«Здравствуй, дорогой читатель. 85-я годовщина у истфака выдалась, мягко говоря, непростой. Начинать с грустного не хотелось, но куда деваться? Институт истории, да и что уж там — весь университет стал объектом пристального внимания со стороны разного рода сомнительных личностей. Диванные эксперты и просто любители позлословить, как этого и следовало ожидать, поспешили усомниться в адекватности не только подозреваемого в убийстве экс-преподавателя Соколова, но и его коллег, заодно и нас, студентов, в психических отклонениях заподозрили», — пишет в свежем номере студенческой газеты «Истфак Times» ее редактор и председатель факультетского студсовета Лия Фаррахова.
Далее автор все же выруливает от грустного к оптимистичному: «Студентам-историкам объединяться в период всеобщих потрясений не впервой, поэтому неудивительно, что хотя бы на пару недель все напрочь забыли о прежних разногласиях и дали бой общественному мнению. Тяжелее, безусловно, приходится преподавателям и директору института, но хочется верить, что и от этого удара мы оправимся».
Этому автору вторит студентка Жанна Комиссарова в заметке под заголовком «Пляски на костях»: «Жестокое убийство привело к нападкам на университет», отметив, правда, что «редакция «ИТ» выражает соболезнования близким погибшей». Похоже, студенты истфака плохо представляют себе, что такое соболезнования. Не так удивительно, если принять во внимание, как директор института истории СПбГУ Абдулла Даудов сразу после убийства аспирантки Анастасии Ещенко посочувствовал убийце, заявив, что доцент Олег Соколов в этой ситуации, возможно, «тоже пострадавший». Да, тот Даудов, отставки которого вместе с ректором СПбГУ Николаем Кропачевым, заместителем ректора по безопасности Еленой Шарыгиной и первым проректором вуза Еленой Черновой требуют уже почти 100 тысяч человек, подписавших петицию на сайте Change.org.
Впрочем, преданные руководству вуза студентки могут особо не переживать: кто нынче обращает внимание на общественное мнение! Они могут порадоваться, что в момент беспрецедентно чудовищного события во вверенном ему вузе Николай Кропачев поощрен членством в РАН и бессменным ректорством. Так что не беспокойтесь, девушки, все нормально, пока вас не расчленили или не пытают утюгом, как баловался этим ваш любимый доцент с садистскими наклонностями.
Преподаватели истфака спят со студентками — ну а что такого, говорит, улыбаясь, в эфире Первого канала Абдулла Даудов, не мы такие — личная жизнь такая, а мы не имеем на нее методов воздействия в правовом поле.
Ну, во-первых, имеете. Если директор института закрывает глаза на криминальные события в биографии Сира Соколова, то это как минимум некомпетентность, профнепригодность, несоответствие должности руководителя. Студенты-историки настаивают на презумпции невиновности — говорят, пусть суд и следствие разбираются. Да, следователи, надеюсь, разберутся в этом практически публичном преступлении. Тем более им далеко ходить не надо: доцент избавлялся от тела в двух шагах от Следственного комитета, расположенного тут же, на Мойке, по соседству. Соколов расчленял на Мойке, 82, а Следком находится по адресу: Мойка, 86-88.
Хотя такая близость — тоже палка о двух концах. «Дело Соколова» все-таки передали в Центральный аппарат СК. Известный питерский адвокат Владислав ЛАПИНСКИЙ считает, что это сделано для объективности следствия: «В Центральном аппарате более опытные следователи. А петербургские могут быть не совсем объективны из-за личного отношения к Соколову или к Ещенко, они могли быть знакомы с Соколовым или у него учиться... А уже суд по подсудности будет проходить в Питере. Возможно, состоится выездное заседание».
По мнению Лапинского, «необходимо выяснить, насколько человек, совершивший такое преступление, вменяем. Оценивает его состояние эксперт, но следователь может либо эту экспертизу принять, либо назначить новую. Нужно объективно оценить человека с учетом его прежней жизни, тем более появляются свидетельства о том, что он каких-то еще девушек избивал, применял к ним насилие. Необходимо дать этому оценку».
