Такада родился двадцать седьмого февраля 1939 года и был пятым из семерых детей владельца чайного домика в маленькой деревне рядом с древним замком Химедзи в префектуре Хиого. Он рос в окружении четырех старших сестер и с детства тонко чувствовал женский характер. Под чарующее пение гейш, доносившееся из чайного домика, мальчик с интересом листал модные журналы сестер, пытался срисовывать костюмы, шляпки и сумочки, даже шил крошечные платья для кукол. Подростком уже с головой погрузился в моду, набрасывал эскизы собственных моделей и, как с улыбкой вспомнит годы спустя, мечтал одевать большеглазых европейских женщин.
Дело оставалось за малым — поступить в ту же школу дизайнеров, где училась одна из сестер. Но в патриархальной японской семье такие вещи без согласия родителей не решались, и тут Кензо ждал удар: отец запретил даже думать о столь постыдной для мужчины прихоти. Его ждало достойное будущее преподавателя английской литературы. Послушный сын подчинился и поступил в один из самых престижных университетов Kobe Gaibo. Но после первого же семестра совершил немыслимое — бросил его и отправился в Токио.
Денег было в обрез, на помощь оскорбленного его поступком отца рассчитывать не приходилось. Кензо устроился помощником маляра и снял комнату в хибарке-развалюхе на окраине. Крошечная зарплата в семь долларов и ежедневная работа до седьмого пота: подай, принеси, загрунтуй, помой, почисти... Позже он вспомнит, какой тяжелой была первая зима, как мерз, какими красными от холода и вечно грязными от краски были его руки.
В 1958 году Такада сделал следующий шаг — поступил в главный японский колледж модельеров Bunka Fashion. Кстати, стал первым студентом мужского пола в истории «Бунка» — до тех пор в его стенах видели только девушек. Любимым преподавателем стал дизайнер Коике: тот тяготел к французскому стилю, бывал в Париже и взахлеб рассказывал затаившим дыхание ученикам о тамошней светской жизни, модных показах и знаменитых кутюрье. Кензо страшно хотелось попасть в столицу мировой моды, увидеть коллекции гремевшего по всей планете Ива Сен-Лорана и попробовать создать что-то свое.
Прилежность и несомненный талант принесли плоды: через два года юноша получил престижную награду Soen, которой отмечали молодых дизайнеров, отлично окончил школу и теперь мог претендовать на более прочное положение. Стал отшивать модели для сети универмагов, а еще устроился манекенщиком в журнал мод — внешность вполне позволяла. Но Франция еще несколько лет оставалась мечтой.
Новая жизнь началась вместе с Новым годом. Первого января 1965-го Кензо Такада ступил на причал Марселя, а оттуда поездом отправился в Париж. Впоследствии он не без изумления вспоминал свою тогдашнюю смелость и заметил однажды: «Повторись все, остался бы, пожалуй, в Токио». Он не знал французского, не представлял себе европейского уклада и понятия не имел, где и на что будет жить.
С первых же дней Кензо всеми правдами и неправдами пробирался на показы ведущих Домов моды. Парадоксально, но творения Chanel, Dior, Pierre Cardin поначалу его совершенно... обескуражили — японец до мозга костей, он не мог прочувствовать и понять европейского стиля, поскольку мыслил совершенно иначе. К тому же мучила тоска по родине — настолько, что Такада был близок к бесславному возвращению. Мир от-кутюр казался недостижимым.
А потом он случайно попал на показ Куррежа, творившего в собственной оригинальной и дерзкой манере. И Кензо понял: возможно, ему тоже удастся не потеряться в Париже. Он устроился ассистентом стилиста, потом шил модели для нескольких бутиков, а параллельно осваивал незнакомые европейские техники, ткани, цветовые сочетания и каждый заработанный франк откладывал, чтобы однажды создать собственную фирму, и через пять лет осуществил свою мечту.
