Больше половины населения в России имеет лишние килограммы. Но это только полбеды. Стремительно растет доля взрослых, страдающих ожирением. Почти за четверть века их число удвоилось. Сегодня каждый четвертый россиянин старше 18 лет имеет это заболевание. Растущий индекс массы тела у подрастающего поколения тоже вызывает тревогу у специалистов.
Чем больше лишних килограммов, тем ожесточеннее борьба с ними. Так, клиника лечебного питания при ФИЦ питания и биотехнологии (главный в России научный центр по этим вопросам) приняла в 2017 году 6,2 тысячи человек с ожирением — вдвое больше, чем двумя годами ранее. Цифра в масштабах страны, кажется, невелика, но ведь это крайние случаи, когда человеку уже требуется врачебное вмешательство.
Точных данных по россиянам с избыточным весом нет. Во время опросов об этой проблеме говорили только 37 процентов взрослых — меньше, чем по официальной статистике Минздрава. Но вот раскладка по килограммам: 10 процентов насчитали у себя 5 лишних килограммов, 17 процентов — 5-10, 6 процентов — 11-20, еще 4 процента полагают, что наели больше 20 килограммов.
Известно: каждый пятый россиянин хотя бы раз в жизни садился на диету, чтобы похудеть. Только половина при этом вдобавок занималась и физическими упражнениями. Результат если и был, то краткосрочный. В большинстве случаев вес удержать не удавалось.
Проблема есть, а дальше начинаются парадоксы. В ходу у худеющих россиян — бабушкины рецепты, продвинутые советы из интернета и диеты, проверенные на себе родными или лучшими подругами. Начиная с радикальных ограничений в потреблении жиров, углеводов или белков, а то и всего сразу и заканчивая приемом средств для похудения: от простого яблочного уксуса до кайенского перца и пчелиной пыльцы. Российский бой с лишними килограммами — это гремучая смесь архаики с экзотикой.
Худеющие россияне не обращают внимания на кризис и средств на похудение не жалеют. Увлечение всевозможными кремлевскими и тайскими таблетками почти ушло в прошлое, говорят специалисты. Сейчас в России бум на лекарства от ожирения. В 2017 году аптеки продали россиянам 1,4 млн упаковок таких препаратов на 3,6 млрд рублей, подсчитало агентство DSM Group. Для сравнения: в 2016 году это 1,25 млн упаковок на 3 млрд рублей. В основном это препараты, препятствующие всасыванию в организме жиров. Другая серьезная проблема — россияне, увлекшиеся похудением, используют для этого лекарства иного назначения — мочегонные, слабительные и даже рецептурные — антидепрессанты.
О масштабе проблемы и путях ее решения "Огонек" спросил академика РАН Виктора Тутельяна.
— С чем связан рост числа россиян, стремящихся похудеть? Это забота о здоровье или о красоте?
— Пока пятьдесят на пятьдесят. Женщины, конечно, больше мужчин озабочены тем, чтобы быть привлекательными, поэтому их больше и в числе тех, кто стремится снизить вес. Но главное, что у населения, независимо от пола, меняется отношение к здоровью. Все больше людей осознают: избыточная масса тела — это риск развития серьезных заболеваний, среди которых сердечно-сосудистые заболевания, нарушение липидного обмена, атеросклероз и, как следствие, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда. Плюс инсульт, гипертоническая болезнь. То есть это те заболевания, которые сегодня по статистике вызывают до половины всех случаев ранней смерти. Избыточный вес сокращает продолжительность жизни, снижает ее качество. А первопричина — лишние килограммы.
Логично, что чем выше уровень образование, тем больше этого понимания. Уровень дохода тут не всегда играет роль. Можно быть богатым и больным, можно быть умеренно бедным и здоровым. Это скорее вопрос нашей сознательности и ответственности. Вот, скажем, привычка винить во всем фастфуд. Но ведь вас туда никто не гонит! А если пришли в такое заведение, возьмите салат. Нет же, берут картошку, бургер, где в порции под 600 килокалорий!
Пищевое поведение на самом деле очень консервативно. Для многих самой вкусной едой была мамина или бабушкина: борщ, котлеты, пирожки. Сейчас традиции меняются: семейные обеды с участием двух-трех поколений родственников порой проходят в кафе, ресторанах. Пищевые привычки формируются с детства, но их можно и нужно менять. Правда, происходит это медленно.
— Пожалуй, привычки эти не сильно изменились с советского времени, но тогда проблема избыточного веса не была так заметна, как сейчас...
