Вопрос о принадлежности части Курильских островов продолжает тревожить японских дипломатов, несмотря на то что война закончилась 71 год назад. Специальный корреспондент «ВМ» побывала на острове Шумшу, где проходило последнее крупное сражение Великой Отечественной войны. Территория этого самого северного острова Курильской гряды будет благоустроена, а оставшаяся после боев 1945 года военная техника — отреставрирована.
Когда говорят о Великой Победе 1945-го, в нашем сознании всплывают картины штурма Рейхстага и салюта из тысячи орудий 9 мая. Мы часто забываем, что война еще продолжалась. Окончательная победная точка в этой жестокой, безумной бойне была поставлена именно на Дальнем Востоке. Здесь, на Курилах, уже после Победы, наши солдаты отчаянно шли в бой против японцев. Лишь 2 сентября 1945-го на борту американского линкора «Миссури» официальные представители японского правительства подписали документ о капитуляции. Самая кровавая война, длившаяся 6 лет, окончилась. По договору Курильские острова были включены в состав СССР. Но эта земля до сих пор хранит следы войны…
ГОРЯЧИЙ АВГУСТ 1945-ГО
Позади девятичасовой перелет на самолете Москва — Камчатка. Огромный, гулкий, как тоннель, Ми-26, легендарный вертолет Афганской и Чеченской войн, наполняется рокотом и взмывает ввысь.
Перелет с материка на Шумшу — два с половиной часа реального времени — по ощущениям длится минут пятнадцать, не больше. За возможность прильнуть к иллюминатору пассажиры готовы наступать на ноги, подставлять спины под чужие локти — лишь бы увидеть то, что за бортом.
Палитра ярких несмазанных красок ослепляет: зеленый цвет всех оттенков на холмах, синий всех тонов в бухтах, пляжи из черного вулканического песка и высоченные сопки с белыми снежными ложбинками.
Стоит приблизиться к Шумшу, как яркие краски скрываются за плотной серой пеленой. Остров туманов и болот, здесь на месяц выпадает один солнечный день, а лето длится меньше недели.
Сегодня на Шумшу, небольшом острове 20 на 30 километров, нет жилых поселков. Брошен и Байково, советский поселок, сильно пострадавший еще в 1952-м от разрушительного цунами. В 90-х с острова ушли пограничники. Сегодня на целом острове живет лишь маячник с супругой — Владимир и Елена Дьячковы, а еще стадо оленей и почти два десятка медведей.
Старая взлетно-посадочная полоса еще японского аэродрома мелькает под нами. Еще несколько минут, и вертолет приземляется.
Первое, что бросается в глаза, когда ступаешь на землю Шумшу, — это отсутствие деревьев. Вместо них ковер из стланика — стелющейся карликовой сосны, сопки на горизонте и привязанные к земле на толстых тросах палатки с усиленными каркасами — лагерь поисковой экспедиции. Ветер такой, что тут же хватаешь шапку за уши, чтобы не улетела. Но по здешним меркам — это лишь легкий бриз.
Но как только ветер прекращается, появляется гнус. Да такой, что без туго затянутого капюшона работать нельзя. А каменистая земля, из которой уже месяц поднимают солдат — 35 участников экспедиции из Ленинградской области, Татарстана, Удмуртии, Ханты-Мансийского округа и других регионов, почти не поддается лопате.
— Это уже вторая экспедиция, которую проводим на Шумшу, — рассказывает Андрей Таранов, заместитель начальника Управления Минобороны РФ по увековечению памяти погибших при защите отечества, руководитель экспедиции. — Здесь, на Шумшу, была последняя крупная битва Второй мировой.
На этом затерянном в океане острове время не стерло следы войны: земля буквально изрыта воронками от бомбардировок. Видны шрамы от окопов, пустые глазницы дзотов и дотов. Поржавевшие от времени танки стоят на тех самых местах, где были брошены после боя.
В 1945-м остров казался неприступным. Глубина инженерных сооружений противодесантной обороны была до 4 километров, более трех сотен бетонных артиллерийских дотов, дзотов. На скатах и гребнях сопок — снайперы«кукушки».
Андрей Таранов показывает на карте, что вдоль всего острова тянутся искусственные надолбы, и есть лишь одно место, где можно подобраться к Шумшу, — это Бойково. Именно сюда и высадился в 1945-м советский десант.