Магазин под названием Jungle Jap открылся на рю Вивьен — крытой улице-галерее в районе Больших бульваров — прямо скажем, далековато от знаменитых Домов. Такада сам расписал стены гигантскими цветами и перед открытием устроил свой первый показ. Правда, смог позволить себе пошить только четыре модели. Настроенный удивить пресыщенную столичную публику чем-то экзотическим, модельер сделал коллекцию по мотивам традиционных японских кимоно из недорогой местной хлопчатобумажной ткани в сочетании с аутентичным японским текстилем. Идея заключалась в том, чтобы соединить традиции Азии и Европы. Одежда от Кензо не подчеркивала, а скрывала тело: он уже тогда решил для себя, что телу, как и душе, нужно пространство, возможность дышать. На пятьдесят зрителей, решившихся взглянуть на новенького, непривычные объемные силуэты произвели неоднозначное впечатление. Поначалу публика посмеялась, а затем присягнула необычному стилю — гламур последних десятилетий успел порядком наскучить. Вскоре модель Кензо попала на обложку Elle, и колесо фортуны стремительно завертелось.
Японец, решительно ломая привычные рамки и стереотипы, выпускал по пять коллекций в год. Прямой крой, отсутствие вытачек, застежек и пуговиц, игра с расцветками, рисунками и их сочетаниями — цветочный и «звериный» принт, клетка, полоска, этнические мотивы... Он придумал платья-свитеры, огромные береты и внедрил фасон кимоно в покрой европейской одежды.
В 1971 году Кензо с волнением ехал на родину: как примут его творчество соотечественники? Опасения оказались напрасными — обычно сдержанные токийцы не скрывали восторга и гордости. Следом Такаде покорился Нью-Йорк. В 1972-м ему как-то даже пришлось прервать демонстрацию коллекции: публика буквально с ума сходила. В том же году в Японии ему вручили премию Fashion Editor Club of Japan.
В экстравагантные восьмидесятые показы Кензо превратились в экзотические шоу. Он выбирал знаковые места: музей Орсе, биржу, площадь Трокадеро... На подиум часто выходили не профессиональные манекенщицы, а девушки «с улицы», они двигались неуклюже, маскировали свою застенчивость улыбками и смехом — и в результате выглядели очень естественно, шагая по мосту Понт-Неф, убранному горшками с цветами, или под сенью огромных шатров, раскинутых рядом со старинным замком в Бордо. В цирке шапито во время показа по арене скакали акробатки в прозрачных платьях, а сам кутюрье появился верхом на слоне. Однажды Кензо накрыл всю площадь Виктуар гигантским полотном и усыпал золотой пылью.
С 1983 года он стал выпускать мужскую одежду, предлагая сильному полу попробовать необычные сочетания цветов, фактур и линий. Полосатые брюки с клубным пиджаком в крупный цветок — почему нет? Через год Кензо стал кавалером Ордена искусств и литературы Франции.
В 1988-м свет увидел первый аромат — KENZO, A SENT BEAU. С него началась история парфюмерного Дома Kenzo Parfums.
В1991-м появился KENZO HOMME, через пять лет — KENZO JUNGLE. А за ним — в 1996-м и 1999-м — парный L’EAU PAR KENZO. В 2016 году легендарный аромат отпраздновал свое двадцатилетие и в честь этого поменял название. Теперь это L’eau Kenzo. Неизменным остается лишь легендарное содержимое флакона.
Из юноши, жившего в спартанских условиях и экономившего каждый грош, Такада превратился в маститого кутюрье и теперь мог позволить себе многое. В первую очередь путешествовать — в далеких странах он черпал вдохновение для воплощения новых идей. Свой оригинальный стиль — соединение различных культур и традиций — Кензо превратил в целое философское направление под названием «номадизм», исповедуя гармонию с природой и умение радоваться пустякам.
Уроженец Страны восходящего солнца, осевший в Европе и выпускавший под собственным именем одежду и парфюмерию, выделяется на фоне коллег не только экзотической внешностью (пожалуй, более известного японца Париж не знал со времен довоенного художника Фудзиты). Он всегда подчеркнуто сдержан и консервативен в поведении — с именем Кензо не связано ни одной сплетни, ни единого скандала, его личная жизнь тайна за семью печатями. Важные переговоры он проводил за маджонгом, которому охотно обучал собеседников, искренне считая, что эта настольная игра обеспечивает благоприятный исход дела.
