Алина, не стала приводить весь список тем, вас взволновавших, - их хватит не на одну статью, богословы правы, когда говорят, что душа человека тянется к своему Творцу, и в каждом из нас живет стремление спастись. И мы уж точно не будем чинить препятствия вашему стремлению и обязательно ответим на все ваши простые-непростые вопросы.
Итак, начнем по порядку. Душа человека стремится к своему Создателю, а храм распахивает нам окно мира иного, дает возможность приблизиться к Богу и к тайне жизни. В Евангелии звучат такие слова Христа: "...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Поэтому сопричастность ко Христу является людям в доме Божьем, то есть в церкви.
Что за чувства мешают нам прийти в храм?
Иногда это ложный страх выглядеть невеждой. Стандарты светской жизни приучают нас к тому, что это стыдно, неудобно. Когда человек чего-то не знает, он начинает бояться, что вызовет своим поведением насмешку, осуждение или даже наказание. Часто причиной может быть ощущение своей греховности и ложная боязнь наказания. А иногда это банально лень, лень духовная. В любом случае все эти внутренние препоны надуманные, они надиктованы нам темными силами, старающимися не пустить человека в церковь. Важно понять: Бог как любящий отец. Вспомним притчу о блудном сыне, рассказывающую о том, что сын взял у своего отца все наследство, но прогулял его, истратил и довел себя до такого состояния, что жил и питался со свиньями. Но однажды, одумавшись, "придя в себя", он сказал: "У моего отца наемники избыточествуют хлебом, а я умираю от голода", и пошел к отцу. "И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его". В определенном смысле все мы "блудные дети". Каждый из нас при рождении наделяемся дарами. Бог Отец дает человеку все его богатства - богатство души, веру, надежду, любовь, здоровье, способности, но человек это транжирит. И потом впадает в такую греховную бездну, что живет подобно блудному сыну. И все-таки совесть, как голос Божий, начинает его обличать! И тут человек начинает сам себе придумывать оправдания, причины, чтобы не идти в храм. А на самом-то деле он и не пытается туда идти. А вот если бы он вошел в храм с искренним желанием попросить у Бога прощение за то, что растратил все, что ему было дано, то ему бы было все прощено. Такой просьбой о прощении становится исповедь.
Но почему недостаточно просто помолиться дома?
Потому что не всегда у человека хватает сил в одиночку "достучаться до небес". А в храме мы молимся вместе. Главное богослужение Церкви - Божественная литургия. Само слово "литургия" в переводе с греческого означает общее дело, то есть то, что мы творим вместе. Во время Божественной литургии и совершается главное таинство Церкви - Таинство Святого Причащения, или Таинство Евхаристии, причастие. Слово "евхаристия" в переводе с греческого означает "благодарение". И Таинство Евхаристии, как и любое таинство, заключается в том, что под видимыми, внешне всем понятными действиями, душе верующего дается невидимая Божья благодать.
Само Таинство Причащения было установлено Христом на Тайной Вечери. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем". То есть в этом таинстве мы соприкасаемся с тайной - тайной соединения со Христом.
И для того чтобы это таинство совершить, необходим священник, имеющий благословение от Церкви, и хотя бы двое-трое христиан. А домашняя молитва является только подготовкой к таинству.
И тут, Алина, мы подходим ко вполне резонному вопросу.
Но если речь идет о тайне соединения со Христом, то так ли это важно, придет ли женщина в храм в косыночке или нет?
Вот как на этот вопрос отвечает митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. "Человек так устроен, что для того, чтобы иметь внутренний настрой, ему надо измениться внешне. Нужен какой-то знак, который бы освободил его от напряжения мира вокруг храма. Надо, чтобы он почувствовал свою принадлежность только храму. И косынка, и отсутствие косметики - все это символизирует смирение. Все это, чтобы исключить манящую привлекательность, неуместную в церкви, которая иногда бывает настолько навязчивой, что и сама-то женщина не может от нее освободиться. А тут надела косыночку и уберегла и себя, и других от соблазна, смирилась".
Как правильно войти в церковь?
На могиле Григория Сковороды написано: "Мир ловил меня, но не поймал". Мир действительно нас ловит, поэтому переход от обыденной жизни к тому, что происходит в храме, необходим. Перед тем как прийти в церковь, читаются особые молитвы, они есть во всех молитвословах. Когда мы входим в храм, мы троекратно крестимся - во имя Отца, Сына и Святаго Духа и совершаем поклоны. Причем сначала кланяемся храму, а потом людям, потому что в церкви не принято громко здороваться. Знакомых здесь приветствуют кивком головы - это знак нашего благорасположения к ним, наше христианское приветствие. Затем обычно идут к свечному ящику - купить свечи и поставить их за здравие и за упокой. Чтобы не нарушать атмосферу богослужения, нельзя долго разговаривать и делать без надобности лишних движений. Раньше вообще был заведен такой порядок, что мужчины стояли с правой стороны, а женщины с левой. Очень важно - чувство молитвенной сосредоточенности. А во время общей молитвы, даже если у тебя не хватает силы молиться, то общая молитва поднимает тебя. Богослужение в церкви процентов на шестьдесят состоит из слов "Господи, помилуй!" - а это понятно всем. И если человек будет просто повторять "Господи, помилуй" вместе с хором, то это уже будет началом, а потом он сможет открыть для себя и церковнославянский язык. Тем более что тот не так уж и далек от русского, у них много однокоренных слов.
Почему мы исповедуемся священнику?
Священнику Христос дает власть освобождать, разрешать от грехов. Это посвященность. Причем посвященность в жертвенном служении. Давайте вспомним двенадцать апостолов Христа, их посвященность заключалась не в получении от Господа каких-то благ, а в том, что они приняли мученичество. Господь слушает сердце человеческое и избирает и призывает. Он дает священнику власть разрешать от грехов. Но священник делает это не своей силой, а силой Христа.
Приходящий в церковь - как ребенок, его надо вести ко Христу. Любящий родитель не позволяет своему ребенку всего - это опасно. Так и в духовной жизни - она имеет свои законы, поэтому входящий в дом Божий должен найти своего наставника. Люди приходят в храм в поисках такого отца, чтобы проверить, не запутались ли они в дебрях самоанализа или ложной мистики. Когда верующий начинает движение к Богу, то чем больше он освобождает свою душу от скверны, тем больше места остается для Благодати. И Благодать дает ему силы для дальнейших подвигов, происходит духовное обновление. Пусть что-то на этом пути дается не сразу, но все равно будут моменты прозрения. Господь милостив. Но к кому? Ведь если бы блудный сын остался со свиньями, если бы он не встал, не пошел по дороге к отцу, то и отец не вышел бы его встречать. Здесь важно начать свой путь, а Господь и намерения сердца приемлет.