Спустя четверть века после распада Советского Союза "Власть" начинает рассказ о странах постсоветского пространства...
Два года назад "Власть" уже исследовала страны бывшего СССР по четырем институциональным основаниям: государственности (см. материал "Жизнь не по-советски" во "Власти" N5 от 10 февраля 2014 года), типу политического режима (см. материал "Режимные субъекты" во "Власти" N7 от 24 февраля 2014 года), уровню качества жизни (см. материал "Знаки качества" во "Власти" N12 от 31 марта 2014 года) и демографической состоятельности (см. материал "Рожденные не в СССР" во "Власти" N9 от 11 марта 2014 года). В данном цикле статей будет обращено внимание на ценностное пространство и политику памяти.
Термин "постсоветское пространство" объединяет 15 очень разных государств от Эстонии до Туркменистана. Имеет ли это понятие какое-то смысловое наполнение помимо географического? Каково влияние советского ценностного наследия в каждой из бывших республик? СССР, распавшись 25 лет назад, похоронен, эксгумирован или воскресает?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сравнить государства между собой по общей методологии. Каждой стране мы будем задавать одни и те же вопросы, исследуя ее сначала отдельно (метод case-study), а затем на основании сформированной базы данных проведем сравнительный анализ.
Услуги эмпирической социологии как одной из самых точных гуманитарных наук, к сожалению, не помогут. В одних государствах социология не может быть признана научной дисциплиной вследствие особенностей местных политических режимов. В других социологи попросту не интересуются темами советского наследия. В качестве общих оснований для сравнения мы предлагаем те, в отношении которых уверены, что они могут быть исследованы в любом государстве.
Язык: сколько государственных языков, на каком языке ведется делопроизводство, какой статус у русского языка?
Длина институциональной традиции: какому государству суверенная постсоветская республика провозглашает преемственность?
Государственные символы: воспроизводятся ли полностью или частично советские образы, награды и паттерны в официальных символах? Сохранились ли государственные праздники советского времени?
Армейская иерархия: сохранилась ли советская номенклатура званий?
Музейное дело: как представлен советский период истории в государственных исторических музеях, есть ли музеи советской оккупации?
История в школах и вузах: как преподается советская история (особенно важнейшие нарративы о войне и большом терроре), есть ли в профессиональном историческом сообществе дебаты относительно восприятия СССР?
Топонимика: реализуется ли политика переименования топонимов, связанных с советским наследием?
Памятники: сохраняют /демонтируют /ставят новые деятелям советской эпохи как общесоветского, так и локального значения?
Медиаконтент: размещена ли советская аудиовизуальная продукция (фильмы, песни, мультфильмы) в программе общедоступных государственных каналов?
Дополнительно мы будем использовать электоральные результаты, глубинные интервью с экспертами, анализ документов и данные социологии там, где это будет возможно.