И пусть юристы занимаются своим делом. А что, кроме правового поля, разве уже совсем не существуют совесть, ответственность, порядочность, достоинство человека? Ах да, дедушка полюбил столь зависимую от него внучку! Это низость, если называть вещи своими именами. Всех причастных, всех, кто видел, что творил Соколов, и покрывал его, следует уволить. Чему в СПбГУ учат студентов? Лицемерию? Цинизму? Круговой поруке? «В заключение мы бы хотели еще раз выразить слова поддержки Абдулле Хамидовичу и коллективу кафедры истории Нового и Новейшего времени!» — публично стенают студенты-историки, после того как один из деятелей этой кафедры задержан с поличным и сознался в жестоком убийстве 24-летней аспирантки. Анастасия Ещенко никому зла не сделала. Наоборот, все о ней отзываются хорошо — скромная, воспитанная, трудолюбивая, талантливая. Красивая! В это трудно поверить, но после ее убийства студенты института истории СПбГУ собрались в учебной аудитории и стоя аплодировали директору Даудову. Дали, так сказать, бой общественному мнению, не забыв выложить фото об этом событии в интернет.
Пляски на костях, говорите... Это уже конец света или еще нет? Разве не искривленное сознание демонстрируют эти люди, открыто выступая с такими тезисами на ТВ, в прессе? Доктора им, доктора!
Кстати, о докторах. Будете смеяться, диванные вы эксперты, но четыре года назад 60-летний профессор СПбГУ Юрий Шубик выманил 24-летнюю студентку на несуществующую конференцию по кардиологии, инсценировал ее похищение, заточил в бункер, а потом «выкупил». Так он и сейчас преподает, работает руководителем отдела аритмологии научно-клинического и образовательного центра «Кардиология» при университете. Член правления Всероссийского научного общества аритмологов, член Европейского общества кардиологов и Европейской ассоциации сердечного ритма, автор 330 научных работ, светило в области сердечной медицины, уважаемый человек...
Как следует из материалов дела, Шубик влюбился в студентку Северо-Западного государственного медицинского университета имени Мечникова, но та отказала женатому преподавателю во взаимности. В ноябре 2015-го он предложил девушке поехать в Выборг якобы на конференцию кардиологов, по дороге организовал инсценировку похищения. На 44-м километре Выборгского шоссе машину Шубика остановили двое «неизвестных», которые сели на заднее сиденье и, угрожая пистолетом, надели на головы девушки и профессора мешки...
Кстати, на организацию инсценировки кардиолог потратил ни много ни мало 110 тысяч долларов, говорят, деньги для него не проблема. «Похищенных» увезли в заброшенный дом, на самом деле принадлежащий Шубику, где в бетонном погребе кардиолог и его жертва провели более суток. Тут профессор вел переговоры о «выкупе», чтобы предстать спасителем девушки. Но обман раскрылся, а мама потерпевшей подала заявление в полицию. Расследование вел следственный отдел СК РФ по Выборгскому району Ленобласти. Уголовное дело было возбуждено по ст. 126 УК («Похищение человека»). И что вы думаете? В марте 2017 года Выборгский городской суд Ленинградской области прекратил уголовное преследование в отношении профессора. «Суд принял такое решение в соответствии с примечанием к ст. 126 УК РФ, которое гласит, что лицо, добровольно отпустившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления», — сказали в суде. Потерпевшая собиралась обжаловать это решение, но, похоже, ничего у нее не вышло. Ей пришлось пройти курс реабилитации у психотерапевта.
Сотрудники медицинского факультета СПбГУ отзываются о Юрии Викторовиче только хорошо и, как водится, «поддерживают его в этой непростой ситуации». Друзья ученого шокированы. «Настолько доброго, милого, семейного, умного человека, как Юра, найти трудно. В то же время он стеснительный и скромный, очень деликатный. Может, это болезнь?»
А если болезнь, то как это лечится? Кто-нибудь в трезвом уме и здравом рассудке и теперь будет утверждать, что расчленение аспирантки в госуниверситете — роковая случайность? Когда уже общество осознает масштабы насилия над женщинами? Кто живет по законам другим и кому умирать молодым?
А в это время
«Мужчину, который вывез в лес свою возлюбленную, несколько раз ударил ее ножом и оставил умирать, задержали в Иркутской области», — одно из последних сообщений информагентств на «модную» тему... Вы только представьте, как 29-летняя женщина ползла по лесу с перебитыми ногами и проколотым легким, пока ее не подобрал проезжавший мимо автомобилист. «Умысел на убийство не был доведен до конца по не зависящим от него обстоятельствам, так как женщине своевременно была оказана медицинская помощь», — отмечается далее в сообщении.
И ведь найдутся те, кто сочтет это смягчающим обстоятельством.