С 11 по 22 мая в Канне пройдет 69‑й кинофестиваль. Еще в феврале стало известно, что жюри возглавит создатель «Безумного Макса» Джордж Миллер, а в середине апреля была объявлена программа Cannes-2016. В основном конкурсе примут участие в том числе фильмы Педро Альмодовара, Пола Верховена, Джима Джармуша, а в программе «Особый взгляд» Россию с картиной «Ученик» будет представлять Кирилл Серебренников. Но Канн – это не только лучшие в мире фильмы, но и бизнес. О том, как он устроен, – в материале «Профиля».
Кино город кормит
Каннский фестиваль предназначен не для зрителей: фильмы здесь смотрят профессионалы и журналисты, а киноманы жадно ловят любые новости. Если фестивали в Берлине и Торонто большие деньги зарабатывают именно на продажах билетов, которые может купить любой желающий, то в Канне посторонние – 4 тыс. счастливчиков из числа местных кинолюбителей – могут попасть на просмотр только по специальной аккредитации.
Денег за аккредитацию с журналистов в Канне тоже не берут (в отличие, например, от Берлина и Роттердама). Кроме того, некоторых кинокритиков (правда, очень узкий круг) приглашают за счет фестиваля. Обычно спонсируют и трехдневное пребывание участников всех основных программ. За счет чего же выживает Канн? И не просто выживает, а процветает?
Каннский бизнес – это не только кинорынок. За 12 дней фестиваля город зарабатывает около 200 миллионов евро.
В последние годы на смотр приезжает более 4 тысяч журналистов и более 600 технических работников. По количеству прессы Канн уступает только Олимпийским играм, но главные спортивные состязания не проводятся каждый год. К этому нужно прибавить более 30 тысяч (в 2015 году – 32 465) аккредитованных киноработников (дистрибьюторов, продюсеров, режиссеров, сценаристов и др.). Кроме того, как рассказал в интервью директор управления по туризму Прованса Бруно Джеймс, фестиваль привлекает в город порядка 125 тысяч гостей (включая всех аккредитованных участников).
Неудивительно, что это событие так важно для экономики региона. Ведь население города немногим более 73,5 тыс. человек. Понятно, что цены во время фестиваля взлетают до небес. Туристы тянутся в Канн, чтобы хотя бы на расстоянии понаблюдать за главным кинособытием года, пусть издалека, но увидеть звезд на красной ковровой дорожке. Особое развлечение – прийти в вечернем платье или смокинге к Palais des Festivals с табличкой, на которой написано название желанного фильма, в надежде раздобыть приглашение (это при том, что основная часть зрителей проходит в зал по бейджам).
Дорожает еда: в соседней Ницце в эти дни она в полтора-два раза дешевле. Но прежде всего взлетают цены на жилье: в два-три, а иногда и четыре раза. Если начать поиски на сайте онлайн-бронирования за месяц до начала кинобезумия, то самый дешевый номер в отеле, расположенном вдали от бульвара Круазетт, обойдется более чем в 1,5 тыс. евро (и это если приехать в день открытия и уехать в день закрытия, что крайне неудобно). Сразу после окончания фестиваля это будет стоить почти вдвое дешевле. Правда, в гостиницах поближе к Дворцу фестивалей порядка 1 тыс. евро будет стоить одна ночь. А если вы хотите жить с шиком и в 100 метрах от красной ковровой дорожки – готовьтесь заплатить почти 40 тыс. евро/ночь, например, за люкс в Le Majestic. Правда, все номера в этом отеле забронированы задолго до фестиваля. Звезды, которые предпочитают более демократичные цены, останавливаются, например, в Hotel du Cap в соседнем Антибе (около 950 евро за ночь). Из-за дороговизны гостиниц многие снимают апартаменты на время киносмотра: разброс цен примерно от 1,2 тысячи до 4 тысяч евро за весь период. Те, кто не может себе позволить и этого, останавливаются в соседних городах и тратят много времени на дорогу.
Отдельная статья дохода в Канне – реклама на фасадах (или рядом с ними) топовых отелей. Здесь обычно пиарят высокобюджетные ленты вроде «Голодных игр» или анимационные новинки (в прошлом году это, например, был мультфильм «Снупи и мелочь пузатая в кино»). В 2015‑м на одной из гостиниц, выходящих на Круазетт, висел и постер новой картины мэтра Пола Верховена «Она», которая в этом году попала в основной конкурс. Кстати, известные голливудские компании, которые могут позволить себе такой PR, отдают круглую сумму за размещение своих офисов в дорогих отелях. Большие деньги студии тратят и на организацию приемов и вечеринок. Кстати, многие суперзвезды приезжают в Канн презентовать свои грядущие проекты, и это еще один источник прибыли: пресс-конференции, фотосессии, приемы.
Купи-продай
Во Франции государство поддерживает кино и, в частности, дает деньги фестивалю. Общий фестивальный бюджет примерно 20 миллионов евро. Как указано на официальном сайте Festival de Cannes, половина этих средств поступает из государственных фондов через Министерство культуры (Национальный центр кинематографии), из бюджета города и от органов местного самоуправления (Совета региона Прованс–Альпы–Лазурный Берег и Генерального совета департамента Приморских Альп). Дополнительное финансирование исходит от профессиональных союзов и официальных партнеров. Среди пятнадцати спонсоров – компании AirFrance, Canal +, Chopard (именно эта фирма изготавливает знаменитую «Золотую пальмовую ветвь»), L’Oreal Paris, Renault, HP, Master Card, Kering и другие.
