Совет Безопасности ООН по инициативе США, Великобритании и Франции в воскресенье вечером провел экстренное заседание по Сирии, еще больше накалившее отношения России с ее западными партнерами. Рассмотрев ситуацию в сирийском городе Алеппо, где возобновились полномасштабные боевые действия между правительственными войсками и оппозицией, США и их союзники возложили на Россию основную вину за срыв перемирия. Кроме того, 30 группировок сирийской оппозиции выступили с совместным заявлением — они назвали Москву «спонсором режима» Асада и отвергли ее дальнейшее посредничество в сирийском урегулировании. В этой ситуации постпред России при ООН Виталий Чуркин впервые был вынужден признать: возвращение к миру в Сирии стало практически невыполнимой задачей.
Созванному в Нью-Йорке заседанию Совбеза ООН по Сирии предшествовало возобновление боев во втором по величине сирийском городе Алеппо с применением артиллерии и авиации. Иллюстрацией того, сколь ожесточенным становится противостояние в Алеппо после провала последнего перемирия, стало сражение за лагерь палестинских беженцев Хандарат, дважды переходивший из рук в руки. В минувшую субботу сирийское командование сообщило о том, что имеющий стратегическое значение Хандарат (находится на возвышенности в нескольких километрах от Алеппо) захвачен правительственными войсками. Однако уже в ночь на воскресенье представители оппозиции заявили о нанесенном ими контрударе и отступлении сирийской армии из Хандарата.
По утверждению правозащитников и западных дипломатов, наступление правительственных войск под Алеппо сопровождается авиаударами с применением бункерных бомб, способных полностью разрушать здания и подземные убежища. В результате повреждения насосной станции Баб аль-Найран, снабжающей восточную часть Алеппо, без воды остались десятки тысяч человек. Представители сирийской оппозиции сообщили о гибели 25 мирных жителей — при этом в нанесении ударов в восточном Алеппо они обвиняют воздушно-космические силы (ВКС) России, оказывающие поддержу Дамаску.
Что и кому должна Россия
Новое наступление сирийских правительственных войск, пытающихся взять под контроль удерживаемую оппозицией восточную часть города, подтолкнуло трех постоянных членов СБ ООН — США, Великобританию и Францию — выступить с совместной инициативой о созыве в воскресенье экстренного заседания Совета Безопасности. Несмотря на то что срыву достигнутого при посредничестве России и США перемирия предшествовали систематические нарушения режима прекращения огня со стороны оппозиции, на которые обратил внимание западных коллег глава МИД РФ Сергей Лавров, инициаторы срочного совещания Совбеза попытались сделать акцент именно на нарушениях со стороны Дамаска. Серьезные обвинения были выдвинуты и в адрес Москвы. «То, что делает Россия,— это варварство, а не борьба с терроризмом»,— прокомментировала последние события в Алеппо постпред США при ООН Саманта Пауэр.
Перед заседанием западные союзники в лице США, ЕС, Великобритании, Франции, Германии и Италии выступили с совместным заявлением, возлагающим на Россию особую ответственность за переход от политического к силовому сценарию. «Чудовищные события в Сирии на этой неделе подтверждают: Россия должна доказать, что готова принять чрезвычайные меры для спасения дипломатических усилий»,— говорится в документе.
США и их европейские партнеры призвали Москву восстановить режим прекращения огня, обеспечить беспрепятственный доступ в Алеппо гуманитарной помощи и создать необходимые условия для продолжения переговоров о политическом процессе в Сирии под эгидой ООН.
Обращает на себя внимание, что под совместным заявлением Запада также стоят подписи Германии и Италии, до последнего времени оценивавших действия Москвы не столь критически, как США и Великобритания, которая при новом премьере Терезе Мей продолжает играть роль злого следователя. Глава британского МИДа Борис Джонсон в связи с событиями в Алеппо обвинил Россию в «затягивании войны, делающем ее еще более страшной».
Москва теряет Париж
Впрочем, крайне тревожным для Москвы выглядит не предсказуемый британский выпад, а прозвучавшее в воскресенье заявление главы МИД Франции Жан-Марка Эро. По его словам, Россия и Иран, поддерживающие власти в Дамаске, могут стать «соучастниками военных преступлений», если не изменят свою политику в сирийском конфликте. До сих пор представители Парижа, одного из ключевых партнеров Москвы в ЕС, не позволяли себе столь резких суждений в ее адрес.
Эта новость стала тем более неприятной для Кремля, если учесть, что от Франции в значительной степени зависит, какую позицию займет ЕС в отношении будущего антироссийских санкций. И хотя санкции эти были введены из-за конфликта на Украине и не имеют прямого отношения к Сирии, обмен обвинениями создает крайне неблагоприятный фон и не способствует достижению согласия между РФ и Западом ни по одному из вопросов.
По мнению опрошенных “Ъ” экспертов, провал перемирия в Сирии поставил Москву в положение, которое становится все более трудным. В обоих противоборствующих лагерях инициативу перехватили сторонники жесткой линии — войны до победного конца. При этом победа ни одной из сторон в обозримой перспективе не просматривается. Гораздо более вероятным становится другой сценарий — продолжение войны на истощение, длительная осада Алеппо и других городов, новые взаимные обвинения и дальнейшее обострение отношений между РФ и Западом.
В плену у «партии войны»
«Отсутствие очевидных успехов сирийских войск в боях под Алеппо показало: несмотря на поддержку российских ВКС, они пока не в состоянии надолго перехватить инициативу и кардинально изменить в свою пользу баланс сил»,— пояснил “Ъ” директор центра «Россия—Восток—Запад» Владимир Сотников.
По мнению эксперта, в ситуации, когда ни одна из сторон не может одержать безоговорочную победу, прекращение огня и последующие переговоры о политическом урегулировании стали бы оптимальным сценарием для Москвы, которая не заинтересована в том, чтобы еще глубже увязать в Сирии. «Но у многочисленных участников этого конфликта иные приоритеты. И Россия, во многом вопреки собственным интересам, пока вынуждена следовать логике “партии войны” в Дамаске и продолжать интенсивные бомбардировки, поддерживая подразделения правительственной армии на многочисленных фронтах сирийской войны»,— продолжает Владимир Сотников.
На фоне резко усиливающегося давления со стороны Запада новый удар по миротворческим усилиям Москвы в сирийском конфликте нанесла и оппозиция, которую на Западе называют «умеренной». В заявлении Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил, объединяющей 30 группировок, говорится о неприемлемости дальнейшего посредничества Москвы как «спонсора и партнера режима, совершающего преступления против нашего народа».
В этой ситуации постпред России при ООН Виталий Чуркин в ходе заседания Совбеза впервые был вынужден признать: возвращение к миру в Сирии стало практически невыполнимой задачей.