— Алексей, вас можно поздравить с грядущей кинопремьерой: вы сыграли главную роль в сериале «Казачок» (он выходит в онлайн-кинотеатре PREMIER и на канале ТНТ)...
Алексей: Я получал огромное удовольствие от съемок, ведь это комедия, жанр для меня не частый. Притом что юмор, с которым я показываю своего героя, сдержанный, дозированный... Это история о казачьей станице XVII века. Что подразумевает лошадей, костюмы, грим. И приклеенные усы, а это ужас как неудобно. Хорошо хоть, все остальное на экране у меня свое. Когда искали с художниками и гримерами образ казака, прикидывали еще разные парики, бороды. Но поняли, что это совсем из другой оперы. Оставили мою длинную седую челку — чуб. В ухо вставили большую сережку. Благо ухо у меня проколото давно — еще со времен съемок в картине «Ярослав. Тысячу лет назад», где я играл викинга Харальда. Потом и в обычной жизни я серьгу носил, пока не надоело.
— Судя по фотографиям со съемок, образ вы искали не зря: очень эффектный у вас казак получился!
Алексей: Спасибо! Но вообще, такой сложный грим — это потеря сил, энергии и настроения. Столько времени уходит, пока тебе все на лицо приклеят, а потом же еще надо отклеивать!
Алексей: В «Казачке» много трюковых сцен, но их выполняли каскадеры. А моему герою надо было только красиво появиться в кадре верхом, никаких проездов галопом. Так я и договаривался с конем: «Я просто на тебя бочком присяду — по-турецки, и мы эффектно заедем в кадр. Ты только не спеши». Куда больше я волновался за другое: в этой сцене от меня требовалось произнести большой текст за небольшое экранное время. Оператор сказал: «Можешь все свои слова разложить на три шага?» Я уточнил: «За три моих шага или лошадиных?» — «Твоих». — «Это хуже...» (Улыбается.) В итоге — справились. А вот с конем все оказалось сложнее, чем я думал. Мне обещали дать очень спокойного жеребца. А привели молодого и горячего, он все время гарцевал подо мной, пытался на дыбы встать или с другим жеребцом подраться. А как увидит кобылку, тут же бежит к ней знакомиться. Когда потом на съемки зашла владелица коня, воскликнула: «Вы с ума сошли! Это очень буйный «экземпляр», ему нужен опытный наездник!»
— А вы разве не опытный? Вы же и раньше снимались верхом…
Алексей: Впервые сел в седло на съемках фильма «Ярослав. Тысячу лет назад». Первая тренировка была накануне съемки. Тренер водил нас с лошадью на веревке по кругу — так детей на пони учат. А я гоготал на нервной почве... Дело в том, что назавтра мне предстояло скакать «без рук», высоко держа меч, — изображать из себя викинга. За этой сценой наблюдали два наездника, и они смотрели на меня как на ничтожество. Я их попросил: «Пацаны, проскочите мимо меня, чтобы я понял, как вы двигаетесь». Они проскакали, и, вы не поверите, я сел на лошадь и поехал! Правда, наутро не знал, как ходить, дико болело все. Режиссер это увидел и говорит: «Ну что, каскадер или сам проскачешь?» — «Проскачу...» И зря! Конь был вроде спокойный, но никто мне не сказал, что он почему-то боится заходить в лес — сразу встает на дыбы… В общем, когда мне говорят: «Вы так хорошо ездите верхом! Видно, что совсем не боитесь лошадей», хочется ответить: «Я их боюсь...» (Смеется.)
— Оружие в «Казачке» было настоящее?
Алексей: Да уж, мечи и топоры у наших казаков не из пластика. Мне везет: почти во всех моих проектах оружие настоящее, тяжелое. Только в некоторых сценах «Казачка» использовались шашки с чуть притупленным лезвием, чтобы в бою случайно не поранить партнера. А в других сценах лезвия были острыми — ими требовалось срезать ветви деревьев. Правильно пользоваться оружием нас учили консультанты — настоящие атаманы.
— Где снимался сериал?
