Как стало известно “Ъ”, правительство одобрило законопроект, существенно меняющий положение Внешэкономбанка (ВЭБ) на финансовом рынке. В частности, он позволит госкорпорации, не являясь банком, привлекать во вклады средства юридических лиц. После принятия поправок ВЭБ сможет делать это по решениям правительства, но даже в таком ограниченном варианте допуск госкорпорации к банковской деятельности вызывает сильное беспокойство у ЦБ и экспертов.
Вчера в правительстве рассматривался законопроект «О внесении изменений в федеральный закон “О банке развития”» (есть у “Ъ”). Проект вносит целый ряд корректировок, из которых самым серьезным выглядит допуск ВЭБа к привлечению средств компаний. Госкорпорация сможет открывать и вести «банковские счета юридических лиц, а также привлекать во вклады денежные средства юридических лиц на основании решений правительства». Эти поправки одобрены. Как сообщили “Ъ” в ВЭБе, на следующей неделе они будут внесены в Госдуму и, возможно, приняты уже до конца весенней сессии, то есть в июле.
Согласно действующей версии закона, ВЭБ не вправе привлекать депозиты компаний, а может лишь открывать и вести банковские счета, притом только юрлиц, участвующих в реализации его проектов. Поправки существенно расширяют возможности ВЭБа. После принятия законопроекта госкорпорация сможет привлекать депозиты любых предприятий, если правительство сочтет это целесообразным. Например, как указано в документе, в целях обеспечения финансовой устойчивости Внешэкономбанка, создания условий для выполнения им принятых обязательств по соглашениям о привлечении или предоставлении финансирования, диверсификации источников финансового обеспечения его участия в реализации различных госпрограмм и ряде других случаев.
Законопроект направлен на совершенствование деятельности госкорпорации, без него возможность реализации ее новой стратегии существенно ограничена, уточнил зампред правления ВЭБа Алексей Иванченко. По его словам, для обеспечения соблюдения принципа отсутствия конкуренции с банками в проекте уточняются цели, основания и пределы осуществления ВЭБом банковских операций. В документе действительно есть важная оговорка: объем денежных средств, привлеченных ВЭБом во вклады, не может превышать размер его капитала. Согласно отчетности госкорпорации по международным стандартам, за первый квартал капитал банка развития составляет 651,3 млрд руб. Для крупного игрока рынка привлечения средств это немного — например, у Сбербанка и ВТБ на конец мая объем средств юрлиц превышал 5 трлн руб. у каждого.
Несмотря на то что проект получил одобрение правительства, а также, по данным ВЭБа, согласован всеми профильными ведомствами и ЦБ, говорить о привлечении депозитов компаний как о решенном вопросе рано. «Обсуждение продолжится в Госдуме и, как ожидается, будет острым, поскольку против такой опции выступает ЦБ»,— сообщил источник “Ъ” знакомый с ситуацией.
По мнению главного экономиста «ПФ Капитал» Евгения Надоршина, сомнения ЦБ обоснованны. «Банк России контролирует фактически весь финансовый рынок, но только не ВЭБ, и не может влиять на него через те же, например, нормативы, как на банки или других участников финансового рынка»,— поясняет эксперт.
Первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин в недавнем интервью “Ъ” указывал, что, по мнению регулятора, для институтов развития и без дополнительных функций должны быть предусмотрены жесткие нормативные показатели (см. “Ъ” от 12 июля).
«Достаточность капитала у институтов развития должна быть намного больше, чем у коммерческих банков, как и запас ликвидности,— отмечал господин Тулин.— Соблюдение таких нормативов необходимо как для обеспечения финансовой устойчивости самих институтов развития, так и для снижения системных рисков финансового сектора в целом».
Вчера в ЦБ не ответили на запрос “Ъ”. Собеседники “Ъ”, знакомые с позицией регулятора, уточняют, что он готов согласовать расширение возможностей ВЭБа, только если будут определены прозрачные и четкие правила работы госкорпорации со средствами юрлиц. «Например, право привлекать депозиты может быть дано ВЭБу в отношении компаний, которые попали под жесткие санкции, с которыми банки опасаются активно работать»,— привел пример собеседник “Ъ” в финансово-экономическом блоке правительства.
Но беспокойство Банка России разделяют и участники рынка, которые называют идею неоднозначной и опасаются прямой конкуренции с госкорпорацией. «Очевидно, что ВЭБ будет конкурировать по ставкам с крупнейшими госбанками — Сбербанком и ВТБ, то есть привлекать средства на рыночных условиях,— отмечает Евгений Надоршин.— Однако ВЭБ — институт развития, который должен финансировать именно развивающиеся проекты, которые пока не способны привлекать финансирование по рыночным ставкам». По его словам, в ставки по кредитам банки закладывают риски проекта, и если ВЭБ, привлекая то же финансирование с рынка, будет предоставлять кредиты дешевле, то риски в должной степени учтены не будут.
В конечном счете, подчеркивает эксперт, они могут оказаться рисками компаний, которые разместят свои деньги в ВЭБе. А как показывает недавний суд «Транснефти» со Сбербанком, даже крупные компании в РФ до сих пор не могут в должной степени оценить финансовые риски (см. “Ъ” от 9 июня). Государство, будучи собственником ВЭБа, выглядит неявным гарантом таких средств, добавляет господин Надоршин, но фактически гарантий не дает.