Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов фактически подвел итоги 2019 года для финансово-экономического блока правительства. Четыре главные идеи на 2020 год: госрасходы возвращаются в бюджетный график и уже стимулируют экономический рост, политика в отношении валютного курса и Фонда национального благосостояния (ФНБ) останется максимально консервативной, Минфин, как и ЦБ, будет продолжать уход от доллара в резервах, наконец, разговоры о возможной «большой» приватизации бессмысленны.
По данным “Ъ”, большая часть тем, затронутых господином Силуановым на брифинге в Белом доме, обсуждалась на рабочих совещаниях в правительстве в последние дни, в том числе 23 декабря,— они касались наиболее важных возможных изменений в экономической политике в 2020–2021 годах, речь шла о возможных изменениях в налогообложении, предложениях, потенциально влияющих на формирование валютного курса, политике в отношении ФНБ и будущем приватизации.
Главный с точки зрения экономической политики тезис Антона Силуанова — «переход к стимулирующей бюджетной политике» в этом году.
На практике это заявление означает полученную уверенность правительства в том, что реализация нацпроектов в 2019 году влияла на макропоказатели именно так, как предполагалось. «Уже дает результат реализация нацпроектов, в том числе это дополнительный государственный спрос — не мог не сработать. Конечно, хотелось бы больше, но сейчас инструмент разворачивается, уверен, что в следующем году бюджетный государственный спрос будет влиять на динамику экономического развития»,— пояснил глава Минфина. Отметим, в интервью телеканалу «Россия» Антон Силуанов дал оценку объемов (из общих 1,7 трлн руб.) «переходящих» на 2020 год расходов нацпроектов — это порядка 100 млрд руб. Таким образом, ускорение в третьем-четвертом кварталах 2019 года роста ВВП обеспечено повышенным уровнем госрасходов (в сравнении с январем—апрелем, когда они были минимальны), немногим ниже этого уровня в среднем они будут и в 2020 году. Напомним, ЦБ в докладе о денежно-кредитной политике (см. “Ъ” от 24 декабря) заявил о предполагаемой нейтральности бюджетной политики в 2019 году.
Готовясь к инвестированию средств ФНБ (в этой теме первый вице-премьер заявил старую позицию, которая, судя по всему, принята правительством — потолок расходов из ФНБ по предложенной Минфином схеме в 300 млрд руб. в год, см. “Ъ” от 2 декабря), Минфин разработал его новую валютную структуру. Она будет максимально приближена к структуре золотовалютных резервов ЦБ, но предложения ведомства не предусматривают вложений в золото. Напомним, регулятор при вложении золотовалютных резервов уже существенно снизил долю активов в долларах — с 43,7% до 21,9%, одновременно нарастив долю активов в китайских юанях (с 5% до 14,7%) и евро (с 22,2% до 32%). Минфин же говорил о намерении изменить валютную структуру ФНБ — необходимость снижения доли доллара объяснялась геополитическими рисками. Текущая валютная структура ФНБ предполагает 45% долларов, 45% евро и 10% фунтов стерлингов. Таким образом, в 2020 году Минфин будет предлагать и далее накапливать ФНБ в составе международных резервов по действующей консервативной схеме, предполагающей снижение доли в них долларовых активов. Это общий «курс в отношении валют», Антон Силуанов предупредил, что РФ, возможно, не будет в 2020 году выходить на рынок еврооблигаций, вероятность займов в евро (или в других валютах) вырастет, если Минфину удастся договориться с Euroclear.
Еще одна тема, фактически закрытая в 2019 году правительством,— вопрос о координации операций ЦБ и Минфина при расходовании ФНБ с 2020 года.
Исходя из того что правительство уже решило по крайней мере до 2024 года не инвестировать из ФНБ макроэкономически значимые суммы, это вопрос второстепенный. Тем не менее, по словам Антона Силуанова, в этом вопросе правительство решило действовать по максимально прозрачной для рынка схеме: схем «взаимозачета» операций Минфина и ЦБ не будет — вопрос полностью передан Банку России, который сам будет принимать решение об операциях, нивелирующих влияние трат Минфина на валютный рынок. Судя по всему, это системное решение: ЦБ в подобных вопросах предпочитает автономную политику.