Алексей: Недалеко от Пскова, от знаменитых пушкинских мест — я туда впервые попал.
Надежда: Вы расспросите Алексея, как он туда добирался! В это время мы ведь с ним вместе снимались в другой картине, в Минске. И муж из Беларуси несколько раз мотался на съемки «Казачка» и обратно на мотоцикле! Из Минска в Псков добираться нужно с пересадками. Это неудобно и долго. А так он тратил на дорогу всего 5—6 часов. Продюсеры обоих фильмов переживали, потому что это все рискованно, но Алексей просто говорил им: «Я поехал!» Чем еще экономил продюсерам бюджет. (Смеется.)
Алексей: В итоге по километражу мотосезон у меня вышел внушительный, и я получил большое удовольствие!
Надежда: А я волновалась жутко, особенно когда связь пропадала. Зато как только раздавался долгожданный звонок, я бежала встречать на крыльцо своего запыленного красавца-мужчину. А на следующий день у нас уже совместные съемки, где у Алексея гора трюков. В своем возрасте на площадке он вытворяет чудеса. Как-то сижу в вагончике, жду своей сцены. Вдруг слышу аплодисменты: бегу посмотреть, что там. А это Алексей мой на легковушке на полной скорости догоняет грузовик и забирается на него! И так несколько дублей... Муж получает от этого удовольствие, как мальчишка.
— Алексей, вы действительно на экране демонстрируете потрясающую физическую форму...
Алексей: Иногда в этом смысле небольшой эпизод требует серьезной подготовки. В картине «Хоккейные папы» у моего героя только малюсенькое появление на коньках. Но сериал снимался долго, и все это время надо было поддерживать навык. Приходилось вставать в пять утра и ехать на тренировку во Дворец спорта. В детстве я играл в хоккей, но получил травму: меня внесли в забор, а я не успел убрать левую руку. Четыре месяца проходил в гипсе. Руку мне спасли, но желание заниматься хоккеем пропало: гораздо больше я любил гитару. Так переживал, что не смогу больше играть, что потихоньку от врачей пассатижами отколупывал гипс, чтобы хоть немножко освободить пальцы и начать репетировать. В общем, на лед потом не выходил лет сорок. Но разучиться кататься на коньках невозможно. Вот только с возрастом громче падаешь. (Смеется.) Поэтому пришлось много тренироваться.
В «Хоккейных папах» с нами снимались и настоящие спортсмены. Сначала мы гоняли реальную шайбу, а потом перешли на виртуальную — чтобы не думать о броске, а выполнять движения красиво. После того как заканчивали очередной дубль, многие мои коллеги, вспоминая всякую маму, признавались: «Это длилось вечность. Еще немного, и я бы умер...» Так было тяжело. А рядом с нами стояли, также задыхаясь, профи и говорили: «Как вы это выдерживаете? Нам и то тяжело». Для моего героя выставили антагониста — хоккеиста, 198 сантиметров рост против моих 180. Ему надо было плечом меня задеть, после чего я должен был упасть. Говорю ему: «Ты как бы помоги упасть, но не убей меня». (Смеется.) Но он никак не мог ко мне приблизиться. В итоге сняли. Все получилось красиво.
Кстати, в фильме «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», где я играл выдающегося вратаря Алексея Хомича, была похожая история. Там тоже помимо актеров снимались профессиональные спортсмены. В одном эпизоде футболисту сказали: «Надо разбежаться, по мокрой траве уйти в юз и ударить Кравченко в колено». А он подбегал, но в последний момент тормозил, говорил: «Я боюсь». И так дубль за дублем. Я его просил: «Сделай как надо. Побереги меня — мне же все равно, даже если ты меня не бьешь, каждый раз приходится падать». Так он и не смог меня ударить. Но монтаж сделал свое дело: на экране есть попадание Хомичу в колено. И есть мои многочисленные падения — не только в этом эпизоде. В игровом кино надо не столько поймать мяч, сколько сделать это красиво, эффектно прыгнуть. Но прыгаешь-то ты красиво, а вот приземляешься, как большой шкаф. И матов никто не положит — в кадре их было бы видно.
