1 января на большой экран выходит сказочный фильм-приключение «Бременские музыканты» (по мотивам известного произведения). Легендарная группа бродячих артистов снова в сборе! Трубадур и его друзья-самозванцы — Пес, Кошка, Осел и самовлюбленный Петух объединились, чтобы вернуть смех и радость на мрачные улицы Бремена. Роль Осла блистательно сыграл Дмитрий Дюжев. О том, как непросто далась ему новая роль, что интересного он узнал об этих животных, а также о мужском воспитании, борьбе с трудностями, важности семьи, любви и помощи ближним, актер рассказал «ТН».
— Съемки «Бременских музыкантов» проходили в разных регионах России. Расскажите, где побывали вы, ваши самые яркие впечатления?
— Наши художники создали декорацию на уличном павильоне. Выдуманное, изобретенное художественным решением пространство, которое мгновенно вводит всех участников в настоящую сказку. Это не может оставить равнодушными ни нас, участников, ни наших зрителей. Действие картины происходит не только в Бремене, герои путешествуют и оказываются в разных местах. Мы снимали у подножья гор в Карачаево-Черкесской Республике, Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республике и Дагестане. Съемки проходили в горах на высоте выше двух тысяч метров. Представить себе было невозможно, что, оказавшись в горах при сильном перепад давления, я еще и повезу на себе телегу с людьми. От красоты и высоты кружилась голова, захватывало дух. Снежные вершины были, казалось, совсем рядом.
—Да, а еще и костюмы животных и маски. Мы работаем по Станиславскому: неудобное сделай удобным, а удобное превращай в удовольствие. Художники по костюмам постарались сделать фигуры наших персонажей похожими на силуэт самого животного. Все из плотных материалов: шерсть, холщовка, меха, поролон.
— Невероятно жарко! На голове у меня была маска из шерсти весом 12 килограммов, наполненная аниматроническими механизмами. Артикуляцию делал создатель наших масок, лучший в России мастер по гриму Петр Горшенин. Он с коллегами из цеха спецэффектов и грима работал перед монитором с тремя джойстиками. Артикуляцию морды делал сам Горшенин, глядя на то, что я играл в кадре. Уши были тоже с механизмом, они производили живой эффект: прислушиваться, дрожать, поджиматься, вставать дыбом. Ушами занимался второй специалист с джойстиком. Третий специалист —управлял движениями хвоста, который так же живет свой жизнью. На репетиции мы проговаривали: какое внешнее выражение по настроению, по эмоциям, по действию происходит. Таким образом я, режиссер и три специалиста с джойстиками сходимся на том, что мы играем совместным трудом. Это первый в современном кинематографе опыт живых кукол на съемочной площадке без компьютерной графики. Как это будет работать и в итоге выглядеть — была уверенность, но был и большой процент неизвестности, как это сработает. Возник большой вопрос: что я здесь делаю? Можно подумать, что за меня уже играет силуэт костюма, за меня играет аниматроника, живет маска, живут уши, хвост, да и костюм дорабатывает движения, как будто превращая в животное. Сыграв первую сцену, я сидел внутри и понимал: все, что я играю, ничего не видно. Все видят только внешнюю оболочку. Моими были только глаза в маске, маска вклеена к векам моих глаз, то есть там и глаз не видно, только зрачки. Узнать меня невозможно, от меня ничего нет.
— И как же вы этот внутренний конфликт в себе разрешили?
— С нами работала еще группа каскадеров. На батальные сцены, погони были приглашены дублеры. А меня одолели грустные размышления: что я делаю в этой маске, теряя силы? На улице было выше 30 градусов жары. Костюм обшит шерстью и мехом. Большое испытание. И вот каскадеров пригласили на площадку снять небольшой эпизод, как телега влетает в Бремен и, чуть не падая на повороте, тормозит. Я отошел в сторону и подумал: возможно, каскадер сможет сделать сильнее, мощнее, увереннее, и тогда можно просто отдать роль ему. Но когда я ушел в сторону, группа стала кричать: «Дима, вернись! Мы не можем без тебя снимать! Мы посмотрели работу другого человека и поняли, что без тебя невозможно. Ты делаешь все, чтобы мы верили, что это действительно живой персонаж, который дышит, думает, действует».
— Перед съемками с дрессировщиком специально общались, чтобы понять характер животного?
— Конечно. И с живыми осликами познакомился. У людей существует обманчивое мнение, что ослы упертые глупцы. Народная мудрость по знанию ослов ошибочна. Я осознал миссию этой роли и моего участия в ней, чтобы рассказать людям, что это доброе, ласковое и боязливое животное. Малейшие факторы угрозы для осла (даже такие, как муха на реснице) могут ставить его в тупик, он замирает и не может ничего сделать от ужаса. Я узнал, как разговаривает осел. В мусульманской религии ослов причисляли к источнику ада. Ночами они издают низкий звук, напоминающий звучание музыкального духового инструмента, это довольно страшно. От верхней ноты к нижней: на вдохе «и», а на выдохе «а». Но также может вдыхать на нижней ноте и выдыхать на верхней.
— То есть вы учились издавать звуки?
— Это мой персонаж, а я помогаю ему быть собой. Для этого мне нужно изучить его жизнь, его историю, его самочувствие в данный момент. Чтобы моему персонажу быть живым и настоящим. Поэтому я должен научиться им быть.
— Что главное вы бы отметили в характере своего персонажа?
