Сколько стоит подготовка топ-фигуриста и кто ее оплачивает.
«Сборникам могут компенсировать часть расходов на постановку программ, — говорит чемпионка Универсиады-2019 в танцах на льду Бетина Попова (в паре c Сергеем Мозговым). — Выделяется определенная сумма, и ты уже сам решаешь, как ею распоряжаться. У нас было 60 000 рублей на программу. При этом, например, произвольная программа на третий юношеский разряд (а это совсем детки) стоит 20 000 рублей».
«Специальная хореография или акробатика оплачиваются отдельно, — рассказывает Попова. — В сезоне 2018/2019 для ритм-танца выбрали танго, и мы с партнером занимались дополнительно за 7500 рублей в час. Акробат к нам из Америки приезжал, чтобы помочь со сложными поддержками. Точно не вспомню, сколько платили, но деньги были немалые. Оплата, естественно, почасовая».
вычитают из призовых фигуристов на этапах Гран-при, если для показательных выступлений не подготовлен специальный номер, отличный от соревновательных программ
2 Тренировки и сборы
до ₽100 000
в месяц обойдется работа с тренером
в группе для фигуристов, которые не входят
в состав сборной страны
«Мы с партнером платили тренеру (серебряный
призер Олимпиады-1998 Анжелика Крылова. —
Forbes) сами, — говорит Попова. — Хотя у нее бы-
ла зарплата от федерации, Минспорта и школы,
которую мы представляли. Просто у нас не было
как таковых призовых, а значит, у нашего трене-
ра не было процента с них».
от ₽2000
в час стоит в фигурном катании «подкатка» —
индивидуальная дополнительная
тренировка
«Со сборами бывает всякое. Например, нам
были готовы оплатить тренировки в Сочи, но
туда не могла приехать вся наша группа — на
базу пускали только членов сборной. Тренеры
решили улететь в Болгарию. Мы с партнером,
разумеется, полетели туда же полностью за
свой счет».
$50
в час может стоить аренда льда для
тренировок в Америке или Европе
«В России обычно лед есть у тренера, — объяс-
няет Попова. — Либо вы просто приходите на
какие-то массовые катания. Арендовать личный
лед для индивидуальной работы в Москве стоит
каких-то сумасшедших денег — до 13 000 ру-
блей в час в ночное время. Для сравнения: в Пи-
тере можно найти арену за 6000 рублей в час».
3 Музыка и авторские права
$95–175
берет за сведение музыкальных фрагментов для программы
руководитель студии SportMusic.com Александр Гольдштейн, услугами
которого пользуются многие фигуристы. В России аранжировкой обычно
занимаются сами постановщики
«В последнее время к выбору музыки подходят все проще, — говорит
Гольдштейн. — Выбирают то, что можно скомпоновать без помощи
профессиональных аранжировщиков. Экономят. Бывает, что приносят
уже порезанную кем-то композицию, забракованную судьями на пер-
вых же соревнованиях: фигуристам снизили оценку за то, что в музыке
не оказалось правильного бита. И вот мне нужно что-то придумывать,
исправлять чужие ошибки».
2%
с дохода от продажи билетов плюс 5 рублей за каждый бесплатный
пригласительный перечисляется в Российское авторское общество —
за право использования фигуристами музыкальных произведений. В США
это зона ответственности арен, где проводятся соревнования
«В моей медиатеке более 60 000 музыкальных наименований, — рас-
сказывает Гольдштейн. — И на все есть права. Если просят поработать
с новым произведением, получаю разрешение. У композитора/его
представителя или у издателя/исполнителя. Так, авторские права на
многие классические произведения принадлежат не композиторам,
а исполнителям или организациям, которые их наняли. Наследники
композиторов ни на что не претендуют по истечении 75 лет. Раньше
было 25 лет, но не так давно эту норму обновили».
4 Костюмы и экипировка
$2000–2500
берут ведущие иностранные ателье за пошив
соревновательного костюма
«На платье для произвольной программы Со-
фьи Самодуровой сезона 2018/2019 только
камней ушло на 30 000 рублей, — рассказы-
вает совладелица ателье «Аравана» Светлана
Гачинская. — Использовали в основном мелкую
россыпь, искрящуюся, где-то 10 000–12 000
кристаллов, больше 10 пачек».
₽30 000
за метр может стоить качественная ткань
для соревновательного платья
«Обычно мы шьем костюмы из лайкры, сет-
ки-стрейч и шифона, — говорит Гачинская. —
Кружево тоже идет в ход, но оно и дороже, и
сложнее в работе. А некоторые спортсмены
просят использовать ткани высокой моды.
Ценник на них пугает, но топ-спортсмены могут
себе такое позволить».
₽50 000
средняя цена пары профессиональных коньков.
Еще 25 000—30 000 рублей придется заплатить
за лезвия
«Топ-спортсмен всегда может рассчитывать, что
минимум одной парой коньков обеспечит феде-
рация, — говорит Попова. — Но, например, мне не
подходит марка Risport, в них я постоянно по-
лучаю травму стопы. А в федерации мне смог-
ли выдать только такие. В итоге мне пришлось
продать Risport и купить новую пару самой».
5 Зарплата и призовые
$61 000
может заработать фигурист в случае максимального результата
в серии Гран-при (три победы). Золото чемпионата мира в одиночных
видах стоит $64 000, в парных — $90 000
«После выплаты налогов порядка 30% отдаешь тренеру, — рассказыва-
ет Попова. — Еще 16–18% удерживает федерация. В итоге от призовых
остается меньше половины. Если у спортсмена есть большой реклам-
ный контракт и это спортсмен сборной, федерация тоже получает свою
часть — 15–20%».
₽20 000
зарплатная ставка рядового спортсмена сборной России
«Кроме призовых, у фигуристов есть зарплата, — объясняет Попова. — Она
складывается из нескольких источников: Минспорта, школа, в которой
числишься, регион, за который выступаешь. Своя система поощрений
у титульного спонсора федерации — компании «Ростелеком». Они, прав-
да, очень избирательны. Обычную ставку имеет любой спортсмен сбор-
ной, за достижения можно получить надбавку. Плюс регион доплачивает.
Но в Москве, например, очень много спортсменов-фигуристов, и всех
спонсировать не получается».