На «Мосфильме» в пятницу состоялось вручение престижной национальной кинопремии — «Золотой орел». Интригу, которая развернулась вокруг блестящих статуэток, считают одной из самых захватывающих за всю историю премии.
Накануне вручения кинопремии «Золотой орел» режиссер Никита Михалков рассказал корреспонденту «ВМ» о своей последней картине «Солнечный удар».
— Тридцать семь лет мы шли к этому фильму, — сказал Никита Сергеевич. — Самое поразительное — мы не знали, что он окажется близок к тому, что сегодня происходит вокруг. Мы снимали в Одессе всего два года назад, а сейчас той Одессы уже нет.
— Это моя попытка разобраться в том, что случилось с Россией в начале XX века. Впрочем, об этом — все мои фильмы… Прозу Ивана Бунина экранизировать сложно – об этом известно всем серьезным кинематографистом, но, как говорится, попытка – не пытка. На мой взгляд, Иван Бунин наиболее точно, объемно, объективно описал трагедию России — Гражданскую войну, показав ее причины и последствия, и поэтому без «Окаянных дней» я не мог обойтись в «Солнечном ударе».
— Ваша картина наполнена символами и смыслами. Происходил поиск новой формы?
— Все ищут новую форму. Но при этом я убежден в том, что по-настоящему волнует зрителей то, что рассказано с чувством. «Солнечный удар» - кино про людей, их жизнь, и я во время создания фильма ориентировался на мастеров прошлого. Было потрясающее советское кино, и мы, тогда молодые, смотрели его и воротили носы: «Ой, невозможно!» А сейчас я понимаю, что давно не видел такой нежной, патриотической, трогательной картины о России, как «Заставы Ильича» Марлена Хуциева.
— «Окаянные дни» Бунина в советское время винили во всех смертных грехах. Как вы относитесь к идеологии?
— Знаете, после крушения СССР от слова «идеология» бежали, как черт от ладана. А ведь это цели, определяемые народом, государством, без них идти вперед невозможно. В свое время некоторые издевались над лозунгом Московского кинофестиваля «За мир и дружбу», но ведь за этим безобидным сочетанием скрывается нормальное желание одного человека понимать другого.
- Расскажите, пожалуйста, о своих учителях.
- Благодарен им за то, что они, внимательно наблюдая, дарили мне возможность дышать самому. Нашим воспитанием занимались очень основательно. Тогда как сейчас само понятие «воспитание» не входит в образовательную программу. В результате процесс воспитания подрастающего поколения стал хаотичным. Вычеркнув это понятие, мы утратили рычаги управления.
- «ВМ» много пишет о вашей летней академии, в которой профессиональные актеры, режиссеры, сценаристы совершенствуют свои умения. Каковы перспективы Академии Никиты Михалкова?
- Даст Бог, и в этом году заработает уже годичная академия. За 12 месяцев можно будет создать «атмосферную зону», в которой студенты могут обмениваться темами, мелодиями, формами. Таким образом будет создана необходимая питательная среда для создания качественного продукта.
- Никита Сергеевич, какими темпами происходит восстановление Ялтинской киностудии, проходящее под эгидой Союза кинематографистов РФ?
- Пока юридически не будет «очищена» площадка Ялтинской киностудии, серьезно говорить о ее возрождении, увы, невозможно. Что такое Ялтинская киностудия сегодня? Это три площадки. Первая в самом центре Ялты, где раньше была студия Ханжонкова. Там планируется создание музея кино, гостиницы, фестивального центра, в частности, для фестиваля дебютного кино «Святая Анна», и там же должна быть историческая киноплощадка с портретами Веры Холодной и других звезд старого кино. Вторая площадка могла бы стать пространством для молодых режиссеров, для новаторского, экспериментального, учебного, дипломного кино. Третья площадка, которая находится в шести километрах от центра Ханжонкова, будет базой: с модулями, камерами, техникой, обслуживающей съемочные группы, которые приезжают для производства своих картин. Считаю, что у Ялтинской киностудии – большие перспективы. Посмотрим, может быть фестиваль дебютного кино «Святая Анна» в 2015 году будет уже проведен в Ялте.
КСТАТИ
Национальную кинематографическую премию «Золотой орел» в номинации «Лучший неигровой фильм» получил фильм об Олеге Янковском.
Документальный фильм "Янковский" снял режиссер Аркадий Коган.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Никита Михалков, режиссер:
- Решение Академии нельзя просчитать заранее - как голосуют, так и голосуют. Серьезное кино это вообще месседж. Заявление. Есть кино развлекательное, но в принципе и легкое кино, если оно серьезное по отношению режиссера, то это тоже высказывание. Кино, которое нельзя обсуждать, как искусство, это не кино. Ницше сказал, что искусство придумано, чтобы не умереть от истины. Вообще, для меня это действительно было неожиданно. Первый раз такая серьезная конкуренция. Хочу верить, что моя картина относится к картинам долгоиграющим. Очень многие люди смотрят ее и второй раз.