В Африке США пытаются создать впечатление, что она им не очень-то и нужна, и что там они больше защищают интересы своих союзников, в первую очередь – Франции. Интересы России на Чёрном континенте значительно «моложе», чем у европейских стран и даже США. Серьёзный интерес к нему появился в середине прошлого века. Причём интересы СССР носили, в отличие от Запада, не территориально-ресурсный характер, потому что у него хватало и территорий, и ресурсов. К тому же к середине XX века колониальная модель развития уже утратила популярность. Африка в те годы была нужна Москве как средство борьбы с Западом. Конечно, в Кремле воспользовались стремлением африканских стран к независимости. Помощь СССР носила не только финансовый и экономический, но и нередко военный характер.
После обретения Африкой независимости борьба Запада и Советского Союза перешла в идеологическую сферу: противники пытались доказать африканцам, что именно их модель развития более правильная и привлекательная. Москва показала себя вполне достойным и сильным соперником и создала на Чёрном континенте к середине 1980-х годов солидную сферу своего влияния.
Увы, почти всё влияние было быстро утрачено после распада СССР. После бурных 1990-х и первой половины нулевых годов России пришлось всё начинать сначала. Возвращение оказалось трудным. У постсоветской России было значительно меньше средств и сил, чем у СССР. К тому же выросло новое поколение африканцев, знавших о помощи Москвы только из учебников истории и рассказов родителей. Молодёжь училась на Западе и была, естественно, прозападно настроена и тяготела к США, Великобритании и Франции.
Многим африканцам нынешнее соперничество великих держав на их континенте напоминает времена холодной войны, когда СССР и США поддерживали «своих» лидеров. В США сравнения с прошлым веком стараются избегать. Администрация Байдена через госсекретаря Энтони Блинкена в 2022 году объявила новую стратегию США в Африке, в которой африканские страны являются не пешками в глобальной игре мировых держав, а ценными союзниками и партнёрами. Это не похоже на Запад с его медленно отмирающими колониальными взглядами, но в Вашингтоне и Лондоне с Парижем начали энергично внушать африканцам именно эту мысль.
Ситуация со средствами сейчас почти не изменилась: перевес, пусть и не такой большой, как раньше, сейчас по-прежнему на стороне Запада. Тем не менее Вашингтону и его союзникам приходится нелегко – ещё осталось достаточно много африканцев, которые на собственном опыте помнят колониальные времена.
Военная помощь, которую Запад оказывает Украине, если говорить об отношениях России и Африки, конечно же, на руку Москве, потому что, как заявил AfricaNews один дипломат из Бенина, события в Украине «показали истинную суть действий великих держав на африканском континенте» и пренебрежение, с которым они по-прежнему относятся к Африке.
Да и с элитами не всё так просто – прозападные элиты во многих странах Африки ещё окончательно не сложились и находятся в стадии формирования. К тому же и новые, и особенно старые элиты сейчас не особенно и хотят, как прежде, выбирать между Западом и Россией.
«Африка достаточно настрадалась от своей исторической ноши, – объяснил осенью 2022 года председатель Африканского союза (до февраля 2023 года) Маки Саль. – Африка не хочет быть инкубатором для новой холодной войны».
В ПАРИЖЕ ОБИДЕЛИСЬ НА МОСКВУ ИЗ-ЗА АФРИКИ
Какое-то время Россия собиралась с силами. Всерьёз за восстановление утраченных и завоевание новых позиций в Африке она взялась 5–6 лет назад. Главным орудием стала ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, в рядах которой в Африке воевало немало сирийцев, ливанцев и даже, по данным New York Times, сербов.
Руководство «Вагнера» и Кремль поначалу старались не афишировать своё присутствие на Чёрном континенте. Дебют ЧВК «Вагнер» состоялся в 2017 году в Судане. В следующем году вагнеровцы уже действовали в ЦАР и на Мадагаскаре, затем они поддерживали в Ливии фельдмаршала Халифу Хафтара и воевали в Мозамбике. Сейчас в сфере деятельности реорганизованной после неудачного прошлогоднего путча организации ещё и ряд стран Западной Африки и Сахеля, включая Чад, Мали, Буркина-Фасо, в столице которой Уагадугу после более чем 30-летнего перерыва в самом конце 2023 года открылось посольство РФ, Нигер и так далее.