В части же формирования ФНБ Антон Силуанов сообщил об обсуждении в правительстве долгосрочных и более жестких ограничений «бюджетного правила»: пределы роста цены отсечения нефти могут быть ограничены, хотя это и «дело не сегодняшнего дня». Поясним, по Бюджетному кодексу нефтегазовые доходы от цен, превышающих базовую, направляются на пополнение ФНБ: в 2017 году она была установлена на уровне $40 за баррель и ежегодно индексируется на 2%, в 2023 году она составит $45. «Надо смотреть за себестоимостью добычи нефти, потому что планка отсечения привязана к себестоимости. Если мы планку отсечения будем держать на уровне $50 за баррель, себестоимость, условно говоря, будет падать до $25, то будут нарастать риски, когда цены могут упасть до уровня себестоимости, в какой-то период и ниже, а планка отсечения не будет позволять нивелировать эти риски»,— пояснил он. По достижении ФНБ свыше 7% ВВП допускается инвестирование этих средств — по мнению Антона Силуанова, этот порог нет необходимости повышать даже в случае кризисных явлений. В свою очередь, вопрос о повышении планки отсечения к ВВП, по словам первого вице-премьера, больше неактуален — ранее это предлагал ЦБ.
Две темы, которые, по сведениям “Ъ”, обсуждались в Белом доме, Антон Силуанов оставил фактически без комментариев. Первая — вопрос о передаче на баланс правительства акций Сбербанка, сейчас находящихся на балансе Банка России: эту дискуссию косвенно подтверждали представители ЦБ, решения по нему нет. По сведениям “Ъ”, само по себе «расставание» ЦБ с контрольным пакетом акций Сбербанка не является невозможным, но острой актуальности в теме Белый дом не видит. Вторая тема, оставленная первым вице-премьером без комментария,— налоговые вопросы. По сведениям “Ъ”, в Белом доме обсуждалась тема налогового вычета по НДФЛ для малоимущих — так, 17 декабря в поддержку этой инициативы выступил министр экономики Максим Орешкин, 24 декабря идею поддержала спикер Совета федерации Валентина Матвиенко. Вопрос является для бюджетной системы чувствительным: муниципальные бюджеты могут при любых изменениях (напомним, в действующей системе ранее 2021 года никакие действия с налогами, в том числе с НДФЛ, реализованы быть не могут) потерять сотни миллиардов рублей. Впрочем, пока положительное решение вопроса выглядит маловероятным, поскольку с очевидностью может дестабилизировать региональный уровень бюджетной системы в разгар реализации нацпроектов.
Что касается приватизационных планов правительства на 2020–2022 годы, то, как отметил Антон Силуанов, власти «не ставят самоцелью провести масштабные приватизационные процедуры» — заложенные в бюджете 3 млрд руб. поступлений в основном должны быть обеспечены так называемой малой приватизацией. Свою задачу правительство видит в продолжении курса на снижение доли государства в экономике, при этом в отношении стратегических компаний (конкретно названы «Газпром» и «Роснефть») политика сохранения контрольного пакета неизменна. 25 декабря план приватизации на трехлетку будет вынесен на рассмотрение правительства — компании, которые в него попадут, первый вице-премьер называть не стал. Впрочем, по сведениям “Ъ”, правительство в целом склоняется к тому, чтобы в дальнейшем на среднесрочный период закрыть и тему «большой» приватизации, и ее обсуждение. Напомним, как объявила ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина, с 2020 года регулятор намерен продавать санированные банки, в том числе группу «Открытие», видимо, помимо «Совкомфлота», крупные приватизационные сделки в следующие год-два следует ждать скорее в финансовом секторе.
Исходя из тем, комментируемых первым вице-премьером, очевидно, что инновационные предложения по ним в правительство по крайней мере неофициально вносились. Часть работы Антона Силуанова в 2019 году заключалась в том, чтобы в них обоснованно отказать,— исходя из объявленных решений, эта работа была успешной.