Столь жесткими обвинениями предстоятели поместных православных церквей мира не обменивались со времен Вселенских соборов ранневизантийской эпохи. Причиной стало принятое 29 декабря решение синода РПЦ об открытии своих епархий и экзархата в Африке. На территории, канонически принадлежащей древнейшему Александрийскому патриархату, которому руководство РПЦ объявило войну. Вопреки канонам, РПЦ приняла 102 африканских клириков — примерно 15% от всего клира Александрийского патриархата.
13 января патриарх Александрийский Феодор — в прошлом большой друг РПЦ (в 1980-е служил и учился в Одессе) — издал эмоциональное послание. Он называет руководителей Московского патриархата «волками и лжецями», сеявшими на африканском континенте «плевелы раскола».
В отместку за признание Александрийским патриархатом автокефалии (независимости) церкви Украины, пишет патриарх, РПЦ «нарушила Предание Вселенских Соборов, которое уважали все Патриархи Русские до сего дня».
Вторжение РПЦ в Африку Феодор называет «колониализмом» и «воровством» клира с помощью подкупа.
Истоки нынешнего конфликта, чреватого новым глобальным расколом хритианского мира, лежат в событиях 2016–2019 гг. Более 50 лет мировое православие (включая РПЦ) готовило Всеправославный собор, и когда он, наконец, собрался в июле 2016 г. на Крите, РПЦ внезапно отказалась от участия в нем. Одной из главных тем собора был способ предоставления автокефалии (церковной независимости новым поместным церквам) и, в этом контексте, «украинский вопрос». Части Украинской церкви добивались автокефалии почти весь ХХ в., а после обретения Украиной независимости этот вопрос встал еще острее. Не приехав на Крит, РПЦ развязала руки Вселенскому (Константинопольскому) патриархату, который, во-первых, считает себя единственным в православии институтом, правомочным давать автокефалии, а во-вторых, не признает юрисдикции РПЦ над Украиной, обвиняя Москву в аннексии Киевской митрополии в XVII в. В итоге 6 января 2019 г. Константинопольский патриарх Варфоломей даровал Томос об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ), а 8 ноября того же года этот акт признал Александрийский патриарх.
В ответ РПЦ разорвала каноническое общение с обоими патриархами, а когда ПЦУ признали Афинский и Кипрский архиепископы, поступила хитрее: разорвала общение персонально с архиепископами, но начала поддерживать провинциальных «оппозиционных» архиереев, выступавших в Греции и на Кипре против украинской автокефалии.
Опальный протодиакон Андрей Кураев обращает внимание на почти полное отсутствие «пиар-сопровождения» столь сенсационного решения синода РПЦ внутри России. Первые разъяснения стали появляться лишь после долгих новогодних выходных. Кураев объясняет это свойственным патриарху Кириллу состоянием un capriccio isterico, в котором принималось решение.
Никакой религии — только бизнес?
Александрийский патриархат имеет репутацию самой миссионерской церкви в православном мире. Еще в XIX в. этот патриархат был, хоть и древним и уважаемым, но малочисленным, объединявшим несколько греческих общин на севере Египта и Ливии. Сегодня в нем 29 епархий, 6 монастырей, 43 епископа и более 700 клириков — в основном, в странах экваториальной Африки. В Миссионерском отделе РПЦ уверяют, что «подавляющее большинство» этих клириков «желает перейти в РПЦ».
В Александрийском патриархате не разделяют такого «оптимизма». Митрополит Камерунский Григорий уверяет, что «РПЦ набрала в свои африканские ряды раскольников и маргиналов. Большинство священников, перешедших в РПЦ, — старостильники (представители «альтернативних» православных церквей. — А. С.), а также разнообразные нарушители канонических норм, ранее запрещенные в служении или лишенные сана».
Источник в Александрии сообщил «Новой», что некоторые африканские клирики, принятые в РПЦ, являются одновременно католиками.
Чтобы понять это явление, остановимся на биографии уже покойного «апостола православья» в Уганде о. Иоакима Киимбы.
