Уже третий год друзья "Российской газеты" пекут куличи для прихожан Свято-Преображенского храма в Волновахе. Но если раньше пасхальные гостинцы попадали им через третьи руки, то на этот раз фермеры Шакуны из Кущевского района Кубани доставили их лично. А вместе с ними накануне светлого праздника Пасхи на северо-запад Донбасса отправилась и корреспондент "РГ".
Волноваха, напомним, ранней весной 2022 года в числе первых вернулась в состав ДНР. Две недели за город шли ожесточенные бои, в ходе которых практически полностью сгорела Свято-Преображенская церковь. Ее настоятель отец Александр (Костин) вместе с прихожанами спасался в подвалах домов соседней деревни. Когда вернулись, встретились с фотокорреспондентом Краснодарского филиала "РГ" Владимиром Аносовым, прибывшим в освобожденный город вслед за нашими военными. Его репортаж дал старт благотворительной акции в помощь разрушенному практически до основания храму.
Вместе с журналистами в ней приняли участие читатели и друзья газеты, в том числе семья фермеров Шакунов из станицы Кисляковской Кущевского района. На Кубани это одно из лучших хозяйств, которое занимается не только производством, но и переработкой выращенной продукции. В фермерской пекарне выпекают отменный хлеб и пирожки, а к Пасхе - куличи, за которыми выстраиваются в очередь жители окрестных станиц. Ведь делаются они по особым рецептам, привезенным из Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
И вот два года назад фермеры впервые вызвались напечь куличей специально для прихожан храма Волновахи. Тогда братья Виталий и Евгений Шакуны довезли пасхальный груз до границы, там его забрали волонтеры и отправили в Донецк, а уже оттуда военкоры "РГ" доставили куличи в Волноваху. В прошлом году отец Александр встретил кубанские гостинцы в Донецке. А на этот раз фермерский автобус доставил их прямо к месту назначения - во двор Свято-Преображенского храма.
…Выйдя из машины, мы увидели кусты разноцветной сирени и распустившиеся цветы на клумбах. О бушевавших здесь два с лишним года назад боях напоминали следы пуль на каменной кладке уцелевшей ограды и большие березы с обрубленными автоматными очередями ветками. Когда разгрузили большие коробки и открыли их, матушка Екатерина не могла сдержать эмоции: "Какая красота, каждый кулич - произведение искусства! - воскликнула она. - Дождемся воскресенья и угостимся ими. Не сомневаюсь, что у них такой же отменный вкус, как и внешний вид. Наши прихожане его уже знают, и все радуются, что снова смогут их отведать".
Вместе поднимаемся под своды восстановленного всем миром храма. На фотографиях мы уже видели и его внешний вид, и внутреннее убранство. Но впечатление все равно оказалось потрясающим: даже не верится, что такую красоту удалось сотворить на месте пепелища. Ведь пожар, вспыхнувший после обстрела украинских военных, оставил от церковного купола лишь ребра каркаса да несколько икон, изрешеченных пулями. Теперь стены обшиты сайдингом под белый кирпич, высокие арочные окна, а темно-коричневую кровлю венчают два новеньких купола с крестами.
В светлых тонах и внутреннее убранство храма. Оно без привычной настенной росписи, но литургический стиль святыни это не нарушает: его создают иконы, в том числе те, что чудом уцелели после страшного пожара. Для них были изготовлены новые киоты, и они теперь самые почитаемые в восстановленном храме, хотя до пожара особой ценности не представляли.
"Сам факт, что эти иконы не сгорели, свидетельствует об их чудотворности. Даже образ, наклеенный на обычную картонку, может спасать жизни. Ведь мы не к картонке обращаемся, а к образу Божьему", - говорит отец Александр.
Мы вручаем ему три образа Владимирской Божьей Матери, написанных красками на липовых досках и переданных нам коллегами из Нижегородского филиала "РГ". По их призыву участницами благотворительной акции нашей газеты стали ученицы иконописных курсов при архиерейском подворье храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Нижегородской митрополии. Создавая иконы, Светлана и две Марии работали в древнерусской традиции. Приблизительно в такой технике - с поправкой на время - писал в свое время Андрей Рублев. Три образа Божьей Матери, привезенные нами в Волноваху, разные по цветовому решению: каждая художница, работая строго в каноне, привнесла что-то свое. Кстати, икона Владимирской Божьей Матери - одна из самых почитаемых на Руси: по молитвам верующих он не раз спасал государство от врагов.
Батюшка устанавливает иконы на аналоях - специальных подставках со скошенными крышками - и совершает молебен. Он благодарит "Российскую газету" за подаренные иконы и говорит, что две из них, скорее всего, передаст в Авдеевку, очищенную недавно от подразделений ВСУ.
