Очередное хамское заявление польского министра Схетыны обескураживает. По мнению главы МИД Польши, торжества, посвященные завершению Второй мировой войны, должны проходить не в Москве, а в Лондоне или Берлине. Так и хочется спросить: а с головой все в порядке? Попытки принизить великий подвиг советского народа не новы. Историческое беспамятство словно инфекционная болезнь поражает многих одиозных политиков. Но реальные факты не спрячешь. А они говорят, кто внес решающий вклад в разгром фашизма и кто поэтому вправе отметить святой День Победы в своей столице, пригласив на торжество всех участников совместной борьбы.
Так считает бывший фронтовик, ныне президент Академии военных наук, доктор военных и доктор исторических наук генерал армии Махмут Гареев.
Дорогую цену заплатил наш народ. И при этом у иных "исследователей" хватает совести ставить под сомнение, кто освободил мир от фашистской чумы. Вы можете показать на конкретных цифрах, кто разгромил гитлеровские полчища?
Махмут Гареев: Наша страна и ее Вооруженные силы сыграли решающую роль в достижении победы во Второй мировой войне. На протяжении всей войны главные силы Германии и ее сателлитов были прикованы к советско-германскому фронту. Против наших войск действовало от 190 до 286 наиболее боеспособных дивизий фашистских войск, в то время, как англо-американским войскам противостояло в Северной Африке от 9 до 20 дивизий, в Италии - от 7 до 26, в Западной Европе (с началом высадки в Нормандии) - от 56 до 75 дивизий. Квантунская армия Японии постоянно приковывала к себе до 40 наших дивизий. На советско-германском фронте были разгромлены и пленены 176 дивизий. 80% общих потерь гитлеровские войска понесли в сражениях против Советской армии. Это относится и к количеству уничтоженного оружия и военной техники. Даже такой не самый большой друг Советского Союза, как британский премьер Уинстон Черчилль, вынужден был признать: "...Все наши военные операции осуществляются в весьма незначительных масштабах... по сравнению с гигантскими усилиями России".
Цинизм - заметная черта многих нынешних политиков. Украинский премьер Яценюк договорился до того, что это СССР напал на Германию, а заодно и на Украину, польский министр Схетына с издевкой уверял, что лагерь смерти Освенцим освободили некие "украинцы" - словно 1-й Украинский фронт, в составе которого сражались воины 39 национальностей, не был частью Советской армии. Говорят и о том, что советским войскам не следовало выходить за пределы СССР и "оккупировать Польшу". Это историческая безграмотность или помутнение в умах?
Махмут Гареев: Странно и оскорбительно слышать в наши дни заявления таких историков, политиков, журналистов, ставящих под сомнение великую освободительную миссию Советской армии, их измышления об "оккупации" советскими войсками Польши, Прибалтики и других европейских стран. Предположим, наша армия подошла бы к своим границам и, чтобы не быть оккупантами, остановилась. Кто и как должен был освободить народы от фашистских войск? Уже после трагических Арденнских событий в конце 1944 года стало ясно, что западные союзники без участия советских войск освободить всю Европу не в состоянии. А если бы мы остановились на тех рубежах, то все свои наиболее боеспособные дивизии, а их были еще сотни, Гитлер бросил бы на Западный фронт. Думаю, о результатах говорить не приходится.
Наши западные союзники понимали, что им может грозить, если Советский Союз вдруг выйдет из войны?
Махмут Гареев: Хорошо понимали. Не случайно Тегеранское, а затем и Ялтинское соглашения союзных стран антигитлеровской коалиции требовали совместно добиваться полного разгрома и безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Мы эти решения должны были выполнять и выполняли. Около 7 млн советских воинов непосредственно участвовали в освобождении 11 европейских стран. Кто мог их заменить? Не было такой силы в оккупированной Гитлером Европе. Если бы ему дали в то время передышку, Германия могла снова собраться с силами, пойти на сепаратные соглашения с некоторыми из наших союзников, такие попытки подспудно уже начались. Тогда и для нас главная цель Великой Отечественной войны осталась бы неосуществленной. Теперь же, положив только за освобождение Польши 600 тыс., а за освобождение всей Европы - 1,5 млн наших воинов, мы попали в разряд не освободителей, а "оккупантов".
В Польше Россию обвиняют и в том, что советские войска якобы не пришли вовремя на помощь восставшей Варшаве и восстание было подавлено гитлеровцами с крайней жестокостью.