Его называли «вечным юношей, который мало говорит и много улыбается». Хрупкий, изящный, с неизменной седой прядью в черных волосах, Кензо, казалось, практически не менялся с годами. Однако усталость от многолетней гонки все настойчивее давала о себе знать.
В1999-м мэтр решил отойти от дел (шестью годами раньше марку приобрел международный концерн LVMH). Той весной он был удостоен престижной американской Премии мира «За космополитическую карьеру и стиль, впитавший в себя отголоски самых различных культур и традиций». Впервые эту награду вручили модельеру, и в благодарность Кензо Такада представил платье мира — свой первый наряд от-кутюр, расшитый цветами сакуры. Осенью он презентовал прощальную коллекцию весна-лето 2000 и выставку-ретроспективу за тридцать лет.
Покинув мир моды, Кензо не совсем понимал, как будет жить вне привычной круговерти. После празднования миллениума, проводив друзей и глядя, как отъезжают их машины, он сказал себе: «У меня просто продолжаются каникулы».
Однако интерес к загадочному японцу не угасал. Глянцевые журналы с восторгом описывали удивительный дом на месте заброшенной фабрики рядом с площадью Бастилии, в котором он создал кусочек Японии — с садом, множеством цветов и маленьким чайным домиком в память о детстве и отце. Позже с неменьшим упоением пресса сообщала, что Кензо продал свою «крепость», а вместо нее приобрел дом в Монако и квартиру на бульваре Сен-Жермен. Из мансарды под крышей он наблюдал, как рассветы и закаты окрашивают невероятную панораму Парижа, перебирал коллекции безделушек, привезенных со всего света. И конечно, повсюду его окружали изображения рыб и статуэтки Будды.
Кензо много читал, медитировал, брал уроки игры на фортепиано, слушал оперу, три года путешествовал, все больше увлекаясь архитектурой. Серьезно занялся живописью, выставка его картин в 2011 году побывала в том числе и в Москве. Рисовал он всю жизнь — в минуты размышлений непременно делал какие-нибудь наброски карандашом.
А затем вновь вернулся в мир модного дизайна — только теперь занялся интерьерами. Создавал коллекции керамической плитки, посуды, мебели и декора. Свою новую фирму он назвал Gokan Kobo — «Мастерская пяти чувств». В следующем году Кензо Такаде — восемьдесят. А он все так же бодр, элегантен и поразительно молод, что проявляется не только во внешнем облике, но и в его немеркнущем интересе к жизни.
Все эти годы Дом Kenzo продолжал развиваться, сохраняя уникальные черты своего создателя. В 2000-м парфюмерная аллея славы бренда пополнилась знаменитым маком — FLOWER BY KENZO. Легендарный цветок украшал центральные площади столиц всего мира и сегодня сопровождает музыкальные фестивали Европы.
А вскоре появилось новое направление — средства ухода KENZOKI (ki — транскрипция японского иероглифа, означающего «дух, энергия, настроение»), которые по замыслу должны улучшать не только состояние кожи, эффективно воздействуя на нее, но и самочувствие в целом. Они разделены на группы по четырем стихиям: огонь, вода, земля и воздух, в основе каждой — определенный растительный компонент.
С 2003 года креативным директором марки стал Антонио Маррас, в 2011-м его сменили кореянка Кэрол Лим и Умберто Леон — сын китаянки и перуанца. До того их тандем возглавлял собственный бренд в Нью-Йорке. Дизайнеры обожают яркие цвета, растительные орнаменты и другие излюбленные принты маэстро, не боятся играть с различными стилями... С их приходом клиентками дома стали многие современные знаменитости: Рианна и Джессика Альба, Бейонсе, Кэти Перри и Майли Сайрус. Лицом новой рекламной кампании марки для коллекции денима была выбрана Бритни Спирс. В 2016 году Кэрол и Умберто создали для бренда свой первый аромат — свободный и чувственный KENZO WORLD. Рекламный ролик взорвал эфир, число просмотров превысило несколько десятков миллионов.
Время бежит вперед, появляются новые веяния, но философией Дома по-прежнему является когда-то точно найденный основателем сплав гармонии с природой, умение сочетать философию Востока и Запада, мечту и реальность.