Торгово-промышленная палата предложила освободить резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) от windfall tax - налога на сверхприбыль. Это следует из заключения бизнес-объединения ко второму чтению законопроекта (есть у "Известий"). Речь идёт только о тех компаниях, которые в 2018 и 2019 годах осуществляли капитальные вложения и чьи проекты вышли менее чем на 50% планируемой производственной мощности. Законопроект, принятый в первом чтении в конце июня, отбирает у компаний стимул делать инвестиции, полагают эксперты. Если же исключения примут, это сподвигнет их вкладываться в собственное развитие.
В законопроекте "сверхприбыль" определяется как превышение средней арифметической величины дохода за 2021-2022 годы над тем же показателем за 2018-2019 годы. В то же время документ не предполагает исключения для налогоплательщиков, которые за 2018 и 2019 годы делали капитальные вложения, но не вели при этом заметной коммерческой деятельности и фактически не имели существенной прибыли, объяснил "Известиям" президент ТПП Сергей Катырин.
- Согласно закону, доходы, полученные такими компаниями в 2021- 2022 годах, приравниваются к сверхприбыли, тогда как фактически они были получены не за счёт выгодной конъюнктуры рынка, а по причине завершения инвестиционного цикла и выхода проекта на плановую мощность, - рассказал эксперт.
В связи с этим ТПП предлагает вывести из-под windfall tax резидентов ОЭЗ, которые в 2018-м и 2019-м осуществляли капитальные вложения и чьи проекты вышли менее чем на 50% планируемой производственной мощности. Письмо с заключением ко второму чтению законопроекта палата направила на имя главы комитета ГД по бюджету и налогам Андрея Макарова (документ есть у "Известий").
Кроме того, в своём письме ТПП предлагает исключить из расчёта платежа суммы капитальных вложений даже тех компаний, которые не выступают резидентами ОЭЗ. В документе отмечается: из расчёта сверхприбыли за 2021-2022 годы нужно убрать сумму инвестиций в основные средства, направленных на будущие периоды.
"Непринятие во внимание этого факта при расчёте налоговой базы может привести к отказу со стороны компаний от инвестиционных вложений в будущем. В результате бизнес может столкнуться с рядом проблем, связанных с устареванием оборудования и технологий, сложностями для повышения заработной платы, снижением качества продукции и уровня обслуживания клиентов. Это в конечном итоге может стать причиной снижения прибыли и потери конкурентоспособности на рынке", - говорится в письме делового объединения.
На проблему определения налоговой базы для расчёта windfall tax также обратила внимание "Деловая Россия", следует из её письма замминистра финансов Алексею Сазанову по поводу законопроекта. Документ есть у "Известий", его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству. Сейчас под сбор попадают компании, которые в 2018-2019 годах более интенсивно расходовали, чем в 2021-2022 годах. А также те, которые ранее осуществили капитальные вложения и у них выросли производственные показатели. В обоих случаях организации будут вынуждены уплатить дополнительный налог от нормальной, а не сверхприбыли, отмечается в документе.
"Известия" направили запрос в Минфин.
Законопроект о налоге на сверхприбыль Госдума приняла в первом чтении 28 июня. В соответствии с документом ставка сбора составит 10% от объёма превышения доходов за 2021-2022 годы над показателем предыдущих двух лет. При этом сумму платежа можно снизить вдвое через налоговый вычет, если внести деньги до конца ноября этого года.
Полное освобождение от сборов резидентов ОЭЗ способно придать дополнительный импульс их развитию и улучшить инвестклимат в РФ, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Однако, по его словам, это может привести к снижению доходов и без того дефицитного бюджета. В целом предложение ТПП для бизнеса выгодно, и, кроме того, его принятие может увеличить объём вложений в российскую экономику, считает эксперт. Это особенно актуально в условиях её структурной трансформации.
- В вопросе windfall tax справедливее было бы учитывать инвестиционный цикл, но это кардинально усложнило бы администрирование. Сегодня кабмин решил освободить от разового сбора только прибыль, полученную в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Резонно было бы сделать исключение и для резидентов ОЭЗ, которые делали вложения, - уверен член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян.
В случае принятия поправок от ТПП вряд ли число резидентов ОЭЗ существенно вырастет, отметил управляющий партнёр Tax & Legal Management Василий Ваюкин. Каждая такая зона устанавливает свои требования к зарегистрированным там компаниям, и решение о локации в ОЭЗ принимается по иным экономическим мотивам, нежели желание избежать windfall tax.
При этом вряд ли освобождение резидентов ОЭЗ от налога способно оказать существенное влияние на изменение суммы в 300 млрд, которую рассчитывает собрать Минфин, подчеркнул Василий Ваюкин. Однако не исключено, что по итогу объём сбора может заметно отличаться от прогноза, добавил Владимир Чернов.
В целом большинство компаний, подпадающих под разовый сбор, предпочло бы сохранить эти средства, полагает Агван Микаелян из FinExpertiza. Но учитывая, что ставка налога будет снижена с 10 до 5%, такой сбор не выглядит фатальным и едва ли негативно скажется на деловой активности, резюмировал он.
***
Справка "Известий"
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это территория, на которой для бизнеса действуют льготные режимы и особые таможенные правила. Компаниям в ОЭЗ доступны пониженные налоги, кредиты по минимальной ставке, выгодная стоимость аренды и выкупа земли. По закону её резиденты не могут иметь филиалы и представительства за пределами территории. ОЭЗ нужны, чтобы привлекать иностранных инвесторов и удерживать деньги внутри страны. Всего в РФ действует 50 таких зон. Например, такие зоны есть в Дубне и Липецке. На сайте Минэка говорится, что в ОЭЗ зарегистрировано 1019 организаций.