Наука в XXI веке будет все больше сосредотачиваться на человеке, и это повод для серьезного беспокойства. Видимые успехи в создании искусственных органов, появление универсальных биочипов, прорыв в сопряжении электроники и живой материи — подобные открытия призваны, на первый взгляд, помочь тем, кому не обойтись без радикального вмешательства. Вместе с тем мы слышим о достижениях биоинженерии, возможности создания «таблетки от старости», разработке искусственного интеллекта. Все эти направления связаны: их объясняет новое учение, которое получило название «трансгуманизм».
Генеральная идея звучит просто: хомо сапиенс — не конечная фаза эволюции и не «венец творения». Человек должен сам выйти на новый эволюционный виток, доразвив себя до киборга, а затем и вовсе — перенеся свое сознание в компьютерный носитель. Фантазия? Очевидно. Но известный публицист и футуролог Фрэнсис Фукуяма почему-то назвал ее «самой опасной идеей в мире». Базовая мысль не нова. Немецкий философ Фридрих Ницше устами своего героя Заратустры постулировал: «Человек есть нечто, что следует преодолеть». Нового Homo, как известно, попытались выковать из старого в прошлом веке, но успехом масштабные проекты «переустройства нашей косной природы» не увенчались. Сегодняшние ницшеанцы опираются на научные открытия и технические прорывы второй половины XX столетия. Поступь научного прогресса действительно впечатляет: с одной стороны, ЭВМ — микроэлектроника — интернет — искусственный интеллект, а с другой — открытие ДНК — расшифровка генома — генная инженерия. Обе ветви развития хорошо дополнили друг друга.
Казалось бы, прекрасно: прогресс не остановился, у землян есть шансы жить дольше, стать лучше. Как не порадоваться, например, успехам протезирования. Скажем, Luke arm — протез руки, позволяющий своему владельцу осязать предметы. Или бионические «конечности», которыми можно двигать, лишь подумав об этом. Сегодня это уже целая индустрия.
В токийском университете доводится до ума устройство RatCar —«крысомобиль». В отвечающий за моторику раздел мозга парализованного грызуна вшиты электроды, соединенные напрямую с колесным устройством. Мозговым усилием крыса может катить тележку в нужном направлении.
При переносе разработки на обездвиженного человека мы получаем нечто, ранее невозможное. Очевидно, все это — вполне морально оправданная помощь людям с ограниченными возможностями. Но киборгизация имеет свою логику развития. Так, уже разрабатываются протезы для бегунов или альпинистов: эти «части тела», по задумке инженеров, должны стать гораздо совершеннее естественных конечностей. Создан протез для музыканта-ударника, позволяющий выбивать немыслимые синкопы.
А почему бы не придать своему телу и мозгу некоторые новые функции? Нил Харбиссон, британский музыкант и художник, с рождения не различающий цвета, решил необычным образом поправить изъян. В его мозг вмонтировали специальный датчик, позволяющий слышать цвет (включая ультрафиолетовый и инфракрасный спектры) как звук. Из головы этого первого официального киборга торчит антенна. В 2010 году Харбиссон основал международное общество Cyborg Foundation. Цель организации — помочь всем желающим стать киборгами. Причем многим не нужна медицинская помощь. Скажем, на Западе стало уже почти привычным вживление в руку электронных биочипов — от информационных, с полным набором личных данных, до служебных пропусков и транспортных карт.
Прорывными направлениями науки занимаются и в калифорнийской Силиконовой долине, и в Массачусетском технологическом университете, и в других мощных научных центрах. Президент компаний SpaceX и Tesla Илон Маск разрекламировал недавно проект Neuralink по разработке нейрокомпьютерных интерфейсов, призванных связать человеческий и машинный мозг. Конечная цель — усовершенствованные люди. Похожими разработками занят американский же бизнесмен-мормон Брайан Джонсон, возглавляющий корпорацию Kernel. Культовый американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл, которого называют гуру трансгуманизма за пропаганду «цифрового бессмертия» в результате переноса человеческого сознания на компьютерные носители, стал несколько лет назад техническим директором компании Google. Практически одновременно компания запустила проект Calico, ставящий целью победу над старением с полуторамиллиардным бюджетом и непрозрачнй для наблюдателей.
Очевидно, что часть подобных исследований ведется за закрытыми и «полузакрытыми» дверями Так, скажем, продолжаются попытки объединить методы генной и электронной инженерии. Например, стало известно об идее «выращивать» интерфейс «мозг-компьютер» прямо из серого вещества внутри черепной коробки. К этому добавляются сообщения о генетических химерах, создаваемых в лабораториях, вроде светящихся кроликов. Генетики шутят? Но на каком-то этапе многих наблюдателей, в том числе с научными степенями, такие экзерсисы перестали вдохновлять и забавлять, а начали нешуточно тревожить. Все чаще звучит вопрос: куда идет человечество?
Ответ существует. Автор термина «трансгуманизм» Джулиан Хаксли озвучил его в своей книге 1957 года «Новые бутылки для нового вина». Первый гендиректор ЮНЕСКО, основатель Всемирного фонда дикой природы, внук знаменитого дарвиниста Томаса Хаксли и брат не менее известного писателя Олдоса Хаксли, он писал: «Человеческий вид может, если он захочет, преодолеть себя...» Упоминая о некоем «космическом долге» человечества, Джулиан Хаксли не забыл и возможных оппонентов. «Все начнется с разрушения идеологических институтов, препятствующих достижению наших основных целей».
В 1997 году возникла Всемирная трансгуманистическая ассоциация (WTA), насчитывающая ныне более 5000 членов, среди которых есть и наши соотечественники. Несколько лет назад WТА выпустила «Трансгуманистическую декларацию», в которой констатируется, что наступает пора трансформации в неочеловечество с помощью новых технологий. В документе заявляется о грядущем преодолении «ограниченности естественного интеллекта... старения... страдания и заточения в пределах планеты Земля». При этом утверждается необходимость «отстаивать моральное право тех, кто собирается использовать эти технологии, перед лицом технофобии и нелепых запретов».
Стоит отметить, что критику трансгуманисты воспринимают спокойно. Они обобщили претензии к учению (научная несостоятельность, угрозы морали и демократии, опасность разделения общества на «высших» и «низших» и т.д.) и внесли их в каталог «аргументов». Против каждого они терпеливо и вдумчиво выдвигают свои контраргументы.
Главный «козырь»: мы даем запутавшемуся вконец человечеству выход, основанный на оптимизме, научном творчестве и свободе. То есть пока нам предлагают добровольный и радостный вход в «прекрасный новый мир». Мягко советуют не артачиться. Однако слишком многих землян почему-то совсем не тянет в эту клетку.