— Действительно, такой масштабной проблема не была. Сегодня у нас 50 процентов мужчин и 60 процентов женщин имеют избыточную массу тела. Соответственно 25 и 26 процентов страдают ожирением. Это уже форма болезни, провоцирующая букет других заболеваний. К тому же серьезная проблема сегодня — лишний вес у детей и подростков. Почти каждый пятый ребенок в России имеет избыток веса, у 5-6 процентов — ожирение. Только в 1 проценте случаев это вызвано эндокринными заболеваниями. Основные причины, как и у взрослых, — это переедание и низкая физическая активность. Лишний вес у детей в первую очередь связан с доступностью сладостей, снеков, которые позволяют им родители. Ребенку нужно полноценное питание, которое обеспечит его рост и развитие. Плюс больше двигаться, не сидеть весь день, уткнувшись в гаджеты.
Проблема избыточного веса обострилась в постсоветское время. Улучшилось благосостояние, появилась возможность удовлетворять свои пищевые фантазии. Ведь это в нашей культуре — хлебосольство, для нас норма — наесться до отвала. Те же обеспеченные люди — да, они не едят в заведениях фастфуда, но у них дома кухарка или они обедают в ресторанах. Посмотрите, сколько вокруг молодых и пузатых, особенно мужчин!
— Ну вот же — растет число одумавшихся. А что наш человек обычно делает, чтобы похудеть?
— Человек обычно ленится. Он хочет получить быстрый эффект, не прикладывая усилий. При этом забывая, что килограммы набирались годами. Сейчас некоторые увлеклись самолечением, принимают жиросжигающие препараты, но из-за них нарушается синтез липидов, выработка холестерина, который необходим человеку: из него, в частности, синтезируются гормоны, тот же тестостерон. Но в борьбе с избыточным весом ничего умнее, чем существующие рекомендации ВОЗ и Минздрава, не придумали: нужны полноценный рацион со сниженной калорийностью и физическая нагрузка. А на желании легко и быстро сбросить вес зарабатывают жулики. Шарлатанов у нас развелось много, люди готовы повестись на любой обман, но никакими таблетками проблема не решается.
Другое дело — модные диеты. Их можно критиковать. Я сам это часто делаю. Но, с другой стороны, тех, кто жестко и строго соблюдает диету, не наберется и 1 процента. А для остальных диета — это больше повод хоть чуточку следить за питанием и регулярно взвешиваться. В этом их позитивный эффект — подтолкнуть, мотивировать человека к снижению веса. Это совпадает с задачей врача: он профессионально объяснит человеку, желающему избавиться от лишних килограммов, важность тех или иных мер похудения.
— И в каком направлении сейчас развивается "наука похудения"?
— Сегодня все движется по пути персонализации. Та же пищевая промышленность прежде выпускала универсальную продукцию, потом появились специализированные продукты для детского питания, сегодня, например, производятся пищевые изделия без глютена. Норма — это усредненный показатель, а потребности организма отличаются от человека к человеку. Специальные тесты позволяют сегодня определить непереносимость каких-то веществ и подобрать индивидуальный рацион с учетом патологий пациента. Генетические исследования помогают выявить повышенный риск возникновения ожирения, и, исходя из этого, можно предупредить болезнь, изменив образ жизни человека, в первую очередь питание.
— Проблема избыточного веса ведь не чисто российская...
— Общемировая! Человек сегодня находится в конфронтации с природой. Когда мы формировались как вид, как часть пищевой цепи, суточные энергозатраты на охоту, собирательство у мужчины были 3200-3500 килокалорий, у женщин на поддержание очага и другие заботы — 2800-3000. Поглощая такой объем пищи, человек получал все нужные вещества — углеводы, жиры, белки, витамины, минералы и так далее.
За последние 30 лет наши энерготраты снизились более чем вдвое: сидячая работа, бытовая техника дома — столько усилий, как прежде, не требуется. Теперь женщине достаточно потреблять 1800 килокалорий в день, мужчинам — 2200. К чему это привело? К дефициту микронутриентов (витаминов и минералов). Даже при потреблении натуральных продуктов этот дефицит составляет около 20 процентов. Потому что при транспортировке (продукты порой прибывают к нам за десятки тысяч километров), хранении, технологической обработке эти микронутриенты теряются.
Вот, например, людям нравится белый хлеб. Чтобы он был мягким и пушистым, пшеницу обрабатывают так, что удаляется оболочка и зародыш зерна, содержащие белки, витамины, клетчатку. Напротив, полезно именно цельномолотое зерно. Предпочтение надо отдавать ржаному хлебу.
В процессе технологической обработки на пищевых предприятиях полезные вещества из продуктов "выбрасываются". А что дома? Суп обычно не готовится новый на каждый день. Готовится с расчетом на три-четыре дня, каждый раз подогревается, кипятится. В итоге в нем не остается ничего полезного... Мы все недополучаем микронутриентов.
— И к каким последствиям это ведет?
