Пятьдесят лет назад посадил я в огороде на меже саженец кедра (сосну сибирскую пятихвойную). Сейчас это красивое высокое дерево.
Когда кедру было 35 лет, в его кроне свила гнездо серая ворона. В том году по всем близлежащим сёлам электрики меняли деревянные столбы на железобетонные и набросали около новых столбов много обрезков алюминиевой проволоки. Так вот, ворона на кедре устроила остов своего гнезда из проволоки. Не знаю, последовали её примеру другие местные вороны или сами проявили инициативу, но они тоже использовали при постройке гнёзд проволоку. И в селе стало чисто, обрезков проволоки вокруг столбов не осталось.
Однажды я заметил, что поселившаяся на кедре ворона залетает на грядки с посаженной рассадой капусты и отрывает у растений листья. Видимо, в гнездовой период птицам нужны витамины. Я не знал, как спасти капусту. И тут один знаток посоветовал: когда ворона залетит в огород, пойди и пошевели её гнездо. Я так и сделал. Как только ворона прилетела на грядку, взял длинный шест, подошёл к кедру и стал тревожить гнездо. Птенцы запищали, ворона тут же вернулась к гнезду, и я сразу ушёл. После этого случая ни разу не видел, чтобы ворона летала в огород, видно, смекнула, что тогда её птенцам несдобровать. А однажды заметил, как она выгнала из огорода залетевших было на грядки галок.
В следующем году ворона почемуто забросила гнездо на кедре, хотя эти птицы селятся в одни и те же гнёзда не один год. По-видимому, моей вороне показалось слишком хлопотным близкое соседство с человеческим жильём. Новое гнездо она свила на берёзе в сорока метрах от огорода. Старое гнездо я с кедра снял, в нём оказалось два килограмма обрезков алюминиевой проволоки!
В 40 лет кедр начал плодоносить, появились первые шишки. Подойдя к дереву, я увидел их уже на земле. Шишки у кедра созревают в начале августа, тогда в черешках, прикрепляющих их к веткам, появляются перемычки и достаточно небольшого толчка, чтобы шишка отвалилась и упала. Этим пользуются заготовители, они ударяют по стволу дерева деревянным молотком, и шишки от сотрясения падают на землю.
А как же попадали шишки с моего кедра, ведь его никто не трогал? Узнал я об этом в следующем году. Даже дату запомнил — шестое августа. Вышел утром в огород и увидел на кедре дятла, прилетевшего из ближнего леса. Он клевал шишки, а те отваливались и с глухим стуком падали на землю. Сбив все шишки, дятел улетел, так и не полакомившись орешками. Видимо, он принял кедр за местную сосну (обыкновенную), шишки которой не отваливались, когда он их расклёвывал, добывая семена. Хвоя кедра похожа на хвою сосны обыкновенной, но у сосны в пучке две хвоинки, а у кедра их пять. Этого дятел не заметил.
За действиями дятла вместе со мной внимательно следила ворона, поселившаяся на берёзе недалеко от огорода. Я наблюдал такую картину. Как только на кедр сел дятел, к нему подлетела ворона и отогнала его, а сама принялась сбивать клювом шишки, явно получая от этого удовольствие. Дятел больше не прилетал, видимо, решив, что на этом дереве ему делать нечего. И теперь каждый год шестого — седьмого августа на кедр прилетает ворона и сбивает шишки. Их набирается целое ведро.
А однажды, выйдя в огород, я услышал характерную барабанную дробь. Посмотрел на кедр, откуда доносился звук, но дятла не увидел. На суку сидела ворона и, подняв голову, самозабвенно издавала звуки, похожие на стук дятла по дереву. Где и когда она этому научилась? Специалисты свидетельствуют, что способность к пересмешничеству — имитации звуков, издаваемых другими птицами, — развита у ворон настолько, что они с первого прослушивания могут безукоризненно повторить полюбившийся им звук. Правда, воспроизводить могут только немелодичные, грубые звуки. Повторить, например, трель соловья, как это делает скворец, ворона не может. Но, говорят, её можно научить произносить слова, как попугая.