Махмут Гареев: Судьба Варшавского восстания насколько героическая, настолько и трагическая. Но обвинения в наш адрес абсолютно беспочвенны. Знаменитая операция по освобождению Белоруссии под кодовым названием "Багратион" планировалась на глубину 250 км, т.е. именно до границ Белоруссии с Польшей. На такую глубину рассчитывалось и тыловое обеспечение войск - снабжение боеприпасами, горючим, продовольствием, медикаментами, одеждой и обувью, пополнением для поредевших полков. Но наступление стало развиваться столь успешно, что войска гнали врага почти 500 км и увязли в распутице перед Вислой - фактически без снарядов, топлива, свежих сил. Требовалось подтянуть резервы. И именно в этот момент, без какого-либо согласования своих действий с советским командованием было начато вооруженное выступление в Варшаве. Почему так случилось - ответ надо искать не у нас. За генералом Бур-Коморовским, который стоял во главе восстания, был послан самолет, пытались его спасти, но он предпочел сдаться гитлеровцам, подписав акт о капитуляции.
Обвиняя нас во всех смертных грехах, зарубежные да и отечественные ниспровергатели победы при этом забывают, какая трагическая судьба была уготована фашизмом порабощенным народам. Отсюда, кстати, и оправдание власовцев, бандеровцев , прочих предателей, которые, видите ли, еще тогда начали "борьбу против сталинского режима".
В сегодняшней Украине бандеровцев увенчали славой героев. Но какой след они оставили в истории Второй мировой войны, какие подвиги совершили, на каких фронтах воевали?
Махмут Гареев: Прежде всего скажу, что бандеровцев ни в коей мере нельзя отождествлять с украинским народом. Вклад в общую победу украинского народа огромен. На территории Украины действовало несколько фронтов, во второй половине войны было четыре Украинских фронта, в которых геройски сражались в общем строю сотни тысяч украинских патриотов. Многими общевойсковыми, танковыми, воздушными армиями и дивизиями командовали славные сыны украинского народа. И нынешнее покровительство киевских властей нацистам - это наглое и уродливое издевательство над миллионами людей, которые отдали свои жизни в борьбе с фашизмом, над живыми ветеранами - участниками Второй мировой войны.
Хорошо известно, что так называемая Украинская повстанческая армия (УПА), дивизия СС "Галичина", батальон "Нахтигаль", другие националистические формирования создавались и содержались во время войны гитлеровским командованием и действовали по его указке. Фашисты использовали их как карательные "зондеркоманды" против партизан. Только в Белоруссии они сожгли 628 деревень, в том числе вместе с жителями печально известную Хатынь. Нацисты устроили в порабощенной Европе холокост, истребив 6 млн евреев, и бандеровцы активно участвовали в нем, их рук дело - кровавый Бабий Яр в Киеве, массовое уничтожение евреев во Львове, так называемая "волынская резня", когда были убиты почти сто тысяч поляков. Вопреки утверждениям оуновских идеологов никаких реальных боевых действий на фронте они не вели. На пути наступавших советских войск устраивали диверсии и бандитские вылазки, в одну из таких предательских засад попал и погиб освободитель Киева генерал Ватутин. "Действий УПА против немецких войск не зафиксировано, были грабежи обозов отступавших частей", - такой официальный ответ пришел на наш запрос из архивного ведомства ФРГ.
Вам, воевавшему бок о бок с героями-украинцами, наверное, и в страшном сне не могло присниться, что внуки тех фронтовиков пойдут убивать Донецк и Луганск, не щадя ни стариков, ни детей. Почему так случилось?
Махмут Гареев: Наш народ вышел из войны окрыленным и полным надежд. Нам многое удалось и в послевоенные годы. Но, видимо, мы слишком долго упивались триумфом Победы и не заметили, что война вскрыла не только источники нашей силы, но и наши недостатки и ошибки. Мы не смогли закрепить свою победу должным образом в политическом и особенно в экономическом отношении. Так и случилось, что Советский Союз, одолевший фашистскую военную машину, спасший весь мир, себя спасти не смог.
