В обеденный перерыв улицы «Электронного Города» (Electronic City), расположенного в 20 километрах от центра южноиндийского мегаполиса Бангалор, переполнены программистами. Ребята словно вышли в реальность из американских сериалов. Нет, они причёсаны и в свежих рубашках, но точно так же поглощают гамбургеры и чапати (индийские лепёшки), заляпав рукава соусом, сосредоточенно уставившись в экраны мобильных телефонов. Средняя зарплата айтишника в Индии — 75 000 рупий (чуть меньше $1 000), при этом республика вышла в мировые лидеры производства IT-технологий: ежегодно она продаёт их за рубеж на сумму в 150 (!) миллиардов долларов. Компании вроде Apple уже не могут обходиться без индийских специалистов — а ведь ещё в семидесятых годах ХХ века Индия была нищей безграмотной страной, и люди там тысячами умирали от голода.
«У меня такая скучная работа, — жалуется моя знакомая в Инновационном центре Сколково. — Двести тысяч рублей в месяц получаю, а половину дня баклуши бьём». Сколково за 12 лет существования так и не смог сделать ни российских смартфонов, ни компьютеров, ни IT-технологий на продажу. Быть может, нам стоит задуматься — как для своей же пользы переманить дешёвых айтишников из Индии?
«Пользуются чужими мозгами»
В отличие от других индийских городов, в Бангалоре удивляет, что на улицах нет куч гниющего мусора — всё чисто. Квартиру влёгкую не снимешь — хорошие варианты разобраны заранее, слишком много народу сюда перебирается. «Электроник Сити», технопарки «Багман», «Маньята» и «Глобал Виллэдж», где ведутся разработки программного обеспечения, дают работу миллионам людей.
«IT-технологии начали разрабатывать в 1967 году в Бомбее, — рассказывает 35-летняя Лакшми Сингх (владелица компании, делающей приложения для смартфонов). — Уже в 1977 году Индия продала первые разработки на экспорт. То, что у вас Сколково за столько лет ничего толкового не произвёл — вообще недопустимо. Бангалор называют индийской “Силиконовой долиной”, сюда едут специалисты со всей страны. Лучших затем переманивают американцы: США издавна умеют грамотно пользоваться чужими мозгами. Популярность у покупателей того же айфона — результат труда десятков тысяч индийских айтишников в Калифорнии, “серой биомассы”: их никто не знает в лицо, но именно они обеспечивают успех товарам из Америки. Россия, в принципе, легко смогла бы их нанять, но вы этого не делаете».
Раньше дрались за еду
В Бангалоре на стенах домов часто встречается реклама — плакаты растерянного юноши с чемоданом. Надпись — «Айтишник, приехал устроиться? Мы тебя с руками оторвём!» Одновременно на рекламных щитах пропагандируют... смену места работы: «Жизнь слишком коротка, не оставайся на одном месте, ищи лучше!» Продажа IT-технологий составляет 8% (!) ВВП Индии, «наукограды» стали пачками открываться и в других городах — в Мадрасе, Хайдерабаде, Калькутте.
«Технопарки» всюду растут, как грибы. На месте грязных трущоб юга Индии, где обитатели хижин ещё в конце XX века дрались за чашку риса, появились современные здания из стекла и бетона.
«Будущее за Индией, — считает журналист Мохаммед Сабири. — Уже трое из четырёх айтишников на мировом рынке — индийцы. В Бангалоре производится 44% программного обеспечения Индии, и, уверен, в ближайшие годы мы сумеем обойти калифорнийскую “Силиконовую долину”. Естественно, я понимаю — нас нанимали, поскольку наш айтишник обходился в 10 раз дешевле американского. Хотя, несмотря на то, что зарплаты в Индии давно поднялись, наши IT-гастарбайтеры по-прежнему ценятся в США. России при санкциях Запада потребуется своё программное обеспечение: вы смогли бы его получить быстро, по примеру западных бизнесменов принимая у себя недорогих индийских программистов».
«Нас нанимали, как осликов»
Тут ещё и другой вопрос. Сейчас у нас возможны сложности с продажей нефти и газа. А ведь Индия — одна из редких развивающихся стран, сделавшая ставку не на добычу природных ресурсов, а на продажу IT-технологий. Это преобразило всю индийскую экономику. Да, полуголодных людей в трущобах по-прежнему много — я нанимал таксиста-авторикшу (на мотоцикле) в Бангалоре всего за 1 000 рублей в день. Но в центре Бангалора появились и роскошные кварталы, где живут разбогатевшие айтишники, а IT-компании наперебой строят фешенебельные офисы: идёшь по улице между зданиями и думаешь, что ты находишься в Японии, а не в Индии.
«Не секрет, что сперва индийских айтишников использовали... ну как осликов при строительстве, — усмехается Рамеш Лагари, работающий в одной из IT-корпораций Бангалора уже 8 лет. — Первоначально по заказу американцев мы создавали компьютерный код — “обтёсывали камни” для строительства программ. Но сейчас всё в корне изменилось, мы производим свои собственные продукты. Россия — привлекательное место, и если ваши компании начнут приглашать индийских программистов, они наверняка изменят ситуацию. Как я слышал, у вас недавно ввели уникальные финансовые льготы для IT-специалистов... непонятно, почему такого не делали раньше, но это сыграет большую роль. Поразительно, что такая огромная страна, как Россия, до сих пор не может придумать свои бренды смартфонов и ноутбуков. Ведь вы же первыми полетели в космос, создали вакцину от COVID-19!»
«Бомбить» на разбитых жигулях
В Бангалоре на каждом шагу чувствуется запах манго. В разгар сезона эти фрукты продаются на каждом шагу: по цене от 50 до 100 рублей за килограмм. Закончивший МГУ в середине девяностых годов филолог Джавид Сахиб, пригласив меня в гости, щедро режет манго на тарелку. «Угощайся. У вас крайне осторожно относятся к появлению любых гастарбайтеров, но это другой вопрос. Не стоит бояться, что индусы такие к вам приедут и на убитых жигулях начнут “бомбить”, типа: “Э, брат, слона купишь, дорогу покажешь?” По-хорошему, вы могли и раньше привлечь образованную молодёжь из Узбекистана и Таджикистана — там ведь тоже имеются отличные дешёвые программисты. Пока вы ушами хлопаете, Америка так и делает. России потребуется создать многое — программное обеспечение для управления самолётами, поездами, собственные системы продажи билетов, да вообще уйму всего. На Сколково потрачены десятки миллиардов рублей, а где результат? На мой взгляд, лучше пригласить недорогих айтишников-гастарбайтеров. Таджики строят вам дороги, индийцы создадут технологии. Чем плохо?»
Не могу сказать, что пока я в восторге от творений индийских программистов. Когда я получал онлайн-визу в Индию, потерял два часа: «технические работы», «попробуйте позже», «перегружено». Однако если страна продаёт IT-продукции на $150 миллиардов, а её спецы работают в США, к опыту стоит присмотреться. Да, недавние события показали — как и сто лет назад, продукты и энергоносители по-прежнему в цене, и без них прожить невозможно: одними «инфотехнологиями» сыт не будешь. Но вот в чём индийские айтишники точно правы — следует зарабатывать и на других возможностях. Если бы в восьмидесятых кто-то сказал мне, что нищая Индия станет богом электроники, я бы расхохотался. А сейчас уже и не смешно.