— Чего только не приходится делать актеру в кино! В том числе и осваивать новые языки. На каком вы разговаривали в картине «Дед Мороз. Битва магов»?
Алексей: На полностью выдуманном специально для фильма. Он не похож ни на какой реальный, но звучит музыкально: «Амино теувлимен». Актеров попросили: «Если кто-то может этот текст запомнить — выучите». Все умные, никто не стал мучиться. Я две недели зубрил. Когда на площадке начал свой монолог, возникла пауза. Люди не верили, что это можно запомнить.
А в «Сердце Пармы» я говорил на древнепермском. Правда, местные меня не понимали, потому что язык сильно изменился. Для фильма Володи Котта «Дикая» пришлось учить большие куски текста на якутском. Со мной снимались ребята из Якутии, и я решил на них проверить свое произношение. Попросил: «Послушайте». Произнес свои фразы, а они спрашивают: «Вы на каком языке говорите?» — «На вашем, судя по всему». Оказалось, есть разные диалекты.
Надежда: Мне съемки в «Дикой» запомнились другим: Алексей там в ледяную воду прыгал. Дело было осенью в Карелии, вода, наверное, плюс четыре.
Алексей: Да уж, карелы удивлялись, что в это время года можно купаться... По сюжету герои летели в Ниццу, а оказывались в Якутии. Нужно было снять так, чтобы природа была максимально похожа на якутскую. Причем съемки очень затянулись: наша группа сидела на небольшой яхте и ждала, чтобы хоть на три минуты солнце выглянуло. Спасибо жене, которая меня всячески оберегала.
Надежда: Я сидела на этой же яхте с утеплением в руках, чтобы сразу после кадра отогревать Алексея... Очень люблю режиссера Владимира Котта, мы с Алексеем вместе у него работали в одном сериале. И вот сидит Володя на катере в капитанском кресле, всеми мыслями погружен в свой внутренний мир, курит. Мы рядом тихо сидим, мерзнем и ждем солнца, чтобы оператор сделал красивый кадр, как Кравченко прыгает с носовой части в воду. И вот, наконец, выходит солнце, режиссер говорит: «Приготовились, камера, мотор, начали!» Алексей Евгеньевич эффектно прыгает в воду, все ждут, когда он вынырнет. Выныривает. Котт ему спокойно так: «Плыви!» Алексей плывет. Владимир так же, без эмоций: «Плыви еще!» Алексей плывет. «Возвращайся!» Кравченко возвращается. Котт: «Текст!» И Леша, сдерживая холод на своей фирменной улыбке, начинает лирический диалог с героиней. Вот что значат три года службы на флоте!
Алексей: А еще Володя в какой-то момент говорит: «Не дыши паром». Мы же изображаем жаркое лето...
— Алексей, а вы вообще на что угодно готовы ради кино?
Алексей: Не на все. Снимаясь, как я это называю, в «спортивно-драматическом кино», я всегда заранее обозначаю границы. Про меня почему-то многие думают, что я люблю выполнять трюки. Всякий раз возражаю: «Нет, не люблю». Но если могу сам что-то сделать и уверен, что процесс не выйдет из-под моего контроля, — делаю. А вот, например, прыжки с большой высоты должны выполнять каскадеры...
— Надежда, а ведь вам и самой в экшен-фильмах приходилось выполнять трюки…
Надежда: Мне кажется, ничего такого сверхъестественного я не делаю. Хотя в одном сериале я играла инструктора по дайвингу. При том, что ненавижу глубину. Если мы с семьей отдыхаем где-то на море, я плаваю возле берега, где прозрачная вода, видно дно. А тут съемки проходили на подмосковном карьере, где вода очень темная. Было страшно и неприятно.
Алексей: Когда я заехал к Надежде Львовне на площадку, был в шоке! Актеров отвозили на лодке на середину озера, и там они спускались в воду!
