Согласно глобальному исследованию Fact.MR, к 2034 году продажи безалкогольного вина (б/а) вырастут более чем в 2,5 раза (с $1,6 млрд до $4,5 млрд). Популярность подобных винных напитков в России подтверждается в первую очередь продажами. В портфеле виноторговой компании Simple растут как объем, так и ассортимент безалкогольного вина. По сравнению с 2023-м в 2024 году было продано на 76% больше б/а; а с 2022-го цифра увеличилась на 152%. Причин такого взрывного роста, по мнению экспертов, несколько.
«Молодежь стремится пить осознанно, разбираться в том, что в бокале, — комментирует Кирилл Сулима («Лучший сомелье» по версии WhereToEat Center 2022, 2023, винный бар Vinedo, Нижний Новгород). — И это способствует росту популярности безалкогольного вина». Его поддерживает и винный эксперт Ольга Соколова: «Если сравнить со старшим поколением, которое скорее пьет плотные красные вина, то молодое предпочитает более легкие напитки: пиво с ароматизаторами, виноградный эль, сидр, легкое вино (например, винью верде). Таким образом, мы наблюдаем заметную тенденцию к снижению употребления алкоголя».
«Рост потребления безалкогольного вина связан со взрослением общества, а также с тем, что сейчас уделяют больше внимания своему здоровью и вопросам долгожительства, — утверждает винный эксперт Василий Расков (школа вина «Вакхадемия»). — Вино — это про slow life. Про то, чтобы замедлиться, вдуматься, внюхаться, почувствовать вкус, прочитать про винодела, про регион и сорт винограда, сходить на дегустацию, попробовать восемь видов каберне, понять, чем отличается брунелло из разных частей Италии».
«Регионы, конечно, отстают от городов-миллионеров на несколько лет, но мы движемся тем же путем, — комментирует сомелье Андрей Шилин (ресторан RIBS, Нижний Новгород). — Последние пять лет мы наблюдаем новый тренд: не напиться, а комплексно подойти к вопросу сопровождения вечера, будь это обычный вечерний променад или массовое мероприятие. Гастрономические ужины, винные дегустации и просто грамотная работа сомелье — все это, безусловно, находит отклик в сердцах людей. Нет ничего лучше, чем видеть, что гости начинают как к искусству относиться к винной культуре, ведь хорошее вино способно вызвать большой спектр эмоций и впечатлений не хуже, чем, скажем, скульптура Микеланджело. Культура пития повышается, и вместе с ней растет потребление высококлассных напитков».
ЗАЧЕМ ПИТЬ БЕЗАЛКОГОЛЬНОЕ ВИНО.
Безалкогольные вина стали альтернативой для тех, кто не пьет или по каким-то причинам решил ограничить употребление алкогольных напитков. В магазинах под них выделяются отдельные стеллажи. «Сценариев употребления безалкогольных вин масса, — рассуждает Кирилл Сулима. — Например, после делового ужина вам нужно будет сесть за руль, чтобы добраться до дома, или вы сидите в компании друзей и не хотите выделяться своим стаканом воды. Или же вы следите за модой и хотите быть в тренде, но предпочитаете вино другим безалкогольным модным напиткам типа комбучи».
Еще одним не менее важным фактором популярности безалкогольных вин стало значительное расширение ассортимента, в том числе российских производителей. И если первое время в магазинах можно было приобрести лишь дешевые (как по цене, так и по вкусу) вина, то сейчас быстро увеличивается предложение в премиальном сегменте (в диапазоне 1–3 тыс. руб. за бутылку). Ценители вина, выбирая безалкогольный вариант, не готовы к компромиссам в аромате и вкусе, поэтому ожидают от него практически такого же набора органолептических характеристик, как и от традиционного.
НАСКОЛЬКО ПОПУЛЯРНО БЕЗАЛКОГОЛЬНОЕ ВИНО.
Во всем мире наблюдается неуклонное сокращение потребления обычного вина. Причину эксперты видят в изменении привычек и традиций. Если раньше невозможно было себе представить семейное застолье без нескольких бутылок хорошего вина, то сейчас молодежь предпочитает безалкогольные столы. Данные группы компаний Simple говорят, что в целом доля б/а вин растет каждый год примерно на 1–2%, а продажи в бутылках — примерно на 50%. Покупатели предпочитают белые безалкогольные вина (73% всех продаж). В компании уверены: растущий спрос на такие напитки вызван осознанным отношением потребителей к своему здоровью.
«Категория вина, растущая с нулевой базы, будет увеличиваться, — утверждает Анатолий Корнеев, со основатель и вице-президент группы компаний Simple. — Но угрозой для обычного вина безалкогольное не станет. Это хорошее подспорье для тех, кто за рулем и кто временно не пьет по разным причинам.
Глобально это тенденция, которая растет, ведь помимо безалкогольного вина есть и другие напитки без содержания спирта (джин, виски)». Эксперт считает, что структура потребления алкогольных напитков может перестраиваться и из-за молодого поколения, настроенного на здоровый образ жизни. Часть потребителей выбирает б/а вино в ситуациях, когда алкоголь противопоказан по ряду причин, но при этом они хотят поддержать настроение в компании.
