Цены на авиабилеты по России в 2021 году упали ниже допандемийного 2019-го и могут остаться на таком уровне и в 2022-м, считают в отрасли. Основные причины - в сильной конкуренции на внутреннем рынке, избыточной провозной ёмкости и медленно восстанавливающемся спросе, заявили "Известиям" в авиакомпаниях. В итоге на фоне резкого подорожания авиатоплива, роста аэропортовых сборов средний ценник на авиабилеты по России упал к 2019 году на 10-15%. Возможности повышения цен в 2022-м будут связаны с темпами восстановления международного авиасообщения, считают эксперты. Дополнительное давление на средний тариф 2022 года могут оказать запуск новой низкобюджетной авиакомпании Citrus и быстрый рост лоукостера "Победа", говорят они.
Российские авиакомпании в 2021 году были вынуждены снизить стоимость билетов из-за сильной конкуренции на внутреннем рынке, избыточной провозной ёмкости и медленно восстанавливающегося спроса. Об этом "Известиям" рассказали представители отрасли.
Стоимость авиабилетов на прямые рейсы "Аэрофлота" и авиакомпании "Россия" (выполняющиеся под кодом SU) на внутренних воздушных линиях за 11 месяцев 2021 года снизилась примерно на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, сказали "Известиям" в пресс-службе компании. Там добавили: на международных направлениях в 2021 году тарифы "Аэрофлота" не менялись, но, поскольку они обозначены в евро, цена зависит от курсовой разницы и могла скорректироваться.
Средний тариф у S7 Airlines за 11 месяцев 2021 года был на 7% ниже, чем в допандемийный период (январь-ноябрь 2019-го), сообщила "Известиям" пресс-секретарь S7 Group Тамара Никифорова. По её словам, на внутренних линиях ценник сократился на 9%.
У "Уральских авиалиний" цены на авиабилеты в сравнении с 2019 и 2020 годами практически не выросли. Smartavia за год снизила тарифы на своих регулярных маршрутах на 25-35% по сравнению с 2019-м, сообщили "Известиям" в пресс-службе авиакомпании.
По предварительным данным аналитического центра сервиса поездок и путешествий "Туту.ру", средний чек за перелёт внутри страны в 2021 году составил 7013 рублей в одну сторону, что на 10% меньше по сравнению с до- пандемийными показателями.
- Средняя стоимость авиабилетов на внутренние рейсы в целом по стране в 2021 году составляет 5100 рублей в одну сторону, что на 1,6% ниже, чем в 2020-м, и на 15,2% меньше, чем в 2019-м, - сообщила "Известиям" руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова.
Снижение средней стоимости авиабилета в 2021-м подтверждается также данными Росстата. Так, стоимость перелёта в экономклассе в четвёртом квартале этого года была на 14% ниже, чем в этом же периоде 2019-го, в третьем квартале - на 11,4%, во втором - на 3,3% и в первом квартале - на 2%.
При этом в "Туту.ру" зафиксировали рост средней цены авиабилета по зарубежным направлениям, добавив: в 2021 году россияне летали в основном в страны ближнего зарубежья, а также на курорты и платили за перелёт, как правило, больше, чем до пандемии.
- Средний чек за перелёт из России в страны ближнего зарубежья в 2021 году составил, по предварительным данным, почти 14 тыс. рублей за билет в одну сторону (+23% к 2020-му и +27% к 2019-му). За билет в Европу платили в среднем 19,4 тыс. рублей, на 35% больше, чем год назад, к 2019-му рост составил 42%. Билеты в страны дальнего зарубежья по цене мало отличались от прошлого и позапрошлого годов, средний чек составил 17,9 тыс. рублей за перелёт в одну сторону, - рассказали в "Туту.ру".
СИЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Несмотря на то что спрос ещё недостаточно восстановился, перевозчики в 2021 году начали активно наращивать провозные ёмкости, особенно на внутреннем рынке, сообщили "Известиям" в S7. Конкуренция была максимальной и сильно повлияла на экономику бизнеса, особенно в летний сезон, продолжила Тамара Никифорова.
В "Уральских авиалиниях" отметили, что не могут увеличивать стоимость билетов, так как выставленные на рынке ёмкости превышают спрос, особенно вне пиковых сезонов, а перевозчики борются между собой за пассажира только ценой. С этим же связаны частые распродажи (один-два раза в месяц), сообщила "Известиям" пресс-секретарь компании Вера Гасникова.
Снижение стоимости билетов произошло на фоне постоянного увеличения цен на авиакеросин и роста инфляции, а также других эксплуатационных затрат, которые несут авиакомпании, подчеркнули в Smartavia.
Авиатопливо с начала года подорожало на 75% - до 56 тыс. рублей за тонну, отметили в "Уральских авиалиниях". По данным АЭВТ, из-за роста цен на керосин авиакомпаниям в 2021 году придётся дополнительно израсходовать 60-70 млрд рублей. По предварительной оценке АЭВТ, общий операционный убыток пассажирских авиаперевозчиков по итогам текущего года может составить от 70 до 80 млрд рублей (в 2020-м он достиг почти 200 млрд).
Также на 15% выросла в 2021 году и стоимость обслуживания в аэропортах, сообщил на заседании подкомиссии РСПП 9 декабря первый замглавы S7 Group Дмитрий Куделькин. С начала осени авиакомпании начали повышать зарплаты пилотам и бортпроводникам, ранее писали "Известия".
ЛУЧШЕ НЕ СТАЛО
Российские компании превзошли допандемийный 2019 год по числу перевезённых пассажиров внутри страны. В январе-ноябре 2021-го по внутренним линиям было перевезено 81,4 млн человек, при этом за полный 2019 рекордный год российскими рейсами воспользовались всего 73 млн человек, следует из данных Росавиации. Международные перевозки восстановились лишь на 41,5% к 2019-му.
Несмотря на рекордные внутренние показатели, существенного улучшения финансового положения авиакомпаний не произошло, отметила руководитель центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина Инна Рыкова, выступая 9 декабря на заседании подкомиссии РСПП по авиационной деятельности. По её словам, стоимость полёта остаётся на относительно низком уровне на фоне роста потребительских цен.
Топ-10 популярных авианаправлений в России в 2021 году