Надежда: Ну недаром же папа (народный артист России Лев Борисов. — Прим. ред.) не раз мне говорил: «Надо было тебе пацаном родиться, у тебя мальчишеский характер». Я действительно была в детстве очень подвижная. На кунг-фу ходила, пока не заработала травму. Лыжи, фигурное катание, танцы. Даже футболом занималась! А вот с музыкальной школой не сложилось. Мне никак не давалась нотная грамота, к тому же я левша, да и педагог у нас была слишком строгая. Музыкалка превратилась для меня в каторгу, и я быстро ее бросила. Честно говоря, у нас в квартире даже не было места, чтобы поставить пианино. Мы жили в тесной «двушке», в хрущевке в районе Тушино. Вместо пианино в моей комнате стояла вторая кровать: к нам часто приезжали мамины родственники и друзья с ее родной Буковины. Мама с папой всегда были очень гостеприимны...
— Надежда, у вашего отца огромная фильмография. А как Лев Иванович относился к своей самой известной роли — Антибиотика из сериала «Бандитский Петербург»?
Надежда: Не могу сказать, что он не любил эту роль, — папа же понимал, что сериал точно отражает время. К тому же он сумел сделать образ таким объемным. Но слава к папе действительно пришла очень поздно, когда она уже была не нужна. От внимания людей он слишком уставал.
— У вас двоих со Львом Ивановичем, кажется, был общий спектакль…
Алексей: Да, отличная антреприза — «Чужая жена и муж под кроватью» по Достоевскому, мы объездили всю страну. С этим спектаклем я выпускался из Щукинского училища, там играли и Гриша Сиятвинда, и Сергей Ланбамин. Потом, спустя много лет, я подумал: «А не воссоздать ли нам ту постановку? Она веселая, драйвовая и зрителям должна понравиться».
Надежда: Прости, перебью — немного не так было. Театральный продюсер предложил Алексею какую-то пьесу. Муж прочитал и сказал: «А давай лучше вот это поставим — Достоевского». Тот удивился: «Федора Михайловича в антрепризе?!» — «А ты почитай». В итоге получился прекрасный спектакль, где играли Гриша Сиятвинда, Сережа Ланбамин и мы с Алексеем. А роль генерала — мой отец. Он — щукинец, так что легко влился в нашу компанию. Мы даже репетировали в здании Щукинского училища, и это был праздник, фейерверк.
Алексей: Мы с Серегой играли незадачливых любовников, я старого, а он молодого. Лежим под кроватью, а над нами разыгрывается сцена между молодой женой и старым генералом. И меня поразило, как Лев Иванович произносил свой текст — как будто вообще не напрягался, а зритель ликовал. Нам оставалось только переглядываться: «Мы тут играем на разрыв аорты, а он так легко!»
— Судя по тому, что вы рассказываете, вы двое постоянно вместе. Не только дома, но и очень часто — на работе. И на съемках, и на сцене МХТ имени Чехова... То, что у вас одна профессия, помогает или мешает?
Надежда: Притом что в МХТ мы с Алексеем играем в одних и тех же спектаклях, но на сцене как партнеры не встречаемся. В остальном вы правы, мы часто вместе. Но мы не первая и не последняя актерская пара. И в этом смысле у нас никогда не было проблем. Так приятно, когда у близкого человека рождается хорошая роль в кино или на сцене! Мы всегда друг другу помогаем. И если надо, можем тихонечко что-то подсказать. Мы — команда.
Алексей: Наверное, если в паре кто-то начинает лидировать, говорить: «Я круче», тогда иная ситуация, но у нас такого не бывает. В кино наши с Надей персонажи очень часто спорят, мы обычно играем пару, у которой «все сложно». Бывают даже истории на излом, когда у наших героев не любовь искрит, а ненависть. Мне это тяжело, потому что надо очень многое внутри себя заглушить. А я не могу — это же мое, мужское!
Ну а в обычной жизни наши споры до ругани не доходят. Если мы не можем прийти к пониманию, оставляем это в стороне, и оно как-то само собой улаживается. И никому не обидно. С годами мы уже поняли, на какие кнопки жать, а когда надо вообще убрать руки от любых кнопок.
