В современном мире нет ничего более увлекательного и затягивающего, чем социальные сети. Однако, блуждая по социальным сетям в поисках новых контактов или новых впечатлений, можно попасть в поле зрения профессиональных преступных сообществ, радикальных экстремистских и террористических группировок, тоталитарных сект, использующих сети для поиска и вербовки новых адептов.
Вот, например, как выглядит схема вербовки молодежи, которую используют в террористической группировке ДАИШ, запрещенной в России.
Специально обученные люди анализируют тысячи аккаунтов в социальных сетях, выбирая из них те, которые принадлежат молодым людям с высоким уровнем интеллекта, но с большими проблемами в социализации. Таких пользователей, чаще всего студентов, вычислить довольно просто: не сумев вписаться или встроиться в социум у себя в вузе, ребята уходят в социальные сети, пытаясь в этой среде социализироваться и компенсировать нехватку общения, дружбы, внимания, участия и человеческой теплоты.
Находясь в состоянии активного поиска, анонсируя в своем статусе наличие личных проблем («все сложно»), эти юноши и девушки часто сами натыкаются на вербовщика-мотиватора, который вводит молодого человека в свой круг общения и ждет, когда тот его обнаружит и к нему обратится сам.
Задача мотиватора из ДАИШ — сформировать у нового знакомого устойчивый интерес к изучению исламской культуры, исламских традиций. Объект вербовки втягивается в изучение новой для него культуры в игровом режиме: он не замечает, как погружается в виртуальный мир-халифат, в котором постепенно и незаметно подлинные ценности мусульманской культуры подменяются более примитивными пропагандистскими идеологемами.
Мотиватор «ведет» своего подопечного до тех пор, пока исламистская идеология не вытесняет в сознании ученика все остальные сферы интересов и увлечений. Если все идет по плану, со временем ученик начинает изучать арабский язык, мальчик отпускает бороду, а девочка начинает носить хиджаб в публичных местах, но снимает его дома и прячет от родителей. На этом этапе происходит все большая изоляция от сверстников и семьи и обостряется потребность в общении. В итоге — с подачи своего наставника — ученик сам начинает искать новые знакомства. И тогда мотиватор сводит его с новым членом группы вербовщиков — коммуникатором, а сам под заранее подготовленным предлогом порывает связи со своим подопечным.
Роль коммуникатора состоит в том, чтобы закрепить связи новичка с исламистскими организациям.
Узкий круг «друзей-теологов» и псевдобогословов, общение с которыми всегда ведется в дистанционной форме — через социальные сети, становится новым барьером и фильтром, отделяющим молодого человека от окружающего мира и от объективной реальности. Вырваться из этой ловушки самостоятельно он уже не может — его очень плотно ведут.
В этих условиях в определенный момент коммуникатор сообщает подопечному, что им заинтересовался «сам шейх», являющийся «крупнейшим богословом и авторитетом в вопросах религии».
Коммуникатор передает подопечному слова шейха, якобы сказанные им в присутствии свидетелей: «Я передал несколько твоих суждений нашему шейху, и он очень тобой заинтересовался. Шейх сказал, что ты — избранный и совершишь непоправимую ошибку, если не будешь развиваться дальше. Шейх очень хочет с тобой встретиться. Не отказывай ему».
Услышав слова воображаемого шейха о том, что он «избранный», и о том, что в нем «горит искра», юноша сразу понимает, что это — его шанс, и этот соблазн начисто стирает из сознания любые мысли об элементарной осторожности. Через некоторое время он сообщает коммуникатору, что готов встретиться с шейхом.
И вот тут-то и возникает неожиданный момент: оказывается, что для этого необходимо отправиться в другое государство — шейх постоянно проживает, ну, например, в Турции. И поездку надо организовать с соблюдением всех условий конспирации: в тайне от родителей, родственников и друзей, поскольку все эти люди могут помешать молодому человеку «сделать быструю карьеру».
Если молодой человек соглашается, то к делу подключается агент-логистик: в деталях разрабатывается маршрут, готовятся необходимые документы, адепта снабжают минимальной суммой денег.
В итоге однажды молодой человек просто исчезает: его нет в университете, на работе, он не вернулся домой, не отвечает на звонки и письма в соцсетях. Родители начинают бить тревогу, объявляют ребенка в розыск, поднимают на ноги общественность, волонтеров, но это не дает результата: к тому времени молодой человек уже успевает покинуть границы страны.
Если молодой человек все же добирается до шейха и удостаивается приема, то на встречу с ним, как правило, приходит не богослов, а вербовщик, который и делает молодому человеку классическое вербовочное предложение. Теоретически он может отказаться, но в реальности такой возможности у него нет: один в чужой стране, без средств, он постоянно находится под контролем, и обратно его не выпустят. В этот момент у многих возникает прозрение: они понимают, в какую историю попали. Но сделать при этом вновь испеченный агент ДАИШ ничего не может: из лагеря террористов не убежишь.
Правда, следует отметить, что любая, даже очень хорошо продуманная схема, время от времени дает осечку.
Студентку МГУ Варвару Караулову турецкие спецслужбы задержали на одном из пропускных пунктов сирийско-турецкой границы только потому, что девушка европейской внешности заговорила с кем-то на арабском и у турецких пограничников сработал безусловный рефлекс: что-то здесь не так, европейская девушка свободно на арабском говорить не может. Точнее, может, но только в исключительных случаях.
Бороться с вербовочной деятельностью экстремистов в социальных сетях довольно сложно. Но можно. Вербовщики экстремистов используют в своей работе один и тот же тип и способ вербовочного подхода, предполагающий установление первоначального контакта с кандидатом на вербовку и его последующее закрепление путем вовлечения кандидата в реальную экстремистскую деятельность. Почерк у экстремистов при этом всегда один и тот же — и по этому почерку их легко вычислить. Естественно, этой работой должны заниматься не граждане, а специальные службы.
Вместе с тем огромное значение имеет и профилактика. В первую очередь экстремисты стремятся найти подход к людям молодого возраста, школьникам, студентам: их легче всего увлечь призывами «перевернуть мир». А потому следует подробнее рассказывать о методах, с помощью которых террористические группировки вербуют новых исполнителей.
Автор — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, член научного совета при Совете безопасности России