Интернет-торговля пригрозила отказом от проведения распродаж. АКИТ уведомила об этом главу комитета Госдумы по экономполитике Сергея Жигарева в начале января (письмо есть у "Известий"). В весеннюю сессию нижняя палата парламента готовится рассмотреть уже внесённый в ГД законопроект, который регулирует процесс проведения таких акций в стране. Он предписывает, например, "учитывать средние цены за полгода" при формировании скидки на товары и сообщать о причине распродажи. Торговцы считают эти требования чрезмерными. Депутаты и эксперты сомневаются в серьёзности намерений ритейлеров, акции со скидками - один из основных инструментов торговли.
ПРАВИЛА ДЛЯ РАСПРОДАЖ
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет крупнейших ритейлеров) направила в Госдуму свой негативный отзыв на законопроект депутата от КПРФ Олега Лебедева о новом порядке проведения распродаж. Об этом сказано в письме организации от 13 января на имя главы комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергея Жигарева.
Законопроект о распродажах дополняет закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и закон "О защите прав потребителей". Он был внесён в Госдуму 26 ноября прошлого года, до 13 февраля ведомства должны подготовить на него отзывы, а рассмотрение инициативы запланировано на ве сеннюю сессию. Документ предполагает, что розница, проводя распродажи, будет следовать более строгим правилам. Так, торговцы должны указывать точные сроки акции, которые сегодня могут и не анонсироваться, а также причины её проведения: возможно, речь идёт о товарах, которые уже были в употреблении или имеют брак.
Более того, уверен автор законопроекта, магазинам следует сообщать исходную цену товара (среднюю стоимость продукции за последние шесть месяцев) и именно с неё делать скидку. Плюс к этому розница должна указывать специальные условия, при которых потребители могут получить дисконт. В пояснительной записке сказано, что правовое регулирование в отношении распродаж сейчас недостаточно. По словам депутата, сложившаяся правовая неопределённость допускает злоупотребления и широко используется недобросовестными торговцами для увеличения продаж и получения дополнительной выручки посредством введения потребителей в заблуждение.
На это регулярно жалуются сами покупатели, особенно во время "Чёрной пятницы" и "Киберпонедельника". Именно эти акции ежегодно сопровождаются самыми крупными скандалами: потребители сравнивают цены до распродажи и во время неё. Неоднократно выяснялось, что на самом деле магазины не предоставляют покупателям дисконта, хотя заявляют о существенных скидках. В 2018 году организаторы акций в интернете начали использовать роботизированную систему контроля, которая не позволяет ритейлерам хитрить. Создать подобный механизм защиты для стационарной розницы пока нельзя.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО
В АКИТ категорически не согласны с обвинениями: в ассоциации раскритиковали норму относительно мониторинга цен, который придётся проводить торговым сетям в случае принятия законопроекта. В организации подчеркнули, что сейчас в интернете существует большое количество
РАСПРОДАЖА ПО ПОНЯТИЯМ
В аппарате Сергея Жигарева "Известиям" сообщили, что пока в комитете нет позиции относительно законопроекта о распродажах. Её сформируют после поступления в Госдуму отзыва правительства. В пресс-службе Минпромторга "Известиям" сказали, что законопроект в ведомство ещё не поступил. Но позиция министерства по документу формируется.
Законопроект направлен на регулирование уже имеющихся правоотношений в торговле, усложняет хозяйственную деятельность торговых предприятий и идёт вразрез с объявленной "регуляторной гильотиной", сказали "Известиям" в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейшие продуктовые сети). Там добавили, что в тексте проекта также не сформулировано понятие "распродажа" и его в итоге можно отнести к широкому кругу маркетинговой деятельности. Например, к использованию карт лояльности магазинов. А упомянутые в законе процедуры (предоставление информации, расчёт "средней цены" и "итоговой цены") могут противоречить другим законам.
Ничего серьёзного за заявлениями интернет-торговли не стоит, заявил "Известиям" депутат Олег Лебедев. Он уверен: компании не готовы терять свою выгоду. Парламентарий подчеркнул, покупатели должны чётко ориентироваться в ценах на товары и размерах скидок, а защита потребителей - это мировая практика.
Преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Галина Кузнецова тоже не верит, что ритейлеры пойдут на такой шаг и откажутся от этого инструмента. В беседе с "Известиями" она подчеркнула: распродажи - это главный инструмент в современной торговле. По её словам, многие компании устраивают акции со скидками даже в убыток себе. Кроме того, распродажи позволяют компаниям освободить складские помещения от старого товара. При этом удивили эксперта и действия законодателей - контролировать торговлю и проведение её акций достаточно сложно.