«Будущий интернет будущего»
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Полина Соломенцева. РБК
Пока Web 3.0 только готовится покорить мир, эксперты уже заговорили о Web 4.0. РБК разбирается, что сегодня происходит с инвестициями в децентрализованную сеть и как нейросети повлияют на Всемирную паутину.
От электронной почты до симбиотической сети
Создание интернета в привычном нам виде заняло несколько десятилетий, поэтому сразу несколько дат принято считать его днем рождения. Так, 29 октября 1969 года впервые удалось передать сообщение от одного удаленного компьютера к другому. 6 августа 1991 года был опубликован первый в истории веб-сайт. Официальным годом рождения Всемирной паутины (WWW) вообще принято считать 1989 год. История первого поколения интернета, Web 1.0, отсчитывается с начала 1990-х годов.
«Скучный, медленный и анонимный» — пожалуй, эти три эпитета лучше всего описывают «первый» интернет. Он не принадлежал пользователям: основную долю контента создавали сами разработчики сайтов, и взаимодействовать с ним обычные люди не могли. Грубо говоря, Web 1.0 представлял собой своеобразную электронную библиотеку. Этой эпохе мы обязаны появлением абсолютно нового способа общения — электронной почте (хотя изобрели ее еще в 1971-м, пользователям она стала доступна только в этот период).
В 1995 году появилась первая соцсеть, Classmates, а с 2003 года начался ее активный рост. Интернет изменился, и это было началом Web 2.0. Эксперты отмечают, что в этот период веб-сайты стали более динамичными и ориентированными на пользователя. Они позволили создавать контент и делиться им. В целом Web 2.0 значительно улучшил взаимодействие пользователей с интернетом, перейдя от статичных веб-страниц к динамичным, совместно используемым и социально-ориентированным платформам.
И хотя пользователи и получили доступ к созданию контента, они не могли владеть им. Он хранился (и до сих пор хранится) на централизованных платформах, которые принадлежат корпорациям. Web 2.0 обвиняют в отсутствии анонимности и использовании персональных данных пользователей в бизнес-целях, в том числе и в рекламе.
О концепции нового интернета, или Web 3.0, заговорили еще в 2007 году. Термин и общее видение предложил Джейсон Калаканис, американский интернет-предприниматель и бизнес-ангел.
Web 3.0 должен решить основные проблемы своего предшественника. Дать авторам контроль над своим контентом, а пользователям — над своими данными. Все ключевые технологии этого поколения интернета должны быть построены на блокчейне, который обеспечивает децентрализованность Сети, а значит, ее независимость. Именно с появлением первого блокчейна в 2008 году связывают начало эпохи Web 3.0.
С активным развитием искусственного интеллекта, в том числе нейросетей, эксперты заговорили о Web 4.0. Так как это пока только концепция, единого мнения о том, что будет собой представлять «будущий интернет будущего», нет. Если говорить в общем, то люди будут взаимодействовать с роботами на симбиотическом уровне, то есть буквально сожительствовать с ними, управлять ими голосом и визуально.
Качество онлайн-связи станет еще лучше (этому должно способствовать появление сетей 5G), ИИ станет еще «умнее» (когда появится AGI — общий искусственный интеллект), а пользователь должен будет получить еще больше контроля над своей интернет-жизнью. Появиться Web 4.0 может в течение следующих 10–20 лет.
Какие технологии стоят за Web 3.0
Максим Терехов, основатель и генеральный директор GTS Ventures, рассказал РБК, что возникновение Web 3.0 — это эволюционный процесс, который был сформирован на основе растущих потребностей интернет-пользователей: от начальной простой потребности в получении и распространении информации до сегодняшних требований, таких как отсутствие цензуры, неизменность данных, уверенность в контрагенте, полная собственность на активы, независимость от «единого сервера» и т.д.
Web 3.0 — это концепция инфраструктуры, которая может быть реализована благодаря определенным технологиям. Она состоит из трех слоев: блокчейнов, смарт-контрактов и децентрализованных приложений (DApps). Первый и второй — это то, на чем строятся решения для третьего, последнего слоя, которым могут пользоваться обычные люди.
Самое известное направление Web 3.0 — это криптовалюты. Точное их число неизвестно, но на разных криптобиржах их количество варьируется от девяти до более чем 12 тыс. валют с общей капитализацией в $2,7 трлн.
Самая популярная криптовалюта — Bitcoin, на втором и третьем местах по капитализации идут Ethereum и Tether. Криптовалюты — это финансовая основа Web 3.0 и ключевой инвестиционный инструмент.
Другое направление, которое пережило бум в начале этого десятилетия, — NFT-маркетплейсы, такие как OpenSea, Rarible и Foundation. На таких площадках люди могли преобразовать различные объекты цифрового искусства (3D-фигурки, картины, гифки и т.д.) в уникальные токены, которые можно было продавать (опять же за криптовалюту) или обмениваться ими.
В 2023 году NFT-направление значительно просело. Например, платформа OpenSea минувшей осенью показала снижение более чем на 98% от пиковых значений. Впрочем, сама технология NFT остается перспективной, так как выводит защиту авторских прав в фильмах, музыке или играх на новый уровень. В целом она применима для всех сфер, где нужно подтвердить свое владение определенным объектом: например, в недвижимости. В этот же период вместе с NFT-маркетплейсами приобрел популярность Web3-гейминг. Построенный на блокчейне, он гарантирует пользователям принцип «истинного» владения игровыми предметами и персонажами. Говоря о таком типе гейминга, часто употребляется термин play-to-earn (пользователи прокачивают игровых персонажей или коллекционируют предметы и могут продавать их или просто получать за это денежное вознаграждение). Хотя концепция «играй-и-зарабатывай» не является новой, она привлекла в индустрию много новых участников, обещая им вознаграждение в виде криптовалюты.
По данным исследования CoinGecko, в топ-3 самых популярных Web3-игр в 2023 году вошли Alien Worlds, Splinterlands и Farmer World. Стоит отметить, что суммарное количество «уникальных активных кошельков» (то есть пользователей с криптокошельками) этих игр варьировалось возле отметки в полмиллиона.
Подводя итог, важно отметить, что практически все b2c-направления Web 3.0 так или иначе связаны с криптовалютой. Например, в метавселенных, NFT, Web3-играх и DApps это основное средство платежа. Другие направления, такие как криптобиржи или криптокошельки, являются инфраструктурной частью: они включают в себя площадки для хранения, обмена, торговли и других видов взаимодействия с криптовалютой.
Максим Терехов отмечает, что переход людей на новый «уровень» интернета еще только начинается. Он приводит статистику, согласно которой Web 2.0 используют уже 5,4 млрд человек, а число пользователей Web 3.0 (по крайней мере владельцев криптовалюты) составляет около 420 млн.
Несколько крупных криптоскандалов, в том числе и банкротство FTX — второй в мире по величине криптобиржи, громкие заявления о смерти метавселенных и регулярные нападения хакеров на гейминговую и другие индустрии пошатнули доверие к новым технологиям. А на фоне бурного роста генеративного ИИ может показаться, что Web 3.0 отошел в сторону или вообще медленно, но верно тонет.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.