В России предложили установить минимальный размер пособия по безработице, равный прожиточному минимуму. Инициатива исходит от трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на рассмотрение которой ее внесли представители профсоюзов. Но, по словам опрошенных нами экспертов, шансов на реализацию у нее нет. Хотя бы по причине отсутствия в федеральном бюджете «лишних» ста миллиардов рублей, которые на это понадобятся.
Прожиточный минимум (ПМ) на душу населения в текущем году равен 11653 рублям. Эта величина несколько отличается в разных регионах и для каждой категории населения. Что касается минимального пособия по безработице, то оно составляет 1,5 тысячи рублей, максимальное – 12 тысяч. Впрочем, подавляющее число официальных безработных получает пособия в диапазоне от 1,5 до 4,5 тыс рублей. А поскольку прожить на такие деньги месяц в принципе нельзя, желающих легализоваться на бирже находится немного. Ситуация на рынке труда может принципиально измениться, если пособие поднять до ПМ — на 11600 прожить уже худо-бедно, но можно.
Отметим, что безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости, в июне Минтруд насчитал 1 млн 292 тысячи человек. В декабре 2020-го их было 3,1 млн. Официальным безработным, напомним, считается тот, кто занимался поиском работы последние четыре месяца и готов приступить к работе в течение недели.
«В целом идея неплохая, — говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. – В России минимальные пособия по безработице получают в основном те граждане, кто впервые выходит на рынок труда. В частности, к ним относятся молодые матери, сидевшие дома с детьми, школьники, студенты, а также лица, которые долго болели».
Но как только мы предлагаем приравнять минимальные пособия к ПМ, возникает вопрос: а какого размера пособия надо будет тогда платить тем безработным россиянам, кто уже имеет рабочий стаж? По логике вещей, эти суммы должны быть больше, причем значительно. Взять их неоткуда.
По словам Сафонова, если бы власти не отменили механизм страхования от безработицы, существовавший до 2001 года, все было бы просто. Как напоминает собеседник «МК», в те времена работодатель отчислял в специальный фонд занятости населения 2% от фонда оплаты труда работников. Безработный в первые три месяца получал пособие в размере 75% от среднего заработка, далее 60% и 40%. После 2001 года пособия финансируются напрямую из бюджета — и это резко снижает суммы выплат.
«Невозможно осуществить идею профсоюзов, не восстановив тогдашнюю модель страхования от безработицы и не просчитав необходимый объем расходов для двух категорий лиц — с рабочим стажем и без него, — отмечает Сафонов. – Не вижу ни малейшего шанса. Кроме того, на многих это окажет мощный дестимулирующий эффект: зачем искать источник дохода, если есть на что жить?»
Инициатива трехсторонней комиссии в корне противоречит нынешней политике правительства, рассуждает профессор Алексей Зубец, коллега Сафонова по Финансовому университету. На его взгляд, власти не хотят, чтобы россияне сидели на пособиях, чтобы в стране формировался класс потомственных безработных и вдобавок росла теневая занятость. Поскольку закон о тунеядстве давно отменен, человек может спокойно не работать, существуя за счет родственников, сдачи жилья в аренду или приусадебных участков. Государство не обязано «кормить» тех, кто отказывается трудиться.
«Предложение оправданно лишь в одном случае – когда пособия в размере ПМ выплачиваются в течение месяца-двух после потери людьми работы, — считает Зубец. – На обязательной бессрочной основе ввести его не получится. Кроме того, дополнительные бюджетные расходы на реализацию этой меры могут превысить 100 млрд рублей в год, их в бюджете нет. Сейчас Минфин собирает по крохам деньги на реализацию социальных проектов, в частности по борьбе с бедностью».
«Сама по себе мера вполне разумная. Выплачивая безработному пособие сильно ниже уровня ПМ, государство, по сути, толкает его в сферу нелегальной занятости», — говорит член совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. По его мнению, абсолютно все установленные правительством минимумы социальных выплат должны быть привязаны к ПМ. Однако очень похоже, что Минфину это не нужно, что финансовое ведомство непременно сошлется на отсутствие в госказне «лишних» средств. Равно как на то, что официально безработные россияне будут дестимулированы и фактически уравнены в доходах с работающим населением.