Большинство участников рынка ставят на сохранение ключевой ставки на уровне 17% на заседании 24 октября, показал консенсус-прогноз РБК, в котором приняли участие аналитики крупнейших банков и инвестиционных компаний. Такого мнения придерживаются 17 из 30 респондентов — если их прогноз сбудется, то цикл, начавшийся в июне, прервется после трех раундов смягчения политики подряд. Несколько экспертов допускают, что пауза продлится до конца года и только в 2026-м регулятор вернется к смягчению.
12 участников считают, что Центробанк в октябре может снова снизить ставку. Шесть человек ждут снижения на 50–100 базисных пунктов (б.п.), но склоняются в сторону 50 б.п. Еще шесть видят только один вариант — снижение на 100 б.п., до 16%. Один участник консенсуса назвал варианты со снижением и сохранением ставки в октябре равновероятными.
Экономические данные и сигналы от ЦБ до заседания тоже были неоднозначны. С одной стороны, зампред Банка России Алексей Заботкин отмечал, что «реализуется сценарий плавного выхода из перегрева прошлого года» и ситуация развивается «в русле нашего макроэкономического прогноза на этот год». С другой — инфляция осенью ускорилась по сравнению с летними месяцами, а предприятия впервые с января значительно увеличили свои ценовые ожидания, следует из мониторинга ЦБ.
ПОЧЕМУ СТАВКА МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ НА УРОВНЕ 17%
Первый аргумент в пользу сохранения ставки — ускорение инфляции, говорит замгендиректора управляющей компании «ААА Управление капиталом» Владимир Цибанов, который ждет сохранения ставки в октябре. По данным ЦБ, в сентябре рост потребительских цен ускорился с 4 до 6,7% месяц к месяцу с учетом сезонной корректировки. «Для уверенного замедления инфляции до 4% по итогам 2026 года (ЦБ прогнозирует достижение цели по инфляции в следующем году, но в октябре этот прогноз будет обновлен. — РБК) требуется возврат месячных темпов роста цен на траекторию 4% в четвертом квартале 2025 года», — отмечают аналитики ЦБ в бюллетене «О чем говорят тренды».
Это будет непростой задачей, следует из слов директора по макроэкономическому анализу банка «Дом.РФ» Жанны Смирновой. «Если летом были дезинфляционные факторы: крепкий курс, технические изменения в дате расчетов по некоторым туристическим услугам, расширение предложения плодоовощной продукции, то сейчас и до конца года скорее будут преобладать проинфляционные факторы. Самый заметный — это топливо», — объясняет эксперт.
Второй аргумент за сохранение ставки — рост инфляционных ожиданий, продолжает Смирнова, которая тоже ждет ставку 17% по итогам октябрьского заседания ЦБ. Ценовые ожидания предприятий уже выросли на фоне анонсированного повышения НДС, обращает внимание эксперт. Индекс ценовых ожиданий бизнеса значительно увеличился впервые с января 2025 года — до 19,6 п. (+2,1 п. по сравнению с сентябрем) — и вернулся к средним значениям 2023 года, указывал ЦБ в мониторинге предприятий. Инфляционные ожидания тоже вырастут, ожидает Смирнова. В сентябре ожидаемая населением инфляция составляла 12,6%, следует из опроса «инФОМ» по заказу ЦБ. Данные нового опроса будут опубликованы 22 октября.
Третий аргумент — все еще дефицитный рынок труда, отмечает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Уровень безработицы в России в августе 2025 года снизился до 2,1 с 2,2% в июле (без поправки на сезонность), что стало новым историческим минимумом, отмечалось в докладе Росстата. Одновременно растут опережающими темпами зарплаты, продолжая подогревать потребительский спрос, указывает Цибанов.
Четвертый аргумент в пользу сохранения ставки — новый бюджет и анонсированные налоговые изменения. В поправках в федеральный бюджет на 2025 год и в проекте бюджета на 2026–2028 годы предусмотрен рост государственных заимствований до 3,2 трлн руб. в четвертом квартале 2025 года, а также повышение ставки НДС с 2026 года и иные фискальные меры, которые способны оказать умеренное проинфляционное воздействие, отмечает начальник отдела кредитного анализа и макроэкономики «РСХБ Управление активами» Павел Паевский. Эксперт оценивает вклад новаций в инфляцию в 2026 году в 1 процентный пункт. Зампред ЦБ Заботкин ранее оценил вклад роста НДС в инфляцию в 0,6–0,7 п.п. Дополнительную неопределенность создают заявления Счетной палаты, усомнившейся в реалистичности прогноза Минфина по собираемости ключевых налогов, продолжает Паевский. В этих условиях Банк России, вероятнее всего, выберет выжидательную позицию, полагает эксперт.
Важным обстоятельством для сохранения ставки может быть и то, что осенью формируются корпоративные бюджеты на будущий год, говорит инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин. «Сохранение жесткости в октябре может быть необходимо для того, чтобы компании при бизнес-планировании имели сдержанные ожидания по темпам секвестра учетной ставки и реалистично оценивали в бюджетах рост фонда оплаты труда», — поясняет эксперт.
Эксперты, ставящие на сохранение ставки в октябре, полностью не исключают вариант с ее снижением. Например, генеральный директор УК «Ингосстрах Инвестиции» Роман Семенихин оценивает вероятность сохранения ставки в 70%, а ее снижения — в 30%. Если будет реализован первый сценарий, то ЦБ может дать рынку более мягкий сигнал, а если будет еще один раунд смягчения, то сигнал будет жестче, считает он.
ПОЧЕМУ БАНК РОССИИ МОЖЕТ СНИЗИТЬ СТАВКУ
Во-первых, снижению ключевой ставки может способствовать сокращение экономической активности, полагает главный экономист Газпромбанка Павел Бирюков. Банк России считает, что ВВП в третьем квартале 2025 года вырастет на 1,6% год к году, следует из комментария регулятора к июльскому среднесрочному прогнозу. Бирюков же полагает, что рост составит лишь 0,5%. По его прогнозу, в октябре ЦБ может снизить ставку на 50–100 б.п. — до 16–16,5%.
Во-вторых, инфляция тоже идет ниже прогноза регулятора. По итогам третьего квартала ЦБ ожидал инфляцию 8,5%, фактически же к 1 октября она составила 8% в годовом выражении без очистки от сезонных факторов. В годовом выражении инфляция в сентябре даже показала некоторое замедление по сравнению с августом, когда цены выросли на 8,1%, обращает внимание инвестиционный аналитик Skyfort Capital Федор Гильмуллин. Он тоже ставит на снижение на 50–100 б.п. в октябре. Впрочем, аналитики ЦБ замедление годовой инфляции в сентябре связывали с эффектом высокой базы, то есть высокой инфляцией в прошлом году.
В-третьих, Банк России уже оценил новый бюджет как дезинфляционный, напоминает Бирюков. Об этом говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на полях Международного банковского форума, хотя в краткосрочной перспективе, основываясь на опыте 2019 года, ЦБ ожидает роста цен в результате повышения ставки НДС.
В-четвертых, благодаря жесткой монетарной политике удалось значительно снизить годовой темп прироста денежного агрегата М2, говорит директор по макроэкономическому анализу ОТП Банка Дмитрий Голубков, который ждет снижения ставки на 100 б.п. — до 16%. М2 — это сумма наличной валюты вне банковской системы и безналичных средств, которые домохозяйства, а также нефинансовые и финансовые организации (кроме банков) держат на банковских счетах в рублях. В сентябре рублевая денежная масса (агрегат М2) впервые за полгода сократилась на 0,2% в месячном выражении, писал РБК.