«Реорганизация ещё не закончена, но русские уже добились больших успехов, – комментирует реорганизацию ЧВК «Вагнер» военный эксперт Лу Осборн. – Они получили новое название – «Африканский корпус» и новые щупальца гидры».
Россия активно ведёт себя сейчас на всём Чёрном континенте, но наибольший интерес у неё вызывает Западная Африка и так называемый Сахель, огромная территория площадью 3 млн кв. км южнее Сахары, протянувшаяся через всю Африку с запада на восток. В этом очень богатом полезными ископаемыми регионе, где проживает более миллиарда человек, процветает исламистский экстремизм, часто вспыхивают вооружённые конфликты и происходят военные перевороты. Военные перевороты после 2021 года в трёх странах региона ещё больше ухудшили отношения Африки с Западом и улучшили их с Россией. Москва очень оперативно заполнила вакуум, оставшийся после ухода Франции и других западных стран.
В последние недели очень много говорят о воинственных высказываниях Эмманюэля Макрона. В определённой степени раздражение Парижа объясняется не только поражениями ВСУ в Украине, но и событиями в Африке, где французским военным пришлось покинуть несколько стран после появления в них вагнеровцев. В ноябре 2022 года Франция объявила об окончании 8-летней операции «Бархан» в Мали, Чаде, БуркинаФасо, Мавритании и Нигере против исламистских экстремистов, которые перенесли центр своей активности с Ближнего Востока в Африку, и выводе войск из этих стран.
На стратегическую задачу возвращения влияния в Африке не повлияла даже СВО. Несмотря на участие основных сил «Вагнера» в боях на востоке Украины, в Африке находилось от 3,5 до 4 тысяч вагнеровцев. Во время визита в феврале 2023 году в Мали глава МИД РФ Сергей Лавров упомянул о планах Москвы относительно Гвинеи, Буркина-Фасо и Чада. В Вашингтоне, где внимательно следят за событиями в Африке, обратили внимание на появление вагнеровцев на другом краю континента – в Эритрее и заподозрили Москву в желании включить в сферу своего влияния и Красное море.
Масштабы визита главы российского МИД, посетившего год назад 7 африканских стран, говорят о значении, которое сейчас придают Чёрному континенту в Кремле.
На Западе немало экспертов призывают не преувеличивать значение локальных успехов России в Африке. Тем не менее, динамика сейчас явно не в пользу Запада. Показателен пример Буркина-Фасо. После военного переворота в сентябре 2022 года захвативший власть капитан Ибрагим Траоре не внял «дружеским» советам Виктории Нуланд, призывавшей его не обращаться за помощью к «Вагнеру». Уже в январе 2023 года французских военных в Буркина-Фасо заменили российские наёмники.
Большинство стран привлекает в Африке её огромные ресурсы и, в первую очередь, золото, алмазы, уран и нефть. Экономическое присутствие России в Африке незначительное. Объём её торговли с африканскими странами, например, составил в конце прошлого года 18 млрд долларов. Для сравнения: у США он, по данным Службы исследований Конгресса США – 64 млрд долларов, а у Китая – 254 млрд долларов.
Многие на Западе видят в Китае сдерживающую силу для распространения российского влияния в Африке. Однако на данный момент у Пекина и Москвы общая цель – вытеснить с континента Запад, что позволяет России и Китаю, у которого, кстати, в Африке свои ЧВК, мирно сосуществовать на континенте.