— К снижению работоспособности, сопротивляемости организма. Как следствие — повышенная чувствительность к разного рода нагрузкам — физическим, химическим, бактериальным. Кто-то рядом чихнул — и вы заболели. Хотя в человеке заложена мощная система обороны от неблагоприятных факторов внешней среды, она должна постоянно, ежедневно подпитываться полезными компонентами. В первую очередь антиоксидантами — это витамины А и Е. Все они входят в систему антиоксидантной защиты, действующей против тех активных форм кислорода, которые образуются в процессе метаболизма или поступают в организм извне. Эти свободные радикалы очень активны и, попадая в организм, взаимодействуют со всем, что, условно говоря, плохо лежит,— молекулами белка, липидов, углеводов. Они проникают и в ДНК, вызывая мутации, а это стимул для канцерогенного роста, и в конечном счете могут привести к развитию онкологических заболеваний. Это серьезная проблема.
По идее, чтобы получить необходимые полезные вещества, надо есть больше. Но тут нюанс в том, что именно есть. В России любят вкусно поесть, поэтому калорийность рациона не снижается. И промышленность не очень в этом помогает: пищевая плотность продуктов, как правило, у нас не меняется. Имеется в виду содержание белков, жиров, углеводов, витаминов и других полезных веществ в 100 граммах продукта. Что делать? Надо обратиться к производителям и заставить их убрать из состава пищевого продукта то, что человеку не нужно, допустим, избыточный жир, соль, сахар, и, наоборот, обогатить витаминами, минералами, пищевыми волокнами, биологически активными компонентами. Их много в растительной пище, плодах, ягодах, которых надо получать не меньше 400-600 граммов ежедневно. А мы еле-еле съедаем граммов 300.
— Выходит, что в России такой модифицированной продукции не хватает?
— Она есть, но пока мало россиян ее потребляет. Это допустим, молочная продукция с пониженным содержанием жира. Помню, в свое время Московская область чуть ли не бунты поднимала, потому что на ее территории продавалось 1-2-процентное молоко, а в Москве — 4-6-процентное. Вместо того чтобы этому радоваться, жители возмущались. Сегодня грамотный человек предпочтет молоко с низким содержанием жира. Его научились делать вкусным. Сейчас вообще почти вся группа молочных продуктов модифицирована таким образом — с пользой для нас.
Другая история — обогащенные продукты, те, в которые добавляются витамины. Это прежде всего соки с добавлением витамина С, мультивитаминные соки. Но опять же в России мало покупают такую продукцию.
Исправить дефицит микронутриентов помогают также биологически активные добавки к пище (БАДы). Это, конечно, не панацея, это концентрат микронутриентов, причем с максимальной индивидуализацией потребностей. Сегодня выпускают БАДы для мужчин, женщин, пожилых, молодых. Важно создать мотивацию, чтобы человек одновременно и стал употреблять меньше жира, углеводов, особенно легкоусвояемых. Ведь их потребление увеличивает риск ожирения, диабета...
— С этим есть сложности, у нас ведь любят колбасу, сосиски...
— Так и есть: у нас едят много жира, особенно насыщенного. Это в первую очередь сливочное масло, молочный жир, говяжий жир, скрытые в продуктах. В той же колбасе, даже если не видно, все равно более 30 процентов — это жир.
Нас запугали ГМО. Хотя те генномодифицированные продукты, что проверены и разрешены, безопасны для человека. В итоге, поскольку сейчас в сознании многих вся соя — это ГМО, хотя на деле это не так, многие производители не кладут ее в колбасу, заменяют другим компонентом... Вареное мясо, как известно, имеет серый оттенок и, как правило, сухое, если нет жира. Будет человек такую колбасу покупать и есть? Нет, скорее он предпочтет розовую и сочную. Для цвета в фарш добавляют нитриты. Для сочности — крахмал и фосфаты. И вместо соевого белка, который содержит незаменимые аминокислоты, зачастую кладут в продукцию другой белок — измельченную шкуру крупного рогатого скота, свиней. По сути, это коллаген, который не переваривается. То есть пищевая ценность продукта снижена на 20 процентов. Сосиски, сардельки любят дети, их покупает население с низким доходом. И никто широко не говорит о том, что пищевая ценность колбасы, сосисок теперь снижена.
— И что с этим делать?
— Одна из важных мер — введение цветовой индикации на упаковке продукции. Мы разработали методические указания для внедрения такой системы в России и передали их в Роспотребнадзор. Как эта система работает? Например, доказано не только у нас, во всем мире, что люди сегодня потребляют много соли, а это прямой путь к гипертонической болезни. Значит, нужно снижать ее концентрацию в продукции. Если содержание соли будет завышено, то на упаковке это будет помечено красным цветом. Да, это давление на промышленность: хотите уйти из красной зоны, уменьшите содержание натрия. С другой стороны, потребителю не надо искать и разбирать мелкий шрифт на этикетке: все сразу видно. Вокруг инициативы по внедрению цветовой индикации идет большая борьба. Есть лобби производителей, не заинтересованных в ней. Но речь не об опасности продукции для здоровья, цель — информирование потребителей: будьте внимательны!