— Полностью простреливаемые подходы к острову делали его неприступным, — продолжает Таранов. — Поэтому высадка десанта в Бойково вообще считалась невозможной.
Японцы были удивлены, когда увидели наш десант. Наши ребята, вооруженные практически только противотанковым оружием, стали танки останавливать. Наши сражались с такой отвагой, так рвались в бой, что японцы вынуждены были под этим натиском отступать.
Катакомбы уходят вглубь на пять этажей. Под землей, спрятанные от людских глаз, располагались японские казармы, мастерские, госпитали, склады, электростанции, телефонные узлы, штаб. По разным данным, от 15 до 20 тысяч человек были в подземных укрытиях. Система ходов пронзала весь остров: японские солдаты могли «нырнуть» под одной сопкой, а вылезти на другом конце острова. Во время экспедиции поисковикам удалось обнаружить один из входов в японское подземелье.
— Японцы могли отстоять этот остров, но моральное состояние было уже убитое, потому что Япония фактически капитулировала, — объясняет причины поражения Андрей Таранов.
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ
Высота 171, господствующая над островом. Эта точка во время боев раз семь переходила из одних рук в другие. Недалеко от вершины две бетонные волны, на которых выбиты имена краснофлотцев — старшины I статьи Николая Вилкова и матроса Петра Ильичева. Согласно наградным документам, они закрыли огневые амбразуры своими телами. Это единственный случай в истории такого «двойного» подвига.
— Казалось бы, под центральным мемориалом должны быть захоронены все, — рассуждает Андрей Таранов. — Но мы установили, что остались незахороненные бойцы, погибшие при неоднократных штурмах этой высоты.
В небольшой ямке — сняты буквально 20 сантиметров плотного грунта, кости солдата. Плоть истлела, а обувь земля сохранила: низкая кислотность почвы, а ботинки из толстой кожи. Косточка за косточкой поисковики поднимают останки и перекладывают на клеенку. Заполняют протокол эксгумации.
— Осколок… — относит слова ветром.
— Где? В грудной клетке?
Чтобы не пропустить осколок, проверяют металлоискателем. Документируют каждый фрагмент. Очищают щеточкой и фотографируют.
— Стланик, глубина, камни… Щуп и металлодетектор не всегда здесь эффективны, наша команда пробивала траншеи через каждый метр, — рассказывает Елена Цунаева, ответственный секретарь поискового движения России. — Мы подняли 13 японских солдат и столько же наших солдат. Среди советских бойцов был один старший лейтенант.
Медальонов на солдатах уже не было, ведь их отменили еще в 1942-м. Старший лейтенант был найден вместе с сумкой, даже обрывки комсомольского билета сохранились. Правда, на уцелевшей странице записаны лишь комсомольские взносы и никакого номера… Все собранные документы переданы экспертам. Поисковики надеются, что с помощью этих данных удастся все же опознать хотя бы некоторых бойцов.
Недалеко от останков советских солдат обнаружили и погибших японцев. Их тоже поднимают со всей тщательностью. У одного из бойцов на ногах вместо ботинок — тапочки, на подошве — иероглифы. Такие носили только в казарме: японский гарнизон застали врасплох. Большинство поисковиков приехали на Шумшу в свои отпуска.
— Как только я услышала о первой экспедиции, моей мечтой стало сюда попасть, — рассказывает Татьяна Астафьева, глава Ханты-Мансийского отделения поискового движения России. — Я в поиске с 1999 года. Сколько экспедиций за плечами? Да уже и считать перестала, но как минимум две в год. Не хочу пафоса, но это очень важно. Не столько для нас, сколько для молодежи.
МУЗЕЙ ИЛИ КЛАДБИЩЕ?
Одно из самых ярких впечатлений от острова Шумшу — конечно, подбитые японские танки, которые до сих пор стоят у высоты 171. Еще недавно это был фактически музей под открытым небом. После того как с острова ушли последние пограничники, свидетельства военной истории стали нещадно растаскиваться. Часть техники пока еще сохранилась на острове.
Подбитый танк «Чи-Ха», который по японской классификации относится к легким, словно памятник прошлому, стоит под горой.
— Противотанковое ружье работало спокойно против этой брони. Она не такая толстая. Скорее всего, попадание было сюда, взорвался боекомплект, соскочила башня, и экипажу, конечно, сразу не поздоровилось, — рассказывает Андрей Таранов.