Если внимательно приглядеться, что творится в мире, украинские события, видимо, далеко не случайны. В ряде стран приходят к власти деятели, родители которых состояли в нацистской партии, и люди, благосклонно относящиеся к идеям радикального национализма. Нюрнбергский международный трибунал признал эсэсовские формирования преступной организацией. Но сегодня их бывшие активисты маршируют с фашистскими флагами и орденами по городам прибалтийских стран, а в Евросоюзе все это воспринимается даже с определенным сочувствием. Если бы Жуков, Эйзенхауэр, Монтгомери, Де Голль, другие ветераны Америки и Европы могли вдруг ожить и увидеть, как высокая чиновница госдепартамента США и министр иностранных дел Евросоюза раздают на киевском майдане пирожки бандитствующим фашистам, они бы вновь легли в гроб от ужаса, омерзения и стыда за такое насаждение "свободы".
А что касается Украины - кроме экстремистов с майдана там много других людей, стоящих на здравых позициях. И мы с ними должны налаживать отношения. Российские ветеранские организации могли бы, наверное, в нынешней непростой обстановке более активно поддержать ветеранов Украины.
Нынче даже у нас появляются публикации, что якобы Сталин, Советский Союз сами готовили войну - "во имя мировой революции". Вам памятны предвоенные годы. Каким было общее настроение тех дней: люди рвались в поход "до британских морей" или жили тревожным ожиданием, как бы немец не напал?
Махмут Гареев: В СССР не было своего плана "Барбаросса" - плана военного нападения на Германию. Генеральный штаб разрабатывал операции по отражению фашистской агрессии, в вероятности которой к 1941 году не сомневались не только военачальники, но и обычные люди. Руководство страны делало все возможное, чтобы оттянуть войну, упредить возможное нападение. Власти понимали, что перевооружение армии только началось, экономика слаба, а у Гитлера "под ружьем" мощь фактически всей Европы. Поэтому все рассуждения о "превентивном ударе", о неком "походе на Запад" - не более чем мифология.
Иногда говорят, что юбилей Победы - это последний окоп Великой Отечественной, который обороняют последние ветераны - уже глубокие старики. Как вы считаете, виновато время, стирающее память о прошлом, или есть вполне "рукотворные" причины?
Махмут Гареев: Ветеранов не может не беспокоить, что практически исчезает герой войны из литературы, искусства. И все спорят, а совместимы ли фильмы и книги, несущие воспитательный заряд, с демократией? Но демократия, говорят, появилась, когда бог подвел Адама к Еве и сказал: "Выбирай кого хочешь". Может быть, именно в таком виде ее нынче хотят внедрять? Не ради этого воевали и гибли участники войны. А ведь нужны всего-навсего правдивые вещи.
Фильм "Баллада о солдате" показали на Берлинском кинофестивале в самые "студеные" годы "холодной войны". В зале, вспоминал драматург Валентин Ежов, в основном богатые немцы, атмосфера напряженная. Вдруг встает пожилая немка, идет на сцену и обращается в зал: "Вы многие меня знаете... У меня было пятеро сыновей, и все они погибли на Восточном фронте. И вы не сделали картину ни про одного из моих сыновей. А русские сделали. Я всю картину проревела, потому что увидела моего сына на войне". В зале долго молчали. А жюри присудило фильму главный приз...
В исторических книгах и статьях нередко искажается история Великой Отечественной войны, но при обсуждении таких фильмов и книг участников войны обычно не приглашают. Авторы говорят: "Мы ищем правду о войне". Какую? Вы для начала хотя бы выслушайте тех, кто воевал, кто на своей шкуре испытал окопную жизнь. Стали не в чести героизм, подвиг, самоотверженность, воинское мастерство командиров и солдат. Но если бы война состояла только из неудач, поражений, неумелых действий, она окончилась бы нашим поражением. Но ведь мы победили, и в этом - главное.
В мае 1945-го весь мир восторженно рукоплескал "рус Ивану". А сейчас многие на Россию смотрят косо, ставят палки в колеса, пытаются давить разными экономическими санкциями. Как считаете, выстоим?
Махмут Гареев: Вспомним историю: 1812 год, Крымская, Русско-японская, Первая мировая, Великая Отечественная, Афганистан, Чечня... Политики и дипломаты говорят, что международные противоречия необходимо разрешать, не прибегая к военной силе. Но фактически всякий раз это приходилось расхлебывать офицерам и солдатам. В этом отношении бескровное воссоединение Крыма с Россией в 2014 году - совершенно новое явление. Может быть, оно означает наступление новой эпохи в решении оборонных задач? Этим можно гордиться и, конечно, надо извлекать необходимые уроки для совершенствования нашей "мягкой" силы и повышения эффективности всей системы стратегического сдерживания. Убежден, что народ, который одержал Великую Победу в самой грозной из войн, найдет в себе силы устоять и в предстоящие трудные годы.