Официальные дипломатические связи Москвы с Африкой развиваются медленнее, чем неофициальные при помощи ЧВК «Вагнер». За последние 10 лет Минобороны РФ заключило соглашения о сотрудничестве в военной сфере как минимум с двумя десятками африканских государств. Естественно, наступление российского МИД на дипломатическом фронте резко усилилось в два последних года. Интересы России в африканских странах самые разные. Сейчас в отличие от прошлого века это, конечно, и ресурсы Чёрного континента. Египет Москве нужен, к примеру, для влияния на Ливию и доступа к нефтяным месторождениям Северной Африки и Средиземноморья. Одним из наиболее важных союзников Москвы в Африке является Южная Африка, стоявшая у истоков создания БРИКС. О растущей роли Африки во внешней политике России свидетельствуют и саммиты «Россия–Африка», которые с перерывом на пандемию проводятся с 2019 года. Третий саммит должен состояться в конце апреля в Москве.
РОССИЯ НА ЗАПАДЕ АФРИКИ
В центре континента главным союзником России является Центральноафриканская Республика (ЦАР), власти которой сейчас ведут переговоры с Москвой о строительстве российской военной базы.
«Будет построена военная база, – сообщил в интервью Bloomberg Бида Куягбеле, советник президента ЦАР Фостена-Арканжа Туадера. – У нас здесь много русских, им необходима база».
Численность российского контингента в ЦАР за последние полгода почти удвоилась и, по словам Куягбеле, вплотную приблизилась к 2000.
Судя по всему, острая борьба между Западом и Россией развернётся за Нигер, где у США более тысячи военнослужащих и база дронов в районе Агадеса, построенная 6 лет назад за 110 млн долларов. 26 июля прошлого года в Нигере произошёл военный переворот. В конце декабря в Ниамей, столицу Нигера, приехала помощник госсекретаря Молли Фи, отвечающая за Африку. Она уговаривала нигерцев нормализовать отношения с прозападным региональным блоком ECOWAS и заявила о прекращении помощи до восстановления демократии.
Настойчивость американского эмиссара дала противоположный результат. Новое руководство Нигера не только не объявило даты выборов и не отпустило находящегося под домашним арестом президента Мохамеда Базума, но и вышло в январе из ECOWAS. Причём Нигер вышел не один, а вместе с Мали и Буркина-Фасо. Эта тройка, власть в которых сейчас находится у военных, создала в сентябре 2023 года тройственный Союз сахельских государств. В конце февраля ECOWAS объявил о снятии санкций против Нигера, введённых летом прошлого года, но в Ниамее на это никак не отреагировали.
24 января 2024 года Владимир Путин встретился с президентом Чада Махаматом Идрисом Деби. Не исключено, что на этих переговорах российская сторона уговаривала Нджамену присоединиться к этому союзу.
Россия укрепляет своё влияние на западе Африки и в Сахеле. Молли Фи прилетела в столицу Нигера сразу после заместителя министра обороны РФ генерал-полковника ЮнусБека Евкурова, побывавшего также в Мали, а несколько ранее, в августе, и в Ливии. Он подписал 4 декабря в Нигере новое соглашение о сотрудничестве в сфере обороны. В январе-феврале в Буркина-Фасо прибыли более 100 российских военнослужащих, которые будут заниматься тем же, что делали вагнеровцы. В Мали, по оценкам западных аналитиков, сейчас находится более 1000 российских военных из «Африканского корпуса», то есть из бывшей ЧВК «Вагнер». В ноябре 2023 г. малийцы вернули с их помощью важный город Кидаль, который сепаратисты удерживали больше 10 лет.
Во время январского турне по Африке госсекретарь Энтони Блинкен заявил журналистам, что США придают очень большое значение вызовам безопасности в Сахеле. Он также предупредил африканцев, что установление отношений с Россией до добра не доведёт.
Генерал Майкл Лэнгли, который руководит операциями войск США в Африке, заявил, что Пентагон изучает возможность заключения новых соглашений о сотрудничестве с Того, Ганой, Бенином и Кот-д’Ивуаром (Берег Слоновой Кости). По информации Wall Street Journal (WSJ), США уже провели предварительные переговоры о размещении американских разведывательных дронов на аэродромах в Гане, Кот-д’Ивуаре (Берег Слоновой Кости) и Бенине.
