Женское лицо мужской политики
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: ИРИНА ХАКАМАДА. GQ
У Ирины Хакамады свой взгляд на вечную проблему: власть женщин несомненна, но женщины во власти – это миф. В хорошем смысле.
Чтобы в очередной раз разобраться в набившем оскомину вопросе о роли женщины в российской политике и не умереть от скуки, эффективнее всего будет обратиться к мифу. Мифы протащили и сохранили для нас живую энергию тысячелетий поиска человеком ответов на главный вопрос – о сути бытия и способах его познания. И как бы ни были наивны по форме сказки древних цивилизаций, несмотря на отсутствие развитой науки (или благодаря этому), мифы смогли раскрыть с помощью почти детских образов и символов то, над чем философы, психологи и социологи бьются, исписывая тонны страниц и гигабайты файлов.
На сцене мифологического театра всегда присутствуют Бог, Герой и Женщина. Все боги разные, отнюдь не всесильные. Между собой у них масса разборок: они непрерывно плетут интриги и ведут битвы за могущество, единоличное и всеобъемлющее. Жизнь богов очень похожа на политику: покой им только снится, и удержать позицию без борьбы невозможно.
Героем чаще всего бывает человек или получеловек, вменивший себе в обязанность защиту людей как от противных чудищ, так и от них самих. Это мужчины, обреченные совершать подвиги. Это или накачанные богатыри, или мудрецы, познавшие истину и подарившие ее людям.
Женщина – «создательница мира, вечная матерь и вечная дева» (Д. Кэмпбелл «Tысячеликий герой»). Чаще всего просто богиня, которая правит людьми и Вселенной. Женщина несет в себе сразу и жизнь, и смерть; она и лоно, и могила; весь цикл существования совершается под ее властью.
Следом за праздником для женщин в этом марте пройдут выборы президента. Оба события сильно мифологизированы новейшей историей. Политика превратилась в игры богов, герои президентской кампании бросаются на выборные баррикады с обещаниями совершить подвиг и пожертвовать собой ради блага человечества (Навальный), а Великая Женщина получает цветы и речи на 8 Марта. Но все чаще в этом мифе появляются женщины, решившие взять подвиг Героя на себя, тем самым нарушая устоявшиеся традиции и, в силу непривычности восприятия, навлекая гнев большей части мужского мира и ажиотажное внимание прессы. Если вспомнить, что 8 Марта задумывался как революционный подарок новой Женщине, все встает на свои места.
В свое время эту необычную для российской политики роль исполняла Элла Памфилова, потом я, теперь Ксения Собчак. На женских лицах в публичной политике в силу их вселенского одиночества на территории мужчин более выпукло отражаются черты времени и суть политической машины. Чем различаются Екатерина Великая, Старовойтова, Новодворская, Матвиенко, Хакамада, Собчак, Поклонская, Яровая? Несут ли они в силу своей природы отсвет Великой Матери или представляют женскую пародию на мужчину-Героя?
В России политическая система менялась не раз, мало что меняя по сути – за исключением коротких революционных периодов. В эти отрезки ярко вспыхивали герои-женщины, несущие яростную энергию разрушения ради жизни. Они меньше боялись смерти, чем герои-мужчины: ведь чтобы стать Героем, необходимо отречься от привычной роли в обществе, что уже было маленькой смертью. В обычное же время женщины в политике отражали законы правления богов. Екатерина II прекрасно справилась с ролью царицы и матери русского народа. Несмотря на немецкое происхождение, из нее вышел достойнейший монарх с материнской думой о русском народе.
После революции 1917 года смертные смели богов, а затем постепенно расправились и с политическими героями. Победили монстры. Привычный миф был почти уничтожен. На долю Женщины остались трудовые будни и вечное терпение. Девяностые годы XX века принесли большую реформу, которая на короткий период возродила героев, готовых разрушать прежде всего старое и строить новое. В этот период опять появились герои обоего пола, причем женщины были более озабочены строительством нового, в то время как мужчины специализировались на разрушении. Но боги так и не вернулись.
Общество пережило энтузиазм модернизации – а затем наступили времена постмодерна. Забытые мифы возродились искусственным путем. Традиционализм обрел «новое старое» лицо. Вместо Бога явились небожители. Они же назначают монстров, с которыми героям (их они тоже назначают) следует биться ради спасения страны.
Женщины сегодня прекрасно справляются со своей ролью героев в юбках. От Мизулиной, Поклонской и Яровой так и веет фанатизмом уничтожения врагов ради служения богам российской действительности. На этом фоне Собчак выглядит хоть как-то по-человечески, несмотря на боевую раскраску. Реальные герои ликвидированы, реальные монстры засели на всех этажах власти, а президентская кампания привлекает прагматичных технократов с одной целью – сделать карьеру и заработать деньги. Постмодерн обернулся псевдомифом и бесконечным хайпом всего, что подлежит монетизации.
Но не все так грустно! Мифы не диктуют правила жизни, а дают опору. Они возрождаются, когда появляются настоящие герои, готовые биться за ценности человеческой жизни. Обязательно появится Женщина, несущая в политику вселенскую заботу о каждом живущем на земле. Может, она будет Героем, может быть, станет Богиней. Но до этого пока еще далеко.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.