Все чаще граждане начинают отказываться от рыбы и морепродуктов - не только из-за цен. «Опасны, впитывают радиацию, выращиваются на антибиотиках» - это только часть современных рыбных страшилок. Мы поговорили о них со специалистами и выяснили, какая рыба или креветки могут действительно быть вредны. А пока не поговорили, не подозревали, что рыбное филе находится в «зоне особого риска», а ровненькие креветки, да еще с мелким шрифтом на упаковке, подозрительны.
Недавнее сообщение о том, что в Карском море обнаружен контейнер с атомным реактором подводной лодки К-19, который был затоплен весной 1990 года, наделало много шума среди любителей рыбы и морепродуктов. Какие «дары моря» мы потребляем?
Волнение россиян вполне понятно. Самые мнительные представляют себе, как купил, допустим, в магазине на Тверской пару килограмм одноглазой камбалы на обед — а через неделю стали выпадать волосы. Каково?
В акватории Северного Ледовитого океана находится экспедиция спецподразделений МЧС и ученых Института океанологии РАН — по поиску затопленных радиоактивных объектов. Реактор с атомной субмарины — не единственный в морской пучине. В четырех заливах Карского моря захоронены многочисленные объекты после испытаний ядерного оружия на Новой Земле. В составленном реестре, на глубине до 500 метров находится около 24 тысяч (!) наименований радиоактивных отходов, химических отравляющих веществ и боеприпасов.
Могут ли они представлять опасность для подводного мира, а потом уже по пищевой цепочке и для человека?
— Я работал в районе Новой Земли в 2007 и 2011 годах, — рассказывает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института океанологии РАН Филипп Сапожников. — В 2007-м приходилось даже погружаться в Карское море. В частности, на дне залива Благополучия, где находится множество разных радиоактивных объектов.
Это не боеголовки, в основном, бочки со спецодеждой, которая использовалась при работе на атомных электростанцииях, побочные продукты. Специалисты по радиометрии уже тогда не регистрировали никаких сколь-нибудь серьезных следов заражения в тех водах. Все объекты в «рубашках», закатаны в бетон. То же самое и ядерные реакторы: они законсервированы и заглушены. Никакого значимого вреда не наносят.
По словам ученого, определенную опасность для водных обитателей представляла японская атомная электростанция Фукусима, когда там произошла авария с выбросом радионуклидов из ядерного реактора. Имело место радиационное воздействие, которое сказывалось на фито— и зоопланктоне. Но зараженная вода уносится течениями в определенных направлениях, в этих местах устанавливается запрет на рыбный промысел.
— В том районе у восточного побережья Новой Земли в Карском море, где захоронены объекты, вообще нет рыбопромысловых районов для промышленного лова, - говорит он. -. Там практически не ходят косяки промысловых рыб, ровно как и не встречается промысловая донная рыба. Такие акватории для рыболовных траулеров отведены в Баренцевом море, но в плане радиационной безопасности оно значительно чище. Конечно, никто в магазине вам не скажет, что товар, допустим, «от Фукусимы», однако шансы купить в рыбном отделе «радиационную» рыбу минимальны....
Рыбалка в резервуаре
В обществе не утихают дискуссии: какая рыба полезнее — речная (озерная) или морская? В наше бурное время, когда промышленные стоки рано или поздно попадают в водоемы, об их чистоте говорить не приходится. Вся периодическая система Менделеева: ртуть, кадмий, свинец, другие тяжелые металлы… Чем дальше простирает химия руки свои, тем становятся грязнее природные водоемы и, как считается, загрязнителей может быть больше в тканях у речных обитателей.
В целом, специалисты «голосуют» за морскую рыбу. Которая, как правило, вылавливается вдали от берегов, по этой причине ее можно считать экологически более чистой. Да и «радиационной» рыбы опасаться не стоит, вероятность на нее натолкнуться в рыбном отделе — что, называется, ноль целых, ноль десятых.
В таком случае почему стремительное развитие получает разведение рыбы в искусственных водоемах, аквакультура?
Европейские технологии разведения, новые передовые корма — и мы уже не удивляемся, что за 2-3 года бывший рыбхоз, взявший на вооружение ноу-хау последнего времени, превращается в современный завод и увеличивает объемы производства в 8-10 раз.
Как такое может быть и сохранится ли естественный генофонд с такими ускорениями?
В самих рыбохозяйствах признаются, что за последние 10 лет корма остались вроде бы теми же. И того же самого производителя. А размножаемость рыбы чудодейственным образом заметно улучшилась, мальки стали более крепкие.
Так индустриальное производство — благо или несчастье на нашу голову?