Как отмечает бывший спецпосланник США в Сахеле Питер Фам, США не могут предлагать странам региона, где у власти стоят военные, столько же, сколько Россия, которая, кстати, является сейчас главным поставщиком оружия на Чёрный континент.
«Это как с доктором, который поставил диагноз, но не выписал рецепт, – объясняет Фам. – Мы не должны жаловаться, если пациент обратится к тому, у кого есть лекарство, даже если от него будет больше вреда, чем пользы».
В 2020 г., когда в Мали состоялся первый из последней серии военных переворотов в регионе, Госдеп немедленно заморозил оказание помощи. Россия оперативно воспользовалась возможностью и, со слов Фама, предложила новым властям всё, в чём отказали американцы. В конце 2021 года в Мали прибыли первые вагнеровцы. Вскоре правительство попросило Францию вывести военных, что и было сделано в 2022 году. ООН по требованию малийских властей закрыла свою миссию в Мали в 2023 году.
США перенесли акцент дипломатической активности на Буркина-Фасо, где только в 2022 году произошли два военных переворота, и где военное руководство не так сильно, как в Мали, было заинтересовано в дружбе с Россией. В октябре 2022 г. страну посетили делегации из Белого дома, Госдепа и Пентагона. Они предупредили президента Ибрагима Траоре, что сотрудничество с ЧВК «Вагнер» будет рассматриваться как красная линия. Однако уже в январе 2023 года в столицу Буркина-Фасо Уагадугу прибыли из России первые военные для «защиты президента Траоре и буркинского народа от атак террористов». Траоре рассказал журналистам, что российский контингент скоро увеличится ещё на 200 человек. Русские, по его словам, помогают оружием и готовят местных военных, но сами, по крайней мере пока, в боях не участвуют.
Траоре, встречавшийся в июле прошлого года на саммите «Россия–Африка» с президентом Путиным, также раскритиковал страны, которые называют себя друзьями Буркина-Фасо, но отказываются в отличие от России поставлять летальное оружие.
Схожая ситуация в Нигере: всё больше местных жителей уверены, что в отличие от американцев российские военные эффективно помогают нигерской армии воевать с исламистами.
«Мы хотим, чтобы к нам приезжали русские, – цитирует Washington Post политического активиста из Ниамея Марию Сайли. – Мы с нетерпением ждём их».
Между тем до переворота Нигер, что печально вспоминают в Вашингтоне, активно сотрудничал в военной сфере с США и Францией.
Генерал Лэнгли вспоминает, как участвовал за считанные недели до июльского переворота в Нигере в совещании в Нэшнл-Харборе, на котором присутствовал и проходивший обучение в США нигерский генерал Мусса Барму. Барму, утверждает Лэнгли, в разговоре с ним много говорил о «преданности демократии, гражданскому правлению и борьбе с терроризмом», но через считаные дни, к удивлению Лэнгли, он оказался среди лидеров путча.
ТЕ ЖЕ И ВСУ
Летом прошлого года военный лидер Судана генерал-лейтенант Абдель Фаттах аль-Бурхан, осаждённый в столице Хартуме повстанцами, которым помогали вагнеровцы, обратился за помощью к Киеву, которому он поставлял оружие с марта 2022 года. Вскоре в Хартум прилетел отряд украинских спецназовцев. Их появление в Судане означало открытие африканского фронта в войне между Киевом и Москвой.
«Невозможно победить Россию, сражаясь только на маленьком пятачке передовой в Украине, – цитирует WSJ 40-летнего украинского офицера с позывным «Прада» из подразделения ВСУ в Судане. – Если они забрали золотые рудники в Судане, то наша задача – сделать их неприбыльными».
Глава украинского ГУР Кирилл Буданов отказался комментировать в интервью WSJ отправку украинских военных в Судан, но подчеркнул, что видит в таких командировках немало достоинств.
«У нас с Россией идёт полномасштабная война, – сказал он. – Их военные находятся в разных частях света, и мы иногда пытаемся наносить по ним удары».