"Для нас с матушкой это родной город, - поясняет настоятель. - В одном храме крестились, в другом венчались. После тяжелейших боев там сейчас сплошная разруха. Надеемся, с Божьей помощью удастся с ней справиться, как это произошло в нашей Волновахе. Провезу вас по городу - сами убедитесь, - продолжает отец Александр.
Едем по улицам Волновахи. Они хороши в весеннем убранстве. Особенно радует глаз большой парк. Разруха, которую оставили отступающие части националистов, постепенно уходит. По словам очевидцев, тогда они специально палили из танков по домам, стараясь стереть все живое, забрасывали гранатами и поджигали. В результате пострадало 85 процентов строений, а от центра города и вовсе остались одни руины.
Теперь это в прошлом. Значительный вклад внесли строители Челябинской области: именно они трудились в Свято-Преображенском храме. Более 50 важнейших социальных объектов и свыше 200 жилых домов восстанавливали специалисты Ямало-Ненецкого автономного округа. Самым сложным объектом восстановления стала городская больница Волновахи. Она была сильно повреждена во время обстрелов, врачам приходилось принимать пациентов в палатках, развернутых прямо на улице. Еще прошлой осенью комплекс из семи корпусов общей площадью 7,5 тысячи квадратных метров был сдан под ключ. Мощность больничного комплекса, укомплектованного современным оборудованием, - 600 человек в сутки. Сейчас здесь оказывают помощь не только жителям Волновахи, но и соседних населенных пунктов.
Строители из Ямала восстановили и Дворец культуры, названный в честь Героя России Владимира Жоги, под сводами которого нашли приют большинство важных социальных учреждений города. Напротив ДК завершается обустройство Дворца молодежи. На месте двух разрушенных строений, не подлежащих восстановлению, вырос новый дом на 42 семьи, современная трехэтажная новостройка появилась на улице Ленина. Сейчас продолжается ремонт коммунальных систем и решаются юридические вопросы, связанные с восстановлением пострадавшего частного жилья. Разрушенных частных строений здесь еще достаточно много. В основном это брошенное жилье.
"Власти помогают тем, кто возвращается в город, - поясняет отец Александр. - Их либо обеспечивают новым жильем, или помогают с ремонтом пострадавших строений. До войны численность населения здесь была 30 тысяч, сейчас, говорят, осталось 10 тысяч. Но в нашем храме количество прихожан не уменьшилось, а в детской воскресной школе учеников даже больше стало. Думаю, это произошло благодаря работе семейного центра, который мы с матушкой открыли на базе храма".
Возвращаемся под его своды. Обустройство приходского семейного центра продолжается. Здесь еще появится гостиная, несколько новых кабинетов, большой спортивный зал. На столах в комнате для занятий видим детские рисунки и поделки - разноцветные птички из соленого теста, ажурные салфетки и вырезанные из бумаги цветы. Все вокруг - в пасхальном убранстве.
- Свято-Преображенский храм стал свидетелем воскрешения. Он был разрушен практически до основания, возродился и стал еще краше. Лично я считаю его прообразом воскрешения. Пасха - это победы над смертью. Так было, так есть и так будет! Поздравляю читателей "РГ" и всех православных христиан с наступающим светлым днем Христова Воскрешения!" - говорит отец Александр.
Идем в расположенную рядом Тихвинскую церковь. Ранней весной 2022 года ее не тронул пожар, но внутри все было залито кровью: наши бойцы здесь стояли насмерть и приняли героическую смерть перед алтарем. Об этом настоятелю рассказал Павел Евдокимов, сотрудник газеты "Спецназ России":
- В разрушенном православном храме от врагов отбивались двое - Андрей Дорохов и Виктор Леваков. Снарядов осталось совсем мало, оба были ранены. Истекая кровью, они сели под сводами храма, перед царскими вратами, спина к спине, чтобы отбиваться от противника. Так и погибли. Враги побоялись их трогать, думали, что заминированы. Наши тоже не сразу подошли, - расскажет потом репортер.
Эта история потрясла многих. "В храме остались трое: два русских воина. И - Бог", - написала в соцсетях обозреватель телеканала "Спас" Анна Шафран. История бойцов, "сидящих в храме, из сил последних защищая мир", заставила взяться за кисть ростовскую художницу Елену Бегму. Она - автор картины, посвященной памяти воинов, принявших мученическую смерть под сводами Свято-Тихвинского храма в Волновахе. "Два воина, примирившись с Богом, не сдали Волновахи рубежи", - напишет об этих событиях поэтесса Наталья Огородникова.
- В этом году к нам приезжали родственники погибших бойцов, - рассказывает отец Александр. - Один из них из Курска, второй - из Горловки. Мы молились с ними, вместе совершили заупокойную службу. Сейчас собираемся капитально отремонтировать Тихвинскую церковь, после чего хотим организовать здесь храм-мемориал, чтобы молиться за тех, кто жизнь свою отдал за Отечество.