— Какие у вас в семье существуют традиции?
Надежда: Мы поддерживаем православные семейные традиции, отмечаем, как все, Новый год, дни рождения. У меня день рождения, к слову, 2 января. В последнее время праздную его только в кругу семьи: у всех выходной, никто никуда не спешит.
— Какими подарками муж балует?
Надежда: Самое ценное, что в мой день рождения муж отключает телефон, он на сто процентов только мой... Но и подарками, конечно, меня балует. Как-то я сказала: «Хорошо бы на «Щелкунчика» в Большой театр попасть». Билеты очень сложно достать, а он смог... Алексей вообще не мелочится. Приходится его в этой щедрости останавливать: «Подожди, мне ничего не надо, а вот в дом пора и это купить, и то».
Когда мы только начинали жить вместе, у нас ничего не было, кроме долгов. И работы у обоих не было, так совпало. Мои родители помогали, потом подоспела антреприза, пошло кино.
Алексей: Да, два года мы сидели без денег. Мыкались по съемным квартирам, а цены на них все повышались. Потом мы решились, взяли ипотеку... Мы никогда не имели «волосатой руки», всего добились сами.
Надежда: Чтобы прокормить семью, ты тогда ездил черт-те куда! В Африку полетел на съемки экстремального телешоу, вколов себе несколько прививок под лопатку. Потом был проект «Танцы со звездами», где ты спину сорвал. И эта травма до сих пор дает о себе знать.
Алексей: А потом настал день, когда я, подлечив спину, встал перед зеркалом и сказал самому себе: «Нет, старик, надо в корне все менять!» Потому что без работы и на нервах я разъелся. Но я взял себя в руки и похудел на 27 килограммов, чтобы поменять амплуа в кино. И тут вдруг появляется роль — у Владимира Котта в фильме «Муха», я там вешу 74 килограмма.
Надежда: Ты там начинал с 78, а потом в мои джинсы уже влезал… Если Алексей входит в раж, его сложно остановить. Я приехала на площадку, а Котт сказал: «Корми мужа, иначе я не смогу фильм смонтировать. Смотри, какой у него острый подбородок, уже острее некуда». При весе 74 килограмма муж сдал анализы, и врачи сказали: «У вас сейчас здоровье посыпется. Быстро набирайте вес, вам белок нужен». Я же говорю — характер. Морфлот!
— Скажите, а вы все-таки поженились или нет?
Алексей: Знаю, столько людей переживают по этому поводу. (Смеется.) Жало точат и думают: «Как это они повенчались, если до этого не поженились?!»
Надежда: Рассказываю: на Пасху мы с Алексеем были в гостях у одного замечательного священнослужителя, который очень давно знает нашу семью. Моя мама долгое время была старостой в храме, они вместе с папой занимались его восстановлением, и сейчас эта церковь полностью отреставрирована. Сидим разговариваем, и вдруг вопрос к нам: «Сколько вы уже вместе? А чего же не венчаетесь?» — «Так мы еще не женаты, да и не спешим». А он: «Вот она, Пасха, вот Красная горка — я вас благословляю. Я вас прекрасно знаю: вы православные, воцерковленные люди». Мы действительно ходим в церковь, стараемся поститься. Правда, строгий пост не всегда выдерживаем. Ну, и как святые отцы говорят: «Дело же не только в пище, а в мыслях и поступках».
— А когда в загсе распишетесь, ведь в программе «Секрет на миллион» Алексей вам уже сделал предложение?
Надежда: Может, на какой-то наш юбилей сходим...
— Вы оба были очень откровенны тогда с Лерой Кудрявцевой…
Алексей: Это, скорее, исключение из правил. А на другой программе, когда ведущий начал «копать» темы, которые мы договорились не поднимать, Надежда, как моя жена и как мой директор, чуть не остановила съемку. Встала и сказала: «Мы же все заранее обсудили...»