Первые 100 украинских спецназовцев из подразделения ГУР «Тимур» прилетели в Судан в середине августа 2023 года. Их первым заданием было вывезти генерала Бурхана из Хартума, где он находился в окружении повстанческой армии «Силы быстрой поддержки» (СБП) под командованием генерала Мохамеда Хамданом Дагало «генерал Хемети». Однако вскоре Бурхану удалось самому выбраться из столицы при помощи телохранителей. Он приехал на базу недалеко от Хартума, на которой находились и «тимуровцы». Через несколько недель Бурхан встретился с Президентом Украины Зеленским в ирландском аэропорту «Шаннон» и обсудил с ним «вопросы общей безопасности и деятельность незаконных военных подразделений, финансируемых Россией».
Украинский спецназовец с позывным «Кинг» рассказал, что в Судане они столкнулись с непривычной войной. Солдаты с обеих сторон, к примеру, воевали в сандалиях и нередко выпускали целый магазин, держа автомат высоко над головой и, конечно, не видя, куда они стреляют. Большая часть суданской армии несколько месяцев не получала жалованья, что, естественно, не могло не отразиться на боевом духе и дисциплине суданских военных. Правительственные войска и повстанцы не носят никаких знаков отличий, что не позволяет их отличить друг от друга. Не удивительно, что в Судане очень высок риск попасть под огонь «своих».
Суданцы по ночам не воюют, а спят, причём на улице, не соблюдая никаких мер предосторожности. «Тимуровцы», имеющие, конечно, очки ночного видения и дроны, решили воевать по ночам. Они покидали базу в 8 часов вечера и группами по несколько человек направлялись в Хартум в фургонах и грузовиках. Утром после операций украинцы всегда возвращались на базу. Днём они отсиживались на базе, потому что белые люди в Хартуме сразу привлекают к себе внимание.
Новый фронт в войне между Москвой и Киевом был открыт именно в Судане, разумеется, не случайно. Главных причин две: оружие и золото. Благодаря многочисленным вооружённым конфликтам США, Россия и Китай завалили Судан оружием.
«Раньше мы получали очень много оружия из Судана, – объяснил Кирилл Буданов. – Платили за него разные страны. У них (суданцев) очень много оружия самых разных видов…»
Москву в Судане, уверен WSJ, давно интересует суданское золото. Через суданский центробанк проходит лишь 30% жёлтого металла. Даже по официальным данным, неучтённым ежегодно остаётся золото как минимум на 4 млрд долларов. Большая часть его контрабандным путём достаётся российским компаниям. Вагнеровцы готовят солдат СБП, а те охраняют российских специалистов, работающих на рудниках.
Гражданская война началась в Судане весной 2023 года. Сначала СБП отказались от предложенных ЧВК «Вагнер» тяжёлых вооружений, не желая сердить американцев, но после ряда поражений в апреле 2023 года они изменили позицию. 28 апреля прошлого года на одну из баз СБП прибыл конвой из пикапов с тяжёлыми вооружениями под охраной вагнеровцев. Оружие вагнеровцы привезли из ЦАР, где находилась крупная база снабжения, и где вагнеровцы набирали наёмников для войны в Судане. По словам Кинга, вагнеровцы в Судане стараются не участвовать в боевых действиях. По крайней мере, Кинг и его подчинённые за всё время почти трёхмесячной командировки ни разу не встречались с ними на поле боя, хотя и часто перехватывали телефонные разговоры на русском языке между Хартумом и Санкт-Петербургом.
А вот «Прада», сменивший в ноябре прошлого года со своими людьми отряд «Кинга», утверждает, что взял в плен в Омдурмане одного вагнеровца и двоих убил. «Тимуровцы», по его словам, убили в том бою более десятка суданцев с нашивками «Вагнера».
««Вагнер» стал в Судане чем-то вроде франшизы, – объясняет «Прада». – Они (россияне) воюют при помощи местных. Они дают им свои нашивки, платят зарплату и говорят: «Теперь ты тоже вагнеровец!»
В начале 2024 года «Прада» вернулся на Украину. Оба отряда, пишет WSJ, вернулись без потерь.