Родился в семье англиканского священника, который перешел в Александрийский патриархат. Учился в Ленинградской духовной семинарии и также стал священником Александрийского патриархата. В 1991 г. присоединился к материально благополучному «Синоду противостоящих» ИПЦ Греции, который в мировом православии считают раскольническим. Потом противоположный крен — в 1998 г. Иоаким переходит в Антиохийскую католическую церковь. Спустя два года, вновь возвращается в православие — в одну из малочисленных американских юрисдикций. Затем опять «Синод противостоящих», потом более малочисленная (но и более богатая) американская юрисдикция и, наконец, «ноу хау» — Русская православная старообрядческая церковь, которая еще никогда не имела приходов в Африке.
Новообращенные православные африканцы — явление специфическое. Конечно, есть среди них искренне уверовавшие, но
часто выбор конфессии зависит от финансовых мотивов, и один и тот же священник может принадлежать к двум, трем и более церквам совершенно разных традиций.
С мирянами еще сложнее. Конечно, положение африканских христиан (часть из которых также является адептами традиционных племенных культов) бедственное и в помощи они нуждаются. Но этично ли смешивать гуманитарную миссию со спекуляцией на африканской бедности из-за мести или политических дивидендов?
Как оправдать агрессию
Особая честь (второе место после Константинополя), которым пользуется Александрийская церковь в православном мире, связана с тем, что в I в. ее основателем был евангелист Марк, автор второго из четырех канонических Евангелий. Александрия играла ключевую роль в догматических спорах IV–V вв., в которых выкристаллизовалось православие. Эта церковь упомянута как минимум в трех правилах Вселенских соборов, в том числе — в 6-м правиле I-го Вселенского собора 325 г. Там содержится ссылка на «древние обычаи», по которым юрисдикция Александрии простирается на Египет, Ливию и Пентаполь. Тогда же зародился обычай именовать патриарха Александрийского «папой, судией Вселенной и тринадцатым апостолом». Прибавка «и всея Африки» добавилась к титулу только в начале ХХ в., РПЦ ее почти сразу признала и никогда не оспаривала. Другие поместные церкви также не претендовали на юрисдикцию над какими-либо регионами Африки.
Устав РПЦ содержит перечень из 16 государств, православные граждане которых «обязаны» быть в ее юрисдикции. Ни одного африканского государства в перечне нет. Правда, в 2000 г. по инициативе тогда еще митрополита Кирилла в Устав внесена добавка о том, что юрисдикция РПЦ распространяется и «на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Но тот же
Кирилл считается автором термина «каноническая территория», на незыблемости границ которой он всегда настаивал. Вплоть до вторжения в Африку. Редукция этих границ открывает настоящий «ящик Пандоры», грозящий распадом РПЦ.
Канонически оправдать вторжение в Африку пытается священник Георгий Максимов, но получается неубедительно. Он напоминает, что по правилам Вселенских соборов в Александрийский патриархат входят только Египет, Ливия и Эфиопия. Значит, остальная Африка вполне может принадлежать РПЦ. Допустим. Но почему, в таком случае, синод РПЦ учредил Северо-Африканскую епархию в Каире? Разве это не Египет? Второй апологетический довод — «вступление в общение с раскольниками подвергает отлучению от церковного общения самого вступившего». Под «раскольниками» здесь подразумевается ПЦУ, признание которой сделало «раскольником» и Александрийского патриарха. Но все поместные церкви, кроме РПЦ, так не считают и общения с ним не разрывают. Равно как и РПЦ не разрывает общения с этими поместными церквами.
Зона военно-стратегических интересов
Военная риторика, сопровождающая вторжение РПЦ в Африку, хорошо гармонирует с образом первого «африканского экзарха» — митрополита (с 7 января) Леонида (Горбачева).