— Если нам полагаться только на то, что даст природа, человечество, при увеличении народонаселения, просто погибнет от голода, — считает известный в стране специалист по разведению и выращиванию осетровых пород рыбы из г. Алексин Тульской области Вячеслав Шебанин. — Да, в индустриальном рыбоводстве, если строго соблюдать технологию выращивания, рыба чуть другая. Но ненамного хуже той, которая обитает в естественной природе.
— А что значит — чуть другая?
— В искусственных условиях рыба находится в замкнутом пространстве, двигается она, конечно, меньше. Корма получает более жирные, чем если бы добывала на дне озера или реки. Мясо в искусственных условиях получается более нежное и мягкое. Но оно от этого не становится хуже. Если сравнить магазинную свинину с мясом дикого кабана — вы сразу почувствуете разницу. А по «дикой» рыбе и «искусственной» такого отличия просто нет.
— Но в специальных резервуарах она быстрее растет, значит, в кормах содержатся гормоны и прочие химические добавки?
— Никаких гормонов и премиксов! Растет быстрее, но не с какой-то бешеной скоростью. Сказываются питательные корма. А главное, что в естественной среде рыба растет три месяца: июнь, июль и август. А в водоемах, где поддерживается определенный температурный режим, 12 месяцев. Вот и все отличия.
Что касается морской рыбы, то, по мнению Вячеслава Михайловича, она не обязательно лучше выращенной в искусственных условиях. Сегодня и морская в больших объемах выращивается в огромных садках, у берегов. Питание у нее тоже не со дна, а то, что дают ветеринары. И все-таки по полностью радужной ситуации в искусственном разведении далеко.
Креветки с антибиотиками и сомнительное филе
О пользе рыбных продуктов говорить не приходится. Они богаты такими питательными веществами, как белок, йод, витамин Д. Содержит все незаменимые аминокислоты, которые человек не может синтезировать, их мы получаем только через пищу.
Эти продукты очень полезны для сердечно-сосудистой системы, и люди, которые их часто употребляют, меньше подвержены инфарктам и инсультам. Кроме того, рыба — это фосфор, а фосфор, как известно, полезен для мозга. С возрастом у человека, который предпочитает морскую и океаническую рыбу, замедляются темпы снижения умственных способностей. Ученые также отмечают, что любитель даров моря реже впадает в депрессию.
Диетологи рекомендуют есть рыбу два раза в неделю. Но даже если ее потреблять каждый день, для человеческого организма это будет предпочтительнее, чем, допустим, каждый день есть говядину. Самыми полезными считаются горбуша, камбала, минтай, палтус, пикша, треска, хек — что особенно приятно, вся эта линейка присутствует практически в любом крупном российском магазине.
Хотя в плане потребления рыбопродуктов статистика совсем не утешительная. В России оно падает каждый год. Сказываются и высокие цены (официальное объяснение: Россия — часть мировой экономики, раз цены на рыбу растут в мире, значит, они растут и у нас), да и домохозяйки обленились — не хотят связываться с разделкой и потрошением, предпочитают полуфабрикаты или фаст-фуд.
По последним данным от Рыбного союза, лишь 4 из 10 россиян едят рыбу раз в неделю, остальные ее не потребляют совсем.
Тем не менее, в рационе питания рыбе нет никаких конкурентов.
Однако в мире существуют целые общественные движения, призывающие вообще запретить рыбопродукты. По той причине, что рыба, дескать, это губка, которая легко впитывает в себя вредные химические вещества. Которых полно в грунтовых, речных и океанических водах.
И, как видим, эти опасения не на пустом месте.
— По развитию аквакультуры лидирует Китай,— считает лидер общественного движения «За честные продукты» Александр Бражко. — В последние годы он увеличил производство рыбы в искусственных условиях с 2 млн тонн в год в конце 80-х до 40-45 млн тонн в 2020-е. Поскольку львиная доля китайского производства присутствует на нашем рынке, эта продукция тоже не исключение. Своих граждан Поднебесная кормит дикой рыбой, выловленной на Дальнем Востоке нашими траулерами в океане. Это общеизвестный факт. А нам поставляет аквакультуру, которая выращивается в резервуарах.
Чем не нравится общественному деятелю искусственная рыба? Рыба — это в первую очередь фосфор, йод, кальций, железо и прочие элементы, необходимые нашему организму. А какой, например, йод может быть в ванне или искусственном озере? Уже по этой причине прудовая рыба менее ценная, чем морская.
