Художник из Воронежа Сергей Баловин точно знает, что деньги в жизни не главное. Он обходится без них уже шесть лет.
30-летний Сергей Баловин совершенно не похож на человека, у которого нет денег. На нем модные джинсы, майка и шляпа, в руке пятый айфон, а сам он сидит за макбуком в Таиланде. Он там в гостях, но постоянно путешествует по миру и в Воронеже бывает от силы пару раз в год.
История его «безденежья» началась еще в 2009 году, когда молодой преподаватель живописи Воронежского педагогического университета уволился с работы и уехал в Китай. Китайцы предложили Баловину устроить персональную выставку, после которой его работы там раскупали практически оптом. Художник понял, что в Китае точно будет востребован, и снял квартиру в престижном районе Шанхая. Прямо скажем, не бедствовал. А потом случилось вот что.
– У своей соседки я увидел мольберт и предложил его купить, – рассказывает Баловин. – Она ни в какую не соглашалась, и тогда я предложил: рисую ее портрет, а она дарит мне мольберт – так честнее.
Соседка дала добро, а Сергей серьезно задумался. К тому моменту он в некотором смысле разочаровался в том, чему его учили и чему он сам учил других. Просто писать картины, за которые платят деньги, ему на доело, хотелось чего-то нового и необычного. Баловин решил поставить эксперимент: что люди готовы отдавать за его работы и можно ли в современном мире обойтись без денег.
Сергей написал на русско-язычном местном форуме объявление, что готов нарисовать любому его портрет, а в ответ ждет подарок – вещь или еду, на усмотрение дарителя. Его предложение заинтриговало, и к Баловину стали приходить заказчики. Так художник перезнакомился со всей русской диаспорой, а в его квартире появилось много новых предметов – полезных или не очень.
– Одной из первых нужных вещей была швабра, – говорит Баловин. – Из бесполезных – барабанная установка, хотя ей я тоже нашел применение.
Деньги от проданных раньше работ через пару месяцев закончились, платить за квартиру было нечем, но Сергей не оказался на улице. Сначала аренду квартиры помогали оплачивать новые друзья, а потом он выиграл конкурс швейцарской компании для художников и на несколько недель поселился в роскошном арт-отеле бесплатно.
Кругосветка в дар
За полтора года жизни в Шанхае Баловин приобрел известность и репутацию «художника без денег». Плюс совершенно отвык от хруста бумажек. Сергей решил пойти дальше – отправиться в кругосветное путешествие с пустыми карманами. О чем снова объявил в интернете.
– Написал: если вы хотите, чтобы я к вам приехал, организуйте мне в своем городе ночлег, – вспоминает Баловин.
– Номер в гостинице, палатку в саду – принимаю любые условия. Я приезжаю и рисую вам, вашим друзьям и всем, кого вы пригласите на встречу, портреты в обмен на полезные подарки. Дальше вы отправляете меня в следующую точку любым доступным вам образом – подвозите на машине или покупаете билет.
Сергей переживал, что его система обмена в этот раз даст сбой: он останется без еды и крыши над головой, застрянет в пути и пр. Но этого не случилось. Ему покупали авиабилеты, дарили одежду, снабжали едой. Причем не всегда требовали взамен портрет, некоторые делали это просто так, чтобы поддержать «безденежного» художника.
– Дарили всё, начиная от бутылки воды и зубной пасты и заканчивая авиабилетами, – рассказывает Баловин. – Один человек подарил «кругосветный» билет, по которому я вылетел из Шанхая в Мексику, оттуда в Аргентину, потом в Чили, через Париж в Москву и вернулся в Шанхай.
Никогда ничего не просил
Сергей подчеркивает, что никогда ни у кого ничего сам не просил – ему всегда всё приносили и давали сами, а он взамен просто рисовал. Чтобы его не завалили дребеденью, на своем сайте он размещает список предметов, на которые готов обменять портрет.
Так и пишет: например, «свежие помидоры, огурцы или даже бананы (витамины)» или «средства чистящие, моющие, увлажняющие, предохраняющие». Еды и одежды Баловину доставалось так много, что излишки он отдавал своим «денежным» знакомым. С подарками, если они были больше не нужны, он легко расставался, чтобы не таскать тяжести, но всегда носил с собой пятикилограммовый рюкзак с консервами и другой непортящейся едой. Совсем не из страха, что завтра может не быть хлеба с маслом, – у «безденежного» художника тоже должны быть выходные.
В течение всей кругосветки, а длилась она 17 месяцев, Баловин ни разу не воспользовался деньгами, даже когда ему давали – не хотел нарушить чистоту эксперимента.
– Неразрешимых ситуаций не бывает, – говорит он. – Меня часто спрашивают: «А что, если заболели зубы?» У меня есть медстраховка – ее тоже подарили.
Путешествие без денег Баловин успешно закончил, но привычка не сидеть на одном месте и жить натуральным обменом осталась. Он по-прежнему расплачивается портретами, и список на его сайте постоянно обновляется. Дело не в любви к халяве, уверяет Сергей, просто без денег он чувствует себя по-настоящему счастливым.
– Я никому ничего не навязываю, – рассуждает он. – Не нравится портрет – не берите и ничего не давайте. Я сразу предупреждаю, что не гарантирую новую «Мону Лизу» и вообще не факт, что картинка понравится: рисую, как вижу и как умею. В своем проекте я пришел к максимальной точке свободы. Люди связывают это понятие с финансовой независимостью: если много денег, то ты свободен. Но если нет денег, ты от них тоже не зависишь.
Баловин признает, что зависим от других факторов – элементарно от желаний тех, кто с ним меняется. Иногда его подводили, «забывали» встретить в каком-то городе, но всегда находились те, кто протягивал руку. Есть еще один момент, про который художник не любит говорить. В Воронеже у него родные, которые без денег обойтись не могут. Сергей говорит, что помогает – высылает и вещи, и деньги, когда они к нему попадают, и вряд ли делал бы для них больше, если бы остался в Воронеже.
У него самого нет ни дома, ни счета в банке, ни машины, но он считает, что есть кое-что другое: он многого достиг к своим тридцати годам. Например, понял, что нельзя делить людей на хороших и плохих, что роскошь (он жил по обмену на виллах и ужинал в элитных ресторанах) – это прикольно, но надоедает, что человеку нужно немного и что деньги уж точно не главное в жизни.
Живут же люди
Художник Сергей Баловин не одинок в своем стремлении полностью отказаться от денег. В мире есть и другие люди с похожим опытом.
Из бизнесменов в пахари
Ирландского бизнесмена Марка Бойла на отказ от денег вдохновил фильм об Индире Ганди. Он совершил двухлетнее путешествие в Индию, а когда вернулся к себе домой, продал бизнес, квартиру и уехал на ферму в Англию. Там он живет в фургоне, который ему подарили, собирает травы, орехи и ведет колонку в The Guardian о жизни без денег.
Сеанс психоанализа по бартеру
Психоаналитик Хайдемари Швермер из Германии живет натуральным обменом уже 16 лет и признается, что счастлива. Швермер читает лекции и получает взамен услуги, вещи и даже крышу над головой. Она написала о себе и «безденежье» книгу и может считаться рекордсменкой по «безденежному» стажу.
Финансовая консультация за пиво
У финансового консультанта из Торонто Шаннон Симмонс эксперимент по «безденежной» жизни закончился быстро – меньше чем за год, но девушка успела хорошо повеселиться. В качестве бартера она, например, получила бутылку пива в баре, а однажды – мастер-класс от клоуна. Арендодатель Шаннон на бартер не пошел, и она снова работает за «зло».