Свой трудовой путь он начал после школы лаборантом кафедры динамики полетов в военно-воздушном училище в Краснодаре, затем служил в армии, а с 1997 г. работал в Отделе по взаимодействию с Вооруженными силами Московского патриархата. В этом качестве выезжал в служебную командировку в российскую воздушно-десантную бригаду в Боснии и Герцеговине. Перейдя в Отдел внешних церковных связей, получил назначение на должность настоятеля подворья РПЦ в Александрии, где крайне негативно воспринял «арабскую весну». В 2013 г. рукоположен во епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского, но через три года отозван на родину накануне «кокаинового дела», в котором оказалась замешана организация M.O.R.A.L. (Mecenas Ortodoxos Rusos en America Latin — «Русские православные меценаты в Латинской Америке»). Тогда аргентинские власти изъяли более 362 кг наркотиков из подсобки школы при посольстве РФ и выдвинули подозрения против членов православной организации. На новой кафедре — во Владикавказе — Леонид вступил в конфликт с главой Северной Осетии Вячеславом Битаровым и национальной интеллигенцией — по его мнению, они возрождали языческие обычаи и не помогали РПЦ. Переехав в Москву, стал заместителем митрополита Илариона в ОВЦС и защитил магистерскую работу о гонениях на христиан в Африке в университете Дружбы народов.
Планы у экзарха генеральские.
«Поверьте, дело не станет. Сейчас в разработке полномасштабная программа не только развития приходов, но и полноценного присутствия Русской православной церкви на континенте, включающая богослужебную, образовательную, социальную, гуманитарную составляющие», — сказал Леонид 12 января. Он добавил, что у РПЦ «есть благотворители», которые «от своих щедрот» поддержат «русскую миссию в Африке». Источник в Александрийской патриархии уточнил, что РПЦ предлагает темнокожим священникам зарплату в четыре раза больше, чем их нынешние епархии. Экзарх обещает не ограничиваться Африкой, а наращивать экспансию РПЦ по всему миру, где православные «отказываются ассоциировать себя с расколом».
Полный список африканских священников, перешедших в РПЦ, пока не опубликован. Говорится лишь, что они служат в восьми государствах. МИД РФ поддерживает интенсивные контакты «как минимум с 20 странами континента. Еще с советских времен приходы РПЦ в дальнем зарубежье зарекомендовали себя как идеальные конспиративные точки; кроме того,
«по церковной линии» можно решать массу вопросов, которые по дипломатическим или бизнес-каналам решать неудобно…
Что дальше?
Архиерейский собор Александрийского патриархата, прошедший 10–12 января, инициировал созыв «Синаксиса пентархии», то есть собрания пяти предстоятелей наиболее авторитетных официальных православных церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской. Его цель — выработать «ответные меры на попытки РПЦ разрушить многовековой канонический строй православной традиции». По словам бывшего помощника патриарха Кирилла, а ныне преподавателя университета в Лос-Анджелесе архимандрита Кирилла (Говоруна), главная цель «Синаксиса» — «суд над иерархами и клириками РПЦ, которые попытаются в Африке перевести синодальное решение» и «над особо говорливыми иерархами РПЦ, которые возводили публичную хулу на древних патриархов… Цепная реакция событий может ускориться, и результаты по своей значимости будут соревноваться с эффектами Реформации». Если пентархия будет судить РПЦ, то Московская патриархия, «играя на опережение», отлучит от церкви и анафематствует всех участников такого суда.
Печально, что к разрушению многовековой структуры мирового православия привели даже не какие-то высокие — вероучительные или моральные — разногласия, а примитивная проекция «большой» геополитики Кремля на церковные дела.
На наших глазах вечное приносится в жертву временному: если Россия находится «в кольце врагов», то и РПЦ спешит уйти в изоляцию от остального православного мира, конспирологически подчиненного «вашингтонскому ЦК». Но настраивая против себя другие поместные церкви, РПЦ рискует столкнуться как с «войной компроматов», которая еще больше подорвет ее репутацию, так и с распадом собственной «канонической территории». Достойная ли это плата за сотню африканских клириков с непонятным каноническим статусом?