Положения «закона Яровой» о хранении содержания телефонных разговоров и переписки вступили в силу 1 июля, но легально исполнить требования операторы связи пока не могут. Проблема в отсутствии сертифицированного оборудования. Аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий планируется завершить только до конца года, а Минкомсвязь уже предупредила об ответственности за использование несертифицированных устройств.
Сертифицированных накопителей информации для хранения ее в рамках «закона Яровой» пока нет, следует из поступившего “Ъ” 2 июля комментария пресс-службы Россвязи. «На текущий момент в системе сертификации в области связи отсутствуют сертификаты соответствия на технические средства накопления голосовой информации для оперативно-разыскных мероприятий»,— сообщили в ведомстве.
Положения «закона Яровой» и правила, требующие от операторов связи и ряда онлайн-сервисов в течение шести месяцев хранить голосовую информацию, СМС и электронные сообщения пользователей, вступили в силу 1 июля. Гендиректор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов в письме в Минкомсвязь и правительство РФ (копия есть у “Ъ”) просил разъяснить, какое оборудование можно использовать для хранения информации и где его приобрести.
Изготовление такого оборудования могут взять на себя семь компаний, говорится в ответе Минкомсвязи от 28 июня (копия есть у “Ъ”): «Норси-Транс», «Цитадель», «ТехАргос СпецСистемы», «Специальные технологии» (переименована в «Орион»), «МФИ Софт», «Сигнатек», «Основа Лаб». Вопрос о сертификации оборудования министерство переадресовало в Россвязь.
Аккредитацию на тестирование оборудования имеет только одна структура — испытательный центр сертификации и метрологии Центрального научно-исследовательского института связи. Но сертификаты он выдавать не может, поясняет собеседник “Ъ” в институте. Сейчас процедуру аккредитации для этого проходят несколько органов, ее завершение планируется в третьем-четвертом квартале 2018 года, уточняют в Россвязи.
В то же время использование на сети несертифицированного оборудования связи может повлечь административную ответственность, отмечается в письме Минкомсвязи в АОТС. В Роскомнадзоре не уточнили, когда ведомство будет проверять операторов на исполнение «закона Яровой», отметив лишь, что «итоги правоприменительной практики будут своевременно опубликованы на сайте».
Сертифицированного оборудования для исполнения «закона Яровой» нет, подтверждает менеджер одного из сотовых операторов. «После сертификации необходимо наладить и осуществить производство этого оборудования в объемах, востребованных отраслью. До окончания сертификации проверять и наказывать операторов связи не будут»,— надеется он.
С сертификацией средств накопления голосовой информации в рамках реализации «закона Яровой» есть определенные сложности, так как в стране пока работает лишь одна аккредитованная испытательная лаборатория, подтверждает представитель оператора «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ).
Операторы не будут хранить данные на несертифицированном оборудовании, если они «в трезвом уме и твердой памяти», констатирует сотрудник одного из крупнейших участников рынка связи. «Оборудование стоит денег. Если купить несертифицированное, оно может не соответствовать требованиям»,— поясняет он.
Аналогичная ситуация сложилась в 2014 году, когда Минкомсвязь и ФСБ потребовали от интернет-провайдеров записывать трафик пользователей за 12 часов, напоминает собеседник: тогда методика сертификационных испытаний появилась не сразу, поэтому операторы долго не ставили оборудование.
До получения сертификатов на технические средства накопления голосовой информации операторы могут их лишь тестировать, что крупнейшие участники рынка и делали с 2017 года. Так, МТТ уже развернул тестовую зону для выбора вендора оборудования в рамках «закона Яровой», рассказали в компании. Как ранее сообщал “Ъ”, «МегаФон» уже тестировал оборудование с компанией «Цитадель», а МТС — с «Норси-Транс». «Вымпелком», как и другие компании, «приступил к реализации установленных правительством и Минкомсвязью требований», заявили вчера в операторе. По словам представителя компании, сейчас определяются конфигурация системы хранения, ее территориальное распределение, рассчитывается объем финансирования мероприятий. «Перечень производителей оборудования в целом сформирован. Поставщики будут определяться в рамках конкурсных процедур. Сроки и последовательность ввода оборудования в эксплуатацию уточняются с органами государственной власти»,— отметили в «Вымпелкоме».
Власти либо пойдут навстречу операторам, пролонгировав срок переходного периода по подготовке к исполнению закона, либо могут начать следить за дословным исполнением текста поправок, и тогда на вполне легальных основаниях выносить операторам связи предупреждения, отмечает исполнительный директор юридической компании Heads Consulting Никита Куликов. По его мнению, в любом законе важно исполнение реальное, а не формальное, а без наличия оборудования это сделать невозможно.