исполнения субъектом взятых на себя обязательств», — говорится в материалах.
Трансферты субъектам из федерального бюджета делятся на дотации, субсидии и субвенции. Субвенциями федеральное правительство обеспечивает финансирование переданных регионам собственных полномочий — например, по выплате пособий за рождение ребенка или по оплате услуг ЖКХ для определенных категорий граждан. Субсидии отражают софинансирование расходных обязательств федерального центра и субъекта, а дотации направлены на покрытие нехватки собственных средств региона.
Калининградской области сократили трансферт на возмещение расходов по транспортировке транзитных грузов — такая же ситуация была там в 2012 году, когда Россия присоединилась к ВТО и у области забрали часть льгот, утверждает руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Он полагает, что эти трансферты весьма существенны для Калининградской области и ее положение, особенно в контексте дальнейших перспектив, можно охарактеризовать как непростое.
На втором месте по снижению безвозмездных поступлений оказалась Магаданская область, трансферты в которую сократились на 35% (на 4,8 млрд руб.). В регионе произошло сокращение всех видов безвозмездных поступлений, но особенно интересным выглядит тот факт, что обнулились субсидии от негосударственных организаций, пояснила РБК автор исследования, старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Возможно, причина в каких-то изменениях порядка субсидирования цен на электроэнергию, предположила она. «Наряду со снижением налоговых и неналоговых доходов, а также ростом расходов это может осложнить исполнение бюджета Магаданской области по итогам года», — предупредили в АКРА.
Ощутимо снизились трансферты в Москву и Санкт-Петербург — на 32 и 18% соответственно. В абсолютном выражении спад безвозмездных поступлений составил 30,2 млрд и 5,7 млрд руб. соответственно. В Москве снизились прежде всего «иные межбюджетные трансферты» и доходы от возврата остатков целевых трансфертов прошлых лет, выданных юрлицам. В Санкт-Петербурге наиболее значимые движения тоже произошли в «иных межбюджетных трансфертах», но по оперативным данным нельзя сказать, по каким конкретным целям пошло снижение, говорит Анисимова. Впрочем, оба города не зависят от трансфертов в «сколько-нибудь значительной мере», указывается в комментарии.
Ощутимое сокращение трансфертов также было зафиксировано в Новосибирской области (минус 13%, или 6,6 млрд руб.), Белгородской области (минус 12%, или 2,3 млрд руб.), Тульской области (минус 11%, или 2 млрд руб.). Менее 10% безвозмездных поступлений потеряли Тюменская, Орловская, Брянская, Пензенская и Амурская области, а также Чувашия и Еврейский автономный округ.
Однако в целом по субъектам трансферты выросли на 12%, или на 300 млрд руб., говорится в материалах АКРА. Это произошло благодаря целевым субсидиям, которые значительно увеличились, в то время как объемы дотаций не изменились, а динамика субвенций и иных межбюджетных трансфертов оказалась и вовсе хуже прошлогодней. Наибольший прирост трансфертов произошел в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (+177%, или 23,6 млрд руб., и +114%, или 13,5 млрд руб.), а также в Мордовии (+72%, или 14 млрд руб.).
Рост трансфертов в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа может быть связан с эффектом низкой базы (ранее они почти не получали трансфертов), а в Мордовию — со сменой губернатора и проведением более сбалансированной бюджетной политики, предположил Климанов.
РБК направил запрос в Минфин.
Почему налог на прибыль перестал обеспечивать рост доходов
С июля 2022 года поступления по налогу на прибыль больше не являются драйвером роста доходов субъектов, обратили внимание в АКРА. С июля по сентябрь 2022 года его ежемесячные сборы были ниже, чем в те же месяцы 2021-го, что замедляло темпы роста совокупных доходов субъектов. «По расчетам АКРА, поступления по налогу на прибыль за третий квартал текущего года оказались на 20% ниже, чем за тот же период 2021 года», — следует из комментария. Такая динамика подтверждается и результатами исполнения федерального бюджета: в сентябре сбор налога на прибыль (часть, которая идет в федеральный центр) сократился на 33% в годовом выражении.
Однако в расчете за девять месяцев объем налога на прибыль превысил аналогичный результат прошлого года на 22%. Максимальный прирост зафиксировали регионы, ориентированные на угледобывающую промышленность: Кемеровская область и Хакасия (+144 и 175% соответственно). Схожую динамику показали регионы, в чьих доходах преобладают поступления от нефтегазодобывающей или нефтеперерабатывающей промышленности: Санкт-Петербург (+134%), Астраханская и Омская области (+73 и 47%), Татарстан, Якутия и Коми (+58, 47 и 46%) и т.д.
Снижение поступлений по налогу на прибыль за девять месяцев происходило в основном в регионах с высокой долей металлургии в экономике — например, в Липецкой, Белгородской и Курской областях (падение на 46, 40 и 37% соответственно), в Карелии (минус 21%), а также в Челябинской, Вологодской и Свердловской областях (снижение на 21, 19 и 10%). Для многих из них сработал эффект высокой базы 2021 года (тогда металлурги получили сверхдоходы благодаря высоким мировым ценам на их продукцию), полагают в АКРА.
По другим ключевым видам налогов — налогу на доходы физических лиц, налогу на совокупные доходы (с малого бизнеса) и налогу на имущество — наблюдается преимущественно позитивная динамика, отмечается в исследовании. В результате по итогам девяти месяцев совокупные неконсолидированные доходы субъектов России выросли на 19% год к году и составили 12,66 трлн руб. Под неконсолидированными понимаются доходы только региона, без учета доходов муниципальных образований.
По расчетам Минфина, доходы регионов в 2022 году достигнут 19 трлн руб. (это на 1,6 трлн руб. превышает результат прошлого года). При этом весь рост поступлений придется на увеличение собственных доходов — с 13,916 трлн до 15,524 трлн руб. Предполагается, что объем трансфертов вырастет незначительно — с 3,62 трлн руб. в 2021 году до 3,65 трлн в 2022 году.
Поддержание объема трансфертов на одном уровне связано с тем, что в 2021 году и начале 2022-го происходил резкий рост собственных доходов региональных бюджетов и, по мнению Минфина, в таких условиях дополнительная помощь им нужна в меньшей степени. Впрочем, резкого роста трансфертов не заложено и на ближайшую трехлетку, отмечает Климанов.