Минпромторг выделил 370 млн. рублей на создание и продвижение в 2017 году торговой марки Made in Russia. Это часть крупной 26-миллиардной госпрограммы по поддержке российского производственного экспорта, который заменит экспорт природных ресурсов. Чтобы Россия не воспринималась в мире как сырьевой придаток.
Выглядит бренд привлекательно: стилизованное изображение голубки в цветах российского флага. Смысл читается легко: русский голубь мира. Под птичкой - надпись по-английски о том, что товар сделан у нас.
В Российском экспортном центре (правительственная организация, помогающая продвижению отечественных товаров на Западе) рассказали, что дизайнеры специально ушли от балалаек, ракет, красной икры и вологодских кружев. Долой стереотипы. А вот добрая птица - не самый плохой, к тому же широко известный в мире символ. Тут и Пикассо, и библейский сюжет о птице, принесшей Ною на ковчег оливковую ветвь.
Экспортным брендом будут отмечать не просто товары, которые Россия продает за рубеж. Голубь в цветах нашего триколора станет своеобразным знаком качества.
КОГО ОКРЫЛИТ ГОЛУБЬ КАЧЕСТВА
Выдавать «птичку» станет тот же Российский экспортный центр (РЭЦ).
- Страна производит экологически чистую косметику, у нас первоклассное машиностроение, особенно сельхозтехника, российские продукты питания вкусные и полезные. У наших товаров высокое качество, но они не занимают достойного места в международной торговле - а все из-за отсутствия маркетинговой поддержки, - уверена директор по внешним коммуникациям РЭЦа Вера Подгузова.
Пока окончательных критериев, кому разрешат украшать свою продукцию голубем качества, нет.
- Сейчас мы собираем заявки от компаний, - говорит Подгузова. - Есть уже больше 20 обращений. В плане на 2017 год - привлечь не менее 60 компаний.
Выделенные из бюджета 370 млн. рублей потратят на участие в международных выставках.
- На ближайшие два года у нас запланировано 90 мероприятий, - рассказал замглавы РЭЦа Константин Евстюхин. - Производители, которые получат государственный экспортный бренд, смогут рекламировать себя на этих выставках. Так о наших товарах узнают в других странах.
Машиностроение будут продвигать на международных автосалонах во Франкфурте, Китае, Южной Корее, Дубае. Пищевую промышленность - на отраслевых мероприятиях в Кельне, Джакарте, Дубае, Париже...
Доставку образцов на выставки и оплату участия берет на себя РЭЦ.
- Чтобы продавать что-то в зарубежной стране, производителям нужно получить местный сертификат безопасности, - говорит Подгузова. - Не все знают, как это делается. Да и денег на оформление дополнительных бумаг часто нет. РЭЦ все эти проблемы возьмет на себя.
«ДАЙТЕ НАМ БРЕНД»
Российский производитель уличных тренажеров «Кенгуру.про» экспортирует свои товары в 23 страны: Швейцарию, Норвегию, ОАЭ... Фирма обратилась в РЭЦ с просьбой помочь в продвижении и выдать ей фирменный знак Made in Russia.
- Нам бы очень помогли льготы на участие в международных выставках, - рассказал «КП» основатель компании Максим Попов. - Мы за границей свои спортивные площадки сами не монтируем. Поэтому для нас важно найти будущих партнеров.
Максим мечтает, чтобы его продукция получила заветный знак, а представители фирмы входили в состав российских официальных делегаций. Это совсем другой уровень - статус, контакты...
- Если получится познакомиться с иностранными чиновниками, тогда заживем, - строит планы Попов.
У АвтоВАЗа тоже планов громадье. В феврале 2017 года в Германии начали продавать флагман марки - Lada Vesta. В 2016 году на немецком рынке было реализовано 2272 авто. Завод хочет воспользоваться пока еще дешевым рублем и продать на экспорт в 2017 году не меньше 30 тысяч машин (по всему миру). В перспективе эта цифра должна удвоиться.
По словам вице-президента АвтоВАЗа по маркетингу и продажам Яна Птачека, приоритетным экспортным направлением для завода остается СНГ. Главный покупатель наших машин - Казахстан.
Большие экспортные планы и у Национальной мясной ассоциации. Россия уже продает кур в Италию и Голландию. Говядину - в ОАЭ. Сейчас животноводы мечтают попасть на рынок Китая.
МИЛЛИАРДЫ ДЛЯ ЭКСПОРТА
На самом деле 370 млн. на раскрутку экспортного бренда - это только маленький кусочек большой госпрограммы по продвижению наших товаров за рубежом. Всего же на программу по развитию экспорта Минпромторг в 2017 году выделил 26 млрд. рублей!
Еще 3,3 млрд. рублей уйдут на субсидирование кредитных ставок, рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Как пояснили «КП» в РЭЦе, деньги будут расходовать по двум направлениям. Первое - льготные кредиты производителям тех товаров, которые найдут спрос за рубежом. И второе - предоставление целевых льготных займов зарубежным компаниям на приобретение нашей продукции.
Примеры такой помощи в нашей истории уже есть. Так, КамАЗ получал госфинансирование на экспорт грузовиков в Казахстан и Вьетнам. Белорусская компания «Дорорс» брала у России льготный кредит на покупку компактных электростанций. Казахстан получал у нас займ на приобретение отечественных пассажирских вагонов.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
- Самое главное в экспорте и национальных брендах - следить за качеством, - считает владелец компании мороженого «Айсберри» Роман Лола. - Лoготип Made in Russia для покупателя должен однозначно ассоциироваться с чем-то надежным и хорошим. А если начнутся подделки, халтура - считай, все пропало. Восстанавливать репутацию очень тяжело. До сих пор надпись «Сделано в Китае» для многих является синонимом слову «брак». Это была крупная маркетинговая ошибка руководства страны.