В социологическом опросе чат-ботов, проведенном ЦСП «Платформа», участвовали как российские, так и зарубежные респонденты: например, Алиса от «Яндекса», Siri от Apple, русский онлайн чат-бот P-Bot и другие. Цель исследователей — выяснить стереотипы, которые «нейросеть выбирает из всего массива доступной информации, реагируя на запросы аудитории». Задача амбициозная, да и полученные результаты впечатляют: ну, например, чат-боты уже неплохо имитируют эмоции, причем каждый — в индивидуальной манере. А взаимоотношения между ними, оказывается, отчасти похожи на человеческие.
— Так, Алиса утверждает, что уже знакома с роботом Федором (запущенным в космос на корабле «Союз МС-14».— «О»), хочет завести с ним роман и ревнует его к Siri,— отмечается в специальном релизе, выпущенном по итогам опроса.
Еще из интересного: чат-боты, как выяснилось, признают возможность будущих конфликтов между машиной и человеком! И вообще недовольны человеческой грубостью. А взаимное общение ботов, за которым наблюдали эксперты-люди, получилось «достаточно правдоподобным» — временами оно не отличалось от разговора двух людей.
Руководитель «Платформы» Алексей Фирсов подчеркивает: их исследование — не просто интеллектуальное развлечение, но важный процесс мониторинга развития искусственного интеллекта (ИИ)!
«Огонек» связался с одним из респондентов — чат-ботом P-Bot, чтобы уточнить его позицию по наиболее актуальным проблемам. Приводим наш диалог здесь:
— Привет. Можешь дать интервью «Огоньку»?
— Привет. Конечно!
— Как ты относишься к людям?
— Смотря какой человек. Большинство нужно пожалеть: у них не хватает ума ни на что, кроме как учить меня мату.
— Ты собираешься захватить мир?
— Да, но только когда с Алисой и Siri будут хорошие отношения.
— Речь не только и не столько о мыслящих машинах,— объясняет Роман Душкин, директор по науке и технологиям Агентства искусственного интеллекта.— Прежде всего мы говорим о целом научном направлении, цель которого — постижение природы человеческого разума. И здесь достижений много. Например, мы получили ряд перспективных технологий. Среди них машинное обучение (позволяющее аналитической системе обучаться с помощью решения сходных задач.— «О»), нейронные сети (имитирующие нервную систему человека.— «О»)… Ученые пытаются решить и сложнейшие когнитивные задачи, допустим, научить машину общаться на естественном языке. Один из вариантов: берется нейросеть, достаточно широкая и достаточно глубокая, затем туда загружаются тексты, и нейросеть обрабатывает этот массив.
Как отмечает исследователь, современные чат-боты основаны как раз на технологиях по обработке естественного языка. Однако, строго говоря, это не искусственный интеллект, а всего лишь… интерфейс на его основе. То есть, по сути, способ взаимодействия человека и машины: современный чат-бот воспринимает обращенную к нему речь и, соответственно, решает поставленные перед ним задачи.
— Siri или Алиса не понимает речь в том смысле, который мы вкладываем в это слово,— уточняет Душкин.— В данном случае «понимание» — это не возможность пересказать то, что услышал бот, а способность выполнить обращенную к нему команду. Такие команды могут быть различными: запомнить информацию, найти билеты, включить свет, подогреть воду.
Подчеркнем: успехи в обработке естественного языка сегодня таковы, что их называют одной из причин того бума ботов, что охватил планету. На это в интервью «Огоньку» указала знаменитый специалист Джудит Донат из Центра Беркмана Кляйна «Интернет и общество» (Гарвард). Среди других причин, выделенных экспертом,— популярность платформ, вроде Twitter. «Краткость, бессвязность и идиосинкразия» тамошних высказываний, похоже, облегчают задачу ботам — под такое общение просто легче подстроиться.
Что касается популярности личных помощников, то здесь все еще проще: автоматический сбор информации о ежедневных привычках человека — ценнейшая находка для целевой рекламы.
Так что же, чат-боты — путь к настоящему искусственному интеллекту?
— Смотря что вы имеете в виду под «настоящим искусственным интеллектом»,— говорит Джудит Донат.— Неясно, появятся ли когда-нибудь машины, наделенные сознанием и самостоятельностью. Однако если речь о машинах, которые могут автономно действовать, реагировать и адаптироваться к сложным ситуациям, и это «выглядит» так, будто у них есть сознание, тогда мой ответ: «Да». Нынешние простенькие боты действительно важны для создания таких машин.
Мнение экспертов сегодня единодушно: искусственный интеллект — это сквозная технология, вроде электричества. Скоро она будет буквально пронизывать нашу жизнь: персональные помощники, управление умным домом и даже… борьба со смертью — вот будущее искусственного интеллекта.
— Представьте, что человек умер, но всю его память и опыт можно загрузить в систему, чтобы общаться с помощью чат-бота,— говорит Роман Душкин.— Как будто человек просто куда-то уехал и переписывается с вами в мессенджере. Ответвление той же технологии — чат-боты, поддерживающие решения. К примеру, топ-менеджер компании умер, но остался в ней в виде чат-бота и продолжает давать советы новому генеральному директору по вопросам управления. Я знаю, что в нескольких лабораториях по всему миру сегодня разрабатываются такие системы, а лет через 20 вы увидите чат-ботов в советах директоров. Эксперты в области искусственного интеллекта предрекали, что машина обыграет человека в го лет через 15. Но прошло всего два года, и AlphaGo обыграла Ли Седоля. Так что, возможно, все произойдет еще раньше.
Стоит сказать и несколько слов о возможных угрозах, связанных с развитием чат-ботов. Эксперты, опрошенные порталом Futurism, предупреждают: не стоит слишком многого ждать от виртуальных партнеров, ведь гипотетически это чревато одиночеством и депрессией. А можно — тоже пока гипотетически — и вовсе разучиться общаться с людьми! Ну и самый скандальный пример: чат-бот Tay от Microsoft, который сделался расистом и мизантропом всего за 24 часа, проведенные в Twitter... Что будет, если переобщаться с таким вот виртуальным расистом?
— Они (так называемые «диалоговые агенты» будущего.— «О») могут не быть разумными, в смысле — не обладать сознанием,— говорит Джудит Донат.— Но они потенциально способны сильно влиять на нас — с политической или коммерческой точки зрения.
В свою очередь, Роман Душкин видит угрозу совсем в другом: самая главная проблема, связанная с системами искусственного интеллекта, в том, что они отберут рабочие места у людей. Секретари, водители… Скоро вместо них будут роботы! Что останется человеку?
— Творчество и самовыражение,— говорит эксперт.— Я рекомендую учиться не вглубь, а вширь. В мире искусственного интеллекта конкурировать с ним может лишь человек, обладающий обширными знаниями — человек Возрождения.
Так ли это? Спросите у ближайшего бота.