Коллекционеры могли бы отдать за этот танк большие деньги. Но эта уникальная техника сейчас в плачевном состоянии.
В этом году участникам экспедиции удалось поднять и вывезти три самолета (две аэрокобры и один японский бомбардировщик) и два японских танка. Все эти объекты после реставрации можно будет увидеть в подмосковном парке «Патриот».
Но часть техники остается гнить под дождем. Дело в том, что Северо-Курильский краеведческий музей не хочет отдавать экспонаты.
— Сохранность техники оставляет желать лучшего… — сокрушается Андрей Таранов. — После нашей первой экспедиции было взбудоражено общественное мнение, и танки, которые до этого были бесхозные, стали относиться к местному краеведческому музею.
На них уже и инвентарный номер стоит. Но они должны быть сохранены!
ДА ТОЛЬКО ВОЗ И НЫНЕ ТАМ…
Техника, на которой стоят инвентарные номера, продолжает разрушаться (для сравнения, из-за погодных условий на Шумшу кузов ЗИЛа за 10 лет рассыпается полностью).
Чтобы не утратить уникальные экспонаты военной истории, при Минобороны была создана «Экспертная группа», в которую входят представители Минобороны, Минкульта, МВД, Российского военно-исторического общества, независимые эксперты и реставраторы. Сейчас экспертная группа работает над дополнением в законодательство: создается перечень военно-исторических музеев страны, позволяющий определить, куда отправить вновь обнаруженные экспонаты.
...Вертолет покидает Шумшу. Легкий японский танк «ЧиХа» пока остается стоять у подножия высоты 171.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, ВОЕВАВШЕГО НА ШУМШУ, ВЯЧЕСЛАВА АПРЕЛЕВА:
«Основные силы высадки [на Шумшу] состояли из десятков десантных кораблей, принятых нами по лендлизу. Большинство десантных кораблей село на бар (подводную гряду) в 100–200 метрах от берега. Японцы открыли ожесточенный огонь с берега из 76-миллиметровых орудий, установленных ими на затонувшем у гряды танкере «Мариуполь». Командир отряда высадки в первые же минуты боя был тяжело ранен, и действиями десанта руководил начальник штаба, капитан-лейтенант Борис Казенный. Он сумел организовать высадку бойцов десанта с кораблей в тяжелых условиях, когда глубина воды за баром была больше человеческого роста. Японцев поддерживали артиллерийский полк и 60 танков, которых у нашего десанта не было.
Замечу, что отряд высадки вышел из Авачинской губы Петропавловска-на-Камчатке в 5 часов утра 17 августа и прибыл к острову днем, когда утренний туман уже рассеялся. Наш десант поддерживала лишь артиллерийская батарея на южном мысе полуострова Камчатка, в 11 километрах от берега Шумшу, и поэтому ее огневая поддержка не была достаточно эффективной. Отряд высадки не поддерживал огнем минный заградитель «Охотск», находившийся значительно мористее танкера «Мариуполь». По свидетельству участников высадки, десант не поддержала и авиация, поэтому общие потери личного состава отряда высадки достигли 1500 человек».
СПРАВКА
Утром 18 августа 1945 года началась операция по освобождению острова Шумшу. Это сражение было единственной операцией Советско-японской войны, когда советская сторона понесла больше потерь убитыми и ранеными, чем противник: 416 убитых, 123 пропавших без вести (в основном утонули при высадке), более 1 тысячи раненых — против чуть более 300 убитых японцев и 700 раненых. Но благодаря героизму советских войск к полудню 22 августа японские части на острове сдали оружие.
23 августа командующий японскими войсками на северных Курильских островах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми принял условия капитуляции. На Шумшу были пленены 1 генерал, 525 офицеров, 11 тысяч 700 солдат. Взято военное имущество — 40 пушек, 17 гаубиц, 9 зенитных орудий, 214 легких пулеметов, 123 тяжелых пулемета, 20 зенитных пулеметов, 7420 винтовок, несколько танков, 7 самолетов.
КСТАТИ
Шумшу — один из островов Курильской гряды, которая тянется между полуостровом Камчатка и Хоккайдо. Отделен от Камчатки Первым Курильским проливом шириной около 11 км, от острова Парамушир — Вторым Курильским проливом, шириной около 2 км.