ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Сен. 4, 2025

«Бабы, дети, даже скотина повеселели»

Рейтинг: 0

Автор: Игорь Киян. Наша Версия

Вслед за Вологодской областью время продажи алкоголя решили сократить власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Аналогичные инициативы рассматриваются и в других регионах. Инициаторы ограничений объясняют их заботой о народном здоровье. При этом почему-то упорно не желая учитывать прежний опыт введения подобных запретов.

Несмотря на появившийся в последние годы тезис о том, что Россия-де исторически была малопьющей страной, а рассказы о грандиозном русском пьянстве придумали европейцы-русофобы, факты, увы, говорят об обратном.

По рюмочке, по маленькой

«Без выпивки у крестьянина не обходится никакое дело. Пьётся вино при закладке дома (половое), когда настилаются полы, пьётся мостовое, когда поднимут последнее бревно – коневое. Без водки не обходятся никакие крестьянские условия, подряды, никакие сельские сходы и приговоры: мена, купля, продажа сопровождаются «питками», – цитирует кандидат исторических наук Александр Кривоноженко отчёт о жизни крестьян Петрозаводского уезда. Впрочем, по сравнению с городом деревня могла считаться образцом трезвости – объёмы подушевого потребления водки в городах в 4–4,5 раза превышали сельские показатели. «Среди мастеровых имеются субъекты, которые, не выпив водки утром, не примутся за работу. Попадались люди, которым в день выпить одну-две бутылки водки нипочём, и они за трезвых людей слывут!» – сетовал доктор медицинских наук Николай Григорьев.

В результате 4 апреля 1908 года группа из 192 депутатов внесла в Думу законопроект о закрытии питейных заведений в сельской местности. Принят он не был, однако разговоры об ограничениях оборота алкоголя стали обсуждаться всерьёз. Как водится, сразу же появились сторонники самых крайних мер. Издатель ультраправого журнала «Гражданин» князь Владимир Мещерский прямо заявлял, что торговля спиртным несёт русскому народу «больше ужасов и опасностей, чем любая война», а потому торговлю алкоголем следует запретить.

Однако «трезвое лобби» столкнулось с противником в лице министра финансов Владимира Коковцова. Он доказывал: продажа алкоголя даёт гигантские доходы, в наступающем 1914 году она принесёт в бюджет 970 465 000 рублей, закрыв все расходы на армию, полицию и жандармов. Но карта Коковцова оказалась бита, после того как сторонники тотальной трезвости с помощью Распутина привлекли на свою сторону императрицу Александру Фёдоровну. В результате 29 января 1914 года Николай II, привыкший слушать супругу и «боговнушаемое сердце», подписал рескрипт об отставке Коковцова. Новому главе Минфина Петру Барку поручалось не бояться финансовых потерь, поскольку казна должна получать доход из «неисчерпаемых источников державного благосостояния», а не от продажи водки, разрушающей «духовные и экономические силы» подданных.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни