Американская киноакадемия, которую в прошлом году жестко раскритиковали за слишком «белый» список номинантов, в 2017-м перевыполнила неформальную квоту, что отразилось и на итоговом списке победителей. «Лунный свет», где вообще нет ни одного белокожего актера, выиграл не только награду за лучший фильм, но и за лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана (звезда «Карточного домика» Махершала Али).
Лучшей актрисой второго плана была признана темнокожая Виола Дэвис за роль жены мусорщика в адаптации бродвейского хита «Ограды». К слову, это четвертый случай в истории, когда обе актерские награды второго планы забирают афроамериканцы.
Фаворит же оскаровской гонки, «Ла-Ла Ленд», успел побыть лучшим фильмом года примерно минуту, пока ведущие не объявили о досадной оплошности ― за кулисами случайно перепутали конверты, и несчастный Уоррен Битти был вынужден дважды объявлять победителя. Создателей «Ла-Ла Ленда», конечно, жаль, но трудно не признать, что жизнь подобрала на редкость удачную рифму к этому фильму о жестокости американской мечты. Хотя бы благодаря этому инциденту «Ла-Ла Ленд» будет навсегда вписан в историю премии. Но, конечно, этим его вклад не ограничивается.
Мюзикл о двух мечтателях из Лос-Анджелеса получил рекордные 14 номинаций, сравнявшись с классическими «Все о Еве» и «Титаником» и забрав в итоге шесть статуэток: лучшая песня, лучший оператор, лучший художник-постановщик, а также лучшая актриса и лучший режиссер. Эмма Стоун прорвалась в высшую лигу всего со второй попытки (до этого она была номинирована за роль второго плана в «Бердмэне»), а Дэмьен Шазелл в свои 32 года стал самым молодым лауреатом в режиссерской категории.
Все девушки мира, конечно, расстроятся не на шутку ― звезда «Ла-Ла Ленда» Райан Гослинг уступил-таки актерский приз Кейси Аффлеку, но здесь и не было особой интриги. Сантехник с разбитым сердцем, сыгранный Аффлеком в пронзительной мелодраме «Манчестер у моря», ― однозначно лучшая работа сезона. Когда-то Бен Аффлек первым дал своему младшему брату главную роль в кино, и вряд ли он полагал тогда, что растит первоклассного конкурента.
В «иностранной» номинации победила драма «Коммивояжер» иранца Асгара Фархади, которому уже вручали «Оскар» в 2012 году за «Развод Надера и Симин». Режиссер не смог лично получить награду из-за временного запрета жителям Ближнего Востока въезжать на территорию США. Не исключено, что именно этот указ Дональда Трампа сыграл решающую роль в победе Фархади — широко известно, как американские киноакадемики чувствительны к подобным историям и теме прав человека вообще, тем более конкуренция в этой номинации была нешуточная.
В финальном списке, например, не нашлось места триллеру Пола Верховена «Она», который до этого взял «Золотой глобус», а также «Сезар» как лучший французский фильм. Зато в номинанты пробралась его звезда Изабель Юппер, которая в итоге проиграла Эмме Стоун. Страшно подумать, но это была первая «оскаровская» номинация великой актрисы.
Что до Пола Верховена, то режиссер «Основного инстинкта» был номинирован на премию всего один раз — 43 года назад за свой хит «Турецкие наслаждения», и в этом году был снова проигнорирован академией. Кажется, после провала «Шоугёлз» в середине 1990-х Голливуд до сих пор не может принять его на равных.
Однако по крайней мере один «неприкасаемый» смог вернуться в круг избранных после десятилетнего периода остракизма. Военная драма о медике-пацифисте «По соображениям совести» Мэла Гибсона получила шесть номинаций и выиграла в двух технических ― звук и монтаж. Награда за лучший фильм ей не досталась, но главная победа налицо ― негласный бойкот окончен.
После ряда скандальных историй, связанных с нетрезвым поведением и антисемитскими высказываниями, Гибсону фактически отказали в работе в Голливуде, и он был вынужден сотрудничать с небольшими компаниями и сниматься в Европе. Теперь же крупнейшие студии снова обрывают ему телефон с предложениями о работе.
Российского присутствия в этот раз на церемонии не случилось. От нашей страны был выдвинут «Рай» Андрея Кончаловского, который вошел в шорт-лист из девяти проектов, но до финальной пятерки не добрался. Зато среди победителей премии (лучший грим) есть комикс «Отряд самоубийц», который снял оператор Роман Васьянов («Стиляги»). Кроме того, российский композитор Алексей Айги написал музыку к документальному фильму «Я не ваш негр» о писателе и борце за права темнокожих Джеймсе Болдуине, который, правда, уступил восьмичасовому полотну «О. Джей. Сделано в Америке».
В целом «Оскар» остается верен себе. Всё опять достаточно (иногда чересчур) политкорретно ― за темнокожих кинематографистов, конечно, приятно, но, кажется, были кандидаты и лучше. Снова много предсказуемых статуэток для фаворитов ― академики вообще очень влюбчивы, и если уж любят, то статуэток не жалеют.
В то же время, как и всегда, напоследок была припасена щепотка сюрпризов. Хотя, конечно, финальный инцидент с «лучшим фильмом» ― сюрприз на редкость жестокий. Ну и парочка обидных несправедливостей — куда «Оскару» без них — всего одна, и то операторская, номинация для эпика «Молчание» Мартина Скорсезе и ни одной для Эми Адамс и Джейка Джилленхолла.