Надежда: Мы так остро на все это реагируем, потому что артисты должны больше работать на сцене, чем давать о себе интервью. Очень хорошо помню слова своего духовного отца, когда я в 17 лет пришла с ним посоветоваться: могу ли поступать на актрису? До этого мама как раз открывала храм, и меня очень утянуло в церковную жизнь, нравилось петь на клиросе. Восьмой класс я оканчивала в православном колледже, изучала старославянский язык. Думала: «Выйду замуж за священника, стану попадьей, мамочка и папочка будут рядом — все замечательно». Но к выпускному классу засомневалась: какая я попадья? Ведь я давно мечтала об актерской профессии. Пришла со своими мыслями на исповедь к отцу Федору, а он сказал: «Хочешь быть актрисой — поступай! Я тебя благословляю. Только помни: актер должен уметь выбирать, что он хочет сказать зрителю. Умей говорить «нет». Вспоминаю эти слова каждый раз, когда предлагают сценарии, где в основном все замешано на сексе или чернухе. Думаю: «Да, надо работать, не пропадать с экранов. А душа-то против!» И говорю мужу: «Можно сейчас я не буду зарабатывать деньги, дома посижу?» На что Алексей всегда отвечает: «Конечно!»
Алексей: А мне часто говорят: «Зачем вы столько снимаетесь в боевиках?» Но не я их выбираю, мне их предлагают... Один режиссер признался, что продюсеры его спрашивали: «А почему ты Кравченко-то взял? Он же этот, стрелок!» А я все хорошо делаю, не только стреляю. В «Щуке» выпускался как комедийный актер. Педагоги мне говорили: «Ты, наверное, перенапрягся на съемках «Иди и смотри». Давай-ка мы с тобой попробуем комедию». Конечно, хочется удивлять зрителя и самому получить кайф от чего-то нового. И сериал «Казачок» в этом плане меня очень порадовал... На самом деле так всегда было: наши замечательные мэтры и комедии могли сыграть, и что-то серьезное. А зритель не всегда это принимал. Моя мама, когда я сыграл предателя Мищенко в сериале «Операция «Неман», сказала: «Сынок, зачем ты согласился на эту роль?!» А теща вместе с нами посмотрела картину, потом встала и с чувством произнесла: «До свидания, товарищ Мищенко!»
Надежда: С другой стороны, как мы уже говорили, Лев Иванович Борисов сыграл бандита и душегуба Антибиотика и после этого снискал народную любовь. Так что угадать тут невозможно!
интересный факт
Алексея и Надежду продюсеры и режиссеры часто приглашают сниматься вместе. А первым совместным проектом Кравченко и Борисовой стал популярный сериал «Братаны-2», который вышел в свет в 2010 году. В нем они сыграли не просто коллег, работающих в одной сфере, но и влюбленную пару: их героев связывает большое чувство.
Интересный факт
Надежда и Алексей в течение несколько лет играли в очень успешном антрепризном спектакле по произведению Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью». Они объездили с этой комедией практически всю страну. Причем вместе с ними в постановке играл и отец Надежды, народный артист России Лев Иванович Борисов.
Интересный факт
Алексей Кравченко очень многие трюки в кино выполняет сам (отказывается только от самых сложных и опасных, которые доступны лишь каскадерам). Он считает, для актера важно, чтобы на экране возникала достоверная история. Не отстает от мужа и супруга: Надежда, снимаясь в боевиках, тоже демонстрирует великолепную физическую форму.
Интересный факт
Олег Табаков пригласил Алексея Кравченко работать в Московский Художественный театр им. Чехова в 2007 году, а Надежду Борисову — в 2013-м. Супруги часто играют в одних и тех же постановках. Сейчас, например, это такие спектакли, как «Карамазовы» и «Мефисто». Но при этом Алексей и Надежда практически не встречаются на сцене!
Интересный факт
Алексей и Надежда — верующие, воцерковленные люди. Они ходят в храм, стараются соблюдать посты (хотя при актерской профессии делать это очень непросто). И свой союз они заключили перед Богом: 22 ноября 2015 года Кравченко и Борисова венчались в одном из храмов Москвы.