«Хорошего безалкогольного вина на рынке пока еще маловато, но с каждым годом его предложение растет, — комментирует Кирилл Сулима. — Еще пятьшесть лет назад выпускались только дешевое водянистое немецкое и пара приличных позиций из Испании. Сейчас безалкогольные вина привозят со всей Европы, много интересных из Испании, Германии и Франции. Даже уважаемая ростовская винодельня делает приличные безалкогольные белые и красные вина. Появились натуральные виноградные соки от звездных вино делов Австрии и Германии. Рынок безалкогольного вина значительно расширился. Я наблюдаю растущий спрос по быстро тающим остаткам на складах виноторговых компаний. Это говорит о значительном росте популярности безалкогольного вина».
Во многих городах Франции открываются магазины, специализирующиеся на продаже исключительно безалкогольных вин. В Нанте популярностью пользуется магазин La cave parallèle («Параллельный погребок»), в котором предлагается более 350 безалкогольных напитков, среди них основную долю составляет безалкогольное вино. Его постоянные клиенты — не только молодые люди, но и те, кто по каким-то причинам решил ограничить потребление спиртосодержащих напитков, хотя не готов отказаться от вина. По мнению владельца, Жерома Кюни, вкус у хорошего безалкогольного вина «немного иной, чем у традиционного, но к нему быстро привыкаешь и просто получаешь удовольствие». Переориентация на слабо- и безалкогольные вина сейчас происходит как в США, так и в таких традиционных винных странах, как Италия и Испания.
ЧТО НЕ ТАК С АЛКОГОЛЕМ «БЕЗ АЛКОГОЛЯ».
Одна из проблем безалкогольного вина — довольно высокая цена по сравнению с традиционными винами, ведь для его производства используется обычный напиток, из которого достаточно сложным путем удаляется алкоголь, а это отражается на конечной цене продукта. Вторая и, пожалуй, главная проблема — несмотря на постоянное совершенствование технологий, полностью сохранить вкус оригинального вина не получается. «Дело в том, что спирт отвечает за полноту вкуса и дает ему «тело», — комментирует шеф-бармен Василий Жеглов. — Поэтому любые жидкости, которые должны быть похожи на алкогольные, никогда не будут идентичны им на все 100% и окажутся пустоватыми и плосковатыми на вкус».
С этим согласен винный эксперт Василий Расков: «Помимо более плоского вкуса в безалкогольном вине практически нет послевкусия, которое особенно ценится знатоками в традиционном вине. Если у вина отличный вкус, это заслуга общего баланса алкоголя, танинов и кислот. Если убрать из вина алкоголь, то баланс начинает разваливаться».
Молекулы спирта выступают в качестве проводников и усилителей аромата и вкуса, поэтому после того, как их убирают из напитка, вино становится менее выразительным. В первую очередь это относится к мощным красным винам, лишающимся вместе со спиртом и изрядной доли танинов. Игристые и белые безалкогольные версии вина гораздо ближе к оригиналам.
АЛЬТЕРНАТИВА БЕЗАЛКОГОЛЬНОМУ ВИНУ.
Существует и альтернатива безалкогольному вину. Это безалкогольные коктейли. Они бывают нескольких типов. Первые смешиваются из джина, водки, вермутов, вина и т. д. без содержания спирта. Из них можно сделать любые классические коктейли (от Negroni до Mojito), по вкусу неотличимые от алкогольных версий.
Вторые — это так называемые гидролаты, для их производства используют дистиллированную воду и в основном растительные ингредиенты. «Мы называем их ботаникалы, — комментирует Василий Жеглов, — по аналогии с английским словом botanicals. Воду настаивают, а затем перегоняют с помощью испарителя, чтобы получить более концентрированный вкус».
Третьи — это разнообразные комбучи и фреши, на которых делают авторские коктейли. Некоторые коктейли практически невозможно приготовить в безалкогольной версии, добавляет Жеглов: «Если брать Aviation и подобные миксы, то сухости в них можно добиться только при помощи алкоголя. А в популярной «Маргарите» спирт играет ключевую роль в балансе кислотности». Поэтому бармены стараются больше фантазировать и экспериментировать, используя вино, гидролаты, чаи и различные сиропы, чтобы сделать безалкогольное сопровождение для блюд и даже гастрономических сетов в ресторанах высокой кухни, например Touché, Twins Garden.
Безалкогольные вина и легкие коктейли — как с низким содержанием алкоголя, так и полностью безалкогольные — в тренде. История циклична, и мы возвращаемся к первоистокам — к очень легким винам, которые пьются на одном дыхании легко и беззаботно. «Сегодняшние тренды диктуем мы, миллениалы, — говорит Андрей Шилин. — Это поколение любит пить легковесные, но высококачественные вина из категорий выше массовой. В связи с тем что тренд на здоровый образ жизни устоялся, продажи такого вина неуклонно растут. А если есть спрос, то скоро появится и еще более качественное предложение». Выбор безалкогольных напитков уже сейчас огромен, а его дальнейшее изменение зависит от наших привычек и вкуса.