Главную опасность он видит в рыбных полуфабрикатах, в частности, в филе. Их предпочитают многие домохозяйки, потому что не нужно заморачиваться с костями. Бросил на сковородку — и готово второе блюдо.
— Заграничные поставщики полуфабриката удаляют кости не механическим путем, а с помощью специального химического состава, который разъедает костную ткань, — убежден Александр Анатольевич. — Пусть мне говорят, что это безопасно, что на момент продажи раствор полностью разлагается и никак не влияет на человеческий организм. Однако это повод всем нам задуматься.
По медицинским нормам в рационе питания ребенка обязательно должны быть рыбопродукты. Зная, как в школах и в других социальных учреждениях экономят на закупках, определяют дешевых поставщиков, можно с уверенностью предположить, что самые дешевые (а значит, и самые сомнительные по качеству) субстанции как раз и поступают в социальные учреждения. Если покупатель в магазине может сам что-то выбрать, то дети вынуждены есть то, что им предлагается.
Особая тема — всеми любимые креветки. В России любят подчеркнуть, как нонсенс, что Белоруссия — главный экспортер креветок. Имея в виду, что там они по определению не водятся. А Александр Бражко вполне такое допускает - поскольку в магазинах нет «диких креветок», все они выращиваются в искусственных условиях, в резервуарах. Почему Белоруссия не может иметь такие установки замкнутого водяного цикла ?
Защитники подобного способа выращивания говорят о достоинствах, — продолжает он. — Дескать, они красивые, все, как на подбор одинакового размера, чистые и не пахнут водорослями. Мне говорят: «Да успокойся ты, не переживай, ничего с тобой не случится». Но там же скученность жуткая! Какая профилактика от болезней? Антибиотики. Официально наши ветеринары их не выявляют, потому что в нашем реестре 10-15 известных видов антибиотиков, а в мире их уже 300-400. При существующем отношении к потребителям, только как к источнику дохода, развитие аквакультуры — это путь в никуда.
Заметим, что в России принят федеральный закон «Об органической продукции», призывающих сельхозпроизводителей поставлять на прилавки экологически чистые, натуральные продукты.
Подозрительно мелкий шрифт
О том, как нужно покупать рыбу в магазине, рассказывает гастроэнтеролог и диетолог Нурия Дианова:
— Если вы с прилавка берете упаковку и не можете на ней прочитать текст из-за мелкого шрифта — кладите ее обратно. Покупатель не обязан под увеличительным стеклом разбирать буквы. Значит, производитель что-то от вас скрывает и лучше не рисковать…
— На упаковках везде мелким шрифтом пишут!
— Ничего подобного, информация должна хорошо читаться. По новым требованиям маркировки, текст на упаковке должен быть отчетливым. Приобретая такой товар, мы сами поддерживаем производителей, которые скрывают от нас важную информацию. А если бы были привередами, торговые сети не заказывали бы у них продукцию. Ведь магазинам нужны продажи, объемы, маржа.
— Что читать на упаковке, какая информация важна?
— Где рыба выловлена и расфасована — это первым делом. Если в сети она попала, допустим, под Мурманском, а упакована в Подмосковье, я бы от такой покупки воздержалась. Предпочтительный вариант — вылов и обработка должны быть в одном месте.
Еще бы рекомендовала больше доверять крупным рыболовецким предприятиям, давно работающим на рынке. Где сразу проводят первичную обработку улова, у которых налажена система контроля качества, есть свой флот и базы.
Обращайте внимание на две даты: сроки изготовления и хранения, а также на условия хранения. Вообще, нам всем следует почаще заходить на различные сайты организаций, проверяющих качество продукции. Если вас что-то конкретно интересует — посмотрите последние результаты проверок. Пусть это будет не все 100 баллов, а 60 или 70. Но если она успешно проходит по таким показателям, как химическая и эпидемиологическая безопасность, такой товар можно покупать смело.
Три «рыбных» лайфхака
Считается, что в рационе нашего питания, пресноводная рыба должна чуть-чуть преобладать над морской.
Специалисты рекомендуют покупать в магазинах рыбу более мелкую, чем крупную. Поскольку по размерам она не может нахватать столько тяжелых металлов, как крупная. Кстати, покупатели часто считают, что замороженная рыба теряет свои вкусовые качества. Правда это или нет? По мнению экспертов, рыбный стол в странах ЕС на 90 % состоит из замороженной рыбы. Это как бы гарантия того, что замороженный товар ничем не отличается от охлажденного.
При повторной разморозке клетки рыбы становятся рассадниками патогена. Чтобы ее определить на глаз, нужно осмотреть хребет. Если вокруг него не мясо, а «кисель», это признак повторной разморозки.