«Граждане, не собирайтесь возле рамок металлоискателя, проходите к началу колонны, не мешайте проходу других граждан», — говорили в мегафон полицейские на Страстном бульваре в Москве. Здесь в воскресенье, 26 февраля, собирались участники акции памяти убитого политика Бориса Немцова. Их было меньше, чем в прошлом году, но марш все равно начался позже запланированного времени: полиция изъяла у участников баннер «Путин — это война», а председателя Партии народной свободы Михаила Касьянова облили зеленкой.
Акция сильно отличалась от прошлогодней. Во-первых, количеством людей. В прошлом году «Белый счетчик» насчитал 24 тысячи человек, которые шли от Страстного бульвара к проспекту Сахарова двумя колоннами. В этом — 13 тысяч человек, и колонна была всего одна.
Во-вторых, немного изменился состав участников. На этот раз во главе колонны не было близкого друга Бориса Немцова Владимира Кара-Мурзы-младшего, после отравления он направился на лечение за границу. Не было и сына Немцова Антона. Главный баннер держали около 15 человек, среди которых были Михаил Касьянов (несмотря на инцидент с зеленкой, он от участия в марше не отказался) и Геннадий Гудков. Вел колонну Илья Яшин. На акции присутствовали также Дмитрий Гудков, Владимир Рыжков и Алексей Навальный. В-третьих, изменилась повестка акции. В прошлом большинство участников были с портретами Немцова, на которых были его цитаты, с траурными рамками с надписью «Борись» и транспарантами с призывами найти и наказать заказчиков убийства.
В этом же году акция была больше не о трауре, а о политике. Портретов Немцова и цветов стало значительно меньше. Зато появился новый символ — флаг России со следами от пуль. «Стреляли в Немцова, а расстреляли Россию, — пояснил его значение «МК» один из участников акции. — Произошло политическое убийство прямо у стен Кремля, разве это не вызов?».
В лозунгах, которые скандировали участники, Владимир Путин упоминался гораздо чаще, чем Борис Немцов. Звучали и традиционные кричалки времен митингов на Болотной площади, например, «Россия будет свободной», «Долой власть чекистов», и антивоенные призывы (участников с украинскими флагами на акцию, к слову, не пропускали). «Это не траурный марш, мы собрались не плакать, а требовать, например, свободу политическим заключенным», — заявил журналистам член Федерального политсовета «Солидарности» Илья Яшин.
Участники акции не упускали возможности показать свою политическую идентичность. В воздухе развевались флаги ПАРНАСа, «Партии прогресса», «Яблока», «Либертарианской партии», «Демвыбора» и «Солидарности», появились флаги движения Михаила Ходорковского «Открытая Россия». На марш пришли и националисты, протестная активность которых в последние годы сильно снизилась. Но выступали они со своей повесткой. Колонна с имперскими флагами скандировала «Вперед, вперед, национализм», «Чечня нам не указ и требовала освободить Дмитрия Демушкина — сейчас националист находится под арестом по делу об экстремизме.
Но и Бориса Немцова участники не забыли. Звучало традиционное «Герои не умирают» и «Убийц к ответу». Впрочем, последнее требование пока далеко от воплощения в жизнь. «Следствие потерпело фиаско, думаю, совершенно осознанно, — сказал «МК» адвокат семьи Немцова Вадим Прохоров. — Мы видим только часть исполнителей преступления. Однако следы ведут как минимум в ближайшее окружение главы Чечни».