Основной доход фестивалю приносит кинорынок: здесь продают и покупают фильмы, их проекты и идеи, ищут возможности для копродукции. Кстати, если в рамках основной программы показывают преимущественно арт-ленты, то на рынке представлены картины самые разнообразные: хоть ужастики, хоть легкая эротика. Важно, что аккредитация на рынок платная: с учетом налогов от 307,2 евро на ранних сроках регистрации до 399 евро при регистрации на месте. И это только начало: платить здесь нужно за всё. Аренда стенда обойдется в сумму от 4590 евро за первые 9 кв.м (каждый дополнительный квадратный метр – 299 евро) до 6425 евро (каждый дополнительный квадратный метр – 449 евро). Цена зависит от расположения стенда. Впрочем, заплатив эти деньги, вы получаете целый пакет товаров и услуг. Это и стандартная конструкция, и мебель, и все обслуживание помещения. А также три аккредитационных бейджа на рынок, 10‑процентная скидка на бронирование показов, представление вашей компании в официальном каталоге, карманном гиде, на карте рынка, сайте Marché du Film. И даже постоянный доступ на пляж Plage des Palmes. Последнее довольно бесполезно: до моря люди, приезжающие сюда работать, чаще всего дойти не успевают. Разве что полюбоваться на него, выбежав на Круазетт пообедать багетом во время короткого перерыва между сеансами.
На рынке проходит более 1450 показов фильмов в 34 залах. Самый дешевый сеанс обойдется компании в 367 евро (но посмотреть ленту смогут всего 19 человек). Самый дорогой – в 1330 евро (увидят картину 246 человек). Причем речь идет о фильме длительностью до 110 минут. Дополнительное время (до 140 минут) здесь оценивают в 25% от стоимости сеанса. Чтобы продемонстрировать еще более длинную ленту, нужно бронировать два временных слота подряд. Документальные работы показывают в помещении Doc Corner за 200 евро.
Публикация о компании в основном гиде-справочнике будет стоить от 2950 евро. Столько же необходимо отдать и за The Pocket Guide со списком показов, описанием фильмов и т. д. Попадание в ежедневную брошюру с расписанием картин – 1200 евро. Перечислять можно бесконечно. Круглую сумму придется потратить на разнообразные рекламные плакаты и постеры (от 1700 до 12 500 евро в зависимости от расположения). Стоимость баннера на главной странице официального сайта March du Film начинается от 900 евро в неделю. Существуют и разнообразные пакеты услуг (максимум – 16 400 евро).
Русский хедлайн
Несмотря на высокие расценки, пропускать каннский рынок не стоит. Например, в 2014 году объединенный стенд российского кино Russian Cinema заключил сделок на 1,5 миллиона евро. Тогда там были представлены 22 крупнейшие отечественные кинопроизводственные и дистрибьюторские компании (в этом году их уже более 35 в рамках стенда Roskino – Russian Cinema).
В 2016‑м Россия станет хедлайнером каннского рынка. Это значит, что на протяжении десяти дней (бизнес-часть фестиваля заканчивается на два дня раньше конкурсной) российские ленты будут в центре внимания. Глава Роскино Екатерина Мцитуридзе считает, что это уникальный шанс продвигать возможности национальной киноиндустрии. Российский кинематограф будут чествовать уже на приеме по поводу открытия рынка.
Кроме того, Роскино является партнером закрытой программы Producers Network для узкого круга мировых продюсеров (их 550). Главная ее цель – организация копродукции между странами. Здесь можно найти финансирование для проектов с международным потенциалом. Кстати, для Producers Network требуется отдельная аккредитация (она, конечно, тоже небесплатна).
Помимо рынка, в Канне есть национальные павильоны разных стран. Российский павильон в Village International – одновременно и единый информационный центр, и универсальная площадка для продвижения наших картин на мировом рынке. Именно там, например, пройдет пресс-конференция фильма Кирилла Серебренникова «Ученик» (он же «(М)ученик»). Там же в рамках презентации «В фокусе новое российское кино» заявят семь картин, подготовленных для заграничного проката. В павильоне представят и ряд проектов, которые готовы для копродукции. По сообщению официальных представителей российского павильона, его содержание обходится в 250–300 тысяч евро, в зависимости от количества рекламы.
Фото на память
Зарабатывает Канн также на продаже телесъемок каналам со всего мира. А еще любой желающий может купить эксклюзивную фотографию звезды с красной лестницы. Кстати, фотографы ничего не платят за право делать эти снимки, но при этом в первом ряду всегда стоит французская пресса.
Не надо забывать и о сувенирах, которые продают в официальных бутиках фестиваля. Цены там тоже не самые низкие. Например, футболки с логотипом Cannes (каждый год у них новый и разный дизайн) стоят около 30 евро. Ручки и прочая мелочевка – 10–15 евро. Судя по тому, что к последним дням ассортимент заметно скудеет, торговля идет активно.
Касса не гарантирована
Для национального кинобизнеса Канн сейчас особенно важен. С приходом в прошлом году нового президента – Жиля Жакоба, который создал современное лицо смотра, сменил бывший глава Canal + Пьер Лескюр – Канн стал больше представлять французское кино. В основном конкурсе 2015 года было целых пять картин местного производства. Три из них забрали главные награды: «Золотую пальмовую ветвь» и два актерских приза.
Что касается влияния здешних наград на дальнейшие кассовые сборы фильмов, то победа их не гарантирует. Канн продвигает кино не массовое, поэтому многие лауреаты (например, «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана, «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» Апичатпонга Вирасетакуна или даже «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера) не могут похвастаться большими сборами. Хорошую кассу собрало «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, но, очевидно, не только благодаря «Золотой пальмовой ветви».