Недавняя чиновничья инициатива, связанная с материальным поощрением юных Джульетт, оказавшихся в интересном положении до наступления совершеннолетия, вызвала крайне неоднозначную реакцию общественности.
Совершенно закономерно недоумение и возмущение значительного числа граждан, воспринявших указы руководителей ряда регионов о финансовой поддержке беременных учениц как откровенную пропаганду рождения детей детьми. И оспорить такое мнение получается мало у кого из «креативных» власть имущих. Потому что как с медицинской, так и с социальной точки зрения любой случай беременности у школьницы — это стресс, травма, драма, порой даже трагедия, а вовсе не какой-то героический поступок, не достижение, заслуживающее оваций и премии.
Глава Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам материнства и детства Нина Останина направила в Минтруд обращение с просьбой остановить введение таких субсидий, чтобы не пропагандировать беременность среди несовершеннолетних. «Я за любые меры поддержки кроме тех, которые могут спровоцировать искусственное стремление на получение этой меры, - сказала Нина Останина. - Если школьница забеременела, то я никогда не выступала с рекомендацией прервать беременность. Но поощрять это не нужно».
ЗА ЖИЗНЬ! НО ПРОТИВ ГЛУПОСТИ
Складывается впечатление, что президентский курс на повышение демографии в стране был воспринят некоторыми главами регионов как руководство к действию любой ценой, в том числе и ценой здоровья и судеб несовершеннолетних глупышек.
Конечно, можно сколько угодно вдохновенно вещать о том, что речь здесь не идет об одобрении ранних сексуальных связей, а нацелены эти выплаты исключительно на поддержку тех девочек, которые уже имеют неосторожность «понести во чреве». Допустим, так. Но, как бы то ни было, воспринимать беременность несовершеннолетней девушки как вариант нормы или как некую удачу, сулящую прибыль, - это аморально.
Подчеркну еще раз: если волею обстоятельств новая жизнь зародилась в теле школьницы, то непременно надо помочь этой жизни появиться на свет и стать счастливой. Конечно, надо поддержать маленькую маму всеми доступными силами и средствами, чтобы она сумела достойно принять свою новую священную роль и вырасти настоящей Матерью с большой буквы. Да будет так! Но… Вспомнилось знаменитое новозаветное изречение: «Горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит». Элемент упомянутого соблазна содержит сама идея провозгласить беременность школьниц заслуживающей поощрения на официальном уровне.
Всякий здравомыслящий человек понимает, что сколь-нибудь значимого влияния на глобальную демографическую ситуацию в стране рождение детей несовершеннолетними оказать не сможет. Ибо объективно процент беременных школьниц ничтожно мал. По официальной информации, сегодня в год рожают детей 11 тысяч девочек до 18 лет.
При этом клюнуть на удочку своеобразной социальной инициативы могут в первую очередь скороспелые отроковицы из неблагополучных семей. А также юные представительницы горячего юга нашей страны, где выдача замуж отроковиц в порядке вещей. И вот вместо хранимых в сердцах многих поколений благородных и бессмертных житейских девизов - «Береги честь смолоду», «Не отдай поцелуя без любви» - подступающие к порогу взросления девы, возможно, «на законной основе» станут вдохновляться «актуальными» установками вроде таких: «Ребенок - к выпускному!» или «Роди до 18, и 100 тысяч - твои!» Право, это слишком грустно для того, чтобы смеяться...
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
К слову, автор не желает прослыть ханжой или заявить, что стать хорошей матерью невозможно в 16 или даже в 14 лет. Нет, не так.
Тому пример - случайно вспомнившаяся мне рыженькая Ляля, моя соседка, некогда слывшая проблемным подростком. Воспитанная бабушкой-алкоголичкой, второгодница Ляля в 15 лет бросила школу и стала мамой милого бутуза Ромки, которого (без участия его непутевого отца) воспитала неплохим парнем. Нечаянное материнство сделало Лялю на порядок взрослее и серьезнее, превратило из неряшливой и грубой пацанки в аккуратную и ответственную маленькую Женщину.
Юная мама буквально сдувала пылинки со своего малыша, окутывала его безмерным ореолом родительского тепла и готова была сделать все реальное и нереальное для того, чтобы сын рос счастливым. Но лишь самые близкие знали, как эта хрупкая златокудрая девочка-мама плакала ночами от нехватки сил, как порой невыносимо трудно ей было в моральном и физическом, а отнюдь не только в финансовом плане!..
Подведем итог. Аплодировать серьезной проблеме — это немыслимо, безнравственно и жестоко, а беременность школьницы — это именно серьезная проблема: социальная, медицинская и моральная. Будем надеяться, что необходимая социальная поддержка юных будущих мам сохранится, но только не в формате популяризации беременности подростков.