— Его характеризует любовь к знаниям. Он старше и мудрее всех животных. Он, конечно, очень боязлив, и разные ситуации могут ввести его в состояние страха. Он добрый, невероятно любящий всех и все вокруг. Добродушный, дружелюбный. Он не мог обрести свободу, не мог быть уверенным в чем-то и в ком-то. Только в самом финале, пройдя разные испытания, путешествия, столкновение с разбойниками, оказавшись на сцене фестиваля перед публикой, которая одобрила выступление группы «Бременские музыканты», он побеждает свой страх.
— Да, этот персонаж, конечно, сильно отличается от ваших прошлых героев…
— Передо мной поставлена интереснейшая задача — я не артист одной роли. Я не играю себя ни в одном произведении. Я ученик Марка Анатольевича Захарова, Никиты Сергеевича Михалкова, Владимира Ивановича Хотиненко. Через моих педагогов Константин Сергеевич Станиславский завещал, что артист — это инструмент, оболочка. Драматург не пишет пьесу про артиста. Сценарист не пишет про артиста. Драматург и сценарист наблюдают жизнь и делают из нее выжимку. История написана про персонажа, а к этому персонажу прилагается артист, который обязан освоить жизнь написанного героя и научиться быть им на время.
Станиславский говорил о том, что артист обязан оставлять себя дома. Не про тебя писали пьесу. В театр артист приносит свою роль, свои мысли о персонаже, о ситуации, об эпохе. Для меня было очередным вызовом принять роль Осла — после Космоса, после священника отца Иова, после честного оперуполномоченного Кольцова в «Каникулах строгого режима», Саймона из «Жмурок». Станиславский говорил, что главная задача — чтобы зритель не понимал, как ты это делаешь, чтобы зритель абсолютно верил в твоего нового персонажа, где ты не похож на то, что ты делал в прошлой роли. В этом сила актерского ремесла.
Весь кинематограф рассчитан на то, что зрителя вводят в заблуждение, искусственно создавая жизнь. Все это делается для того, чтобы изменить человечество, чтобы показать со стороны и жизненные ситуации и самих себя, подвести зрителя к ответу, как в данной ситуации поступить, что такое жизнь во благо людей.
— В каком возрасте вы сами познакомились с историей «Бременских музыкантов»?
—Мы жили в городе Павлодаре, папа работал в Павлодарском театре драмы, и мы жили в комнате общежития, предоставленной театром. С раннего детства, наверное, лет с четырех, я помню, чтоу нас был проигрыватель и пластинка «Бременские музыканты». Практически каждый день мы ее ставили. Это были первые детские впечатления, партию Трубадура я знал с детства.
— Какие еще книги, фильмы произвели на вас впечатление?
— «Тимур и его команда». Тогда мы несколько лет жили в городе Камышине Волгоградской области. И после прочтения этой книги я во дворе собрал команду ребят, мы пошли стучать в двери частного сектора и предлагать бабушкам-дедушкам свою помощь. Довольно долгое время мы ходили по домам, нас благодарили, угощали, по-разному реагировали.
— А на каких произведениях сейчас растут ваши дети? Насколько вы этот момент контролируете?
—Благодаря моей жене, профессионалу по детской психологии, это книги из нашего детства, которые сохранились. Также у меня большое количество детской православной литературы.
— Вы очень много работаете. Как находите время на воспитание сыновей? В чем заключается мужское воспитание?
—Воспитывать своим примером, своей любовью. Времени действительно немного. Это время концентрированное— выходные, каникулы. Вместе ездим на велосипедах, на зимних каникулах катаемся на лыжах, с горки. Посещаем музеи разных наук — и познавательные, и экспериментальные. Спортивные состязания проводятся и в рамках школы, и в рамках города — «Мама, папа и я», участвуем в семейных соревнованиях. Со старшим сыном Ваней занимаемся волейболом. С младшим сыном Митей учим стихи, он творческий человек, любит лепить, рисовать. В свои восемь лет он уже серьезные работы делает. Митя может бросить игру, побежать за стол и начать лепить или рисовать, то есть, если вдохновение пришло, он обязан воспроизвести что-то, создать.
— Намечается продолжатель творческой династии. Хотели бы этого?
— Я не советую и не понуждаю. Всегда на глаз видно, что человек талантлив. Но надо быть объективным: в нашей профессии ты можешь состояться как исключение. Но можешь оказаться в тяжелом бремени своей жизни. Я осознаю, что я — исключение из правил, что таких, как я, всего несколько десятков человек. Все остальные сотни тысяч профессионалов находятся в состоянии неполноценности в обществе, потому что настоящий талант, настоящий артист не похож на зрителя. Талантливый артист — это особенный человек, которого показывают за деньги, потому что он несет в себе искусство.
— Значит, своих детей вы подталкивать к этой профессии не будете?
— Это точно, я детей к своей профессии не подталкиваю. Я приветствую талант, который есть в моем мальчике, но в то же время мы с женой рассматриваем и другие таланты в ребенке.
— А в школу он с удовольствием ходит? Вы рассказывали, что Дмитрий растет своенравным мальчиком. А в школе ведь важна дисциплина.
— Да, мы переживали, как он воспримет первый класс, как будет учиться. Сейчас середина второго класса, и Митя первые триместры окончил на 4 и 5. Одна или две четверки, остальные пятерки. Он стал усидчивым.
— То есть школа дисциплину в детях вырабатывает?
— Конечно! Это изменившийся ребенок, более ответственный, осознающий важность того, чтобы влюбиться в науки, чтобы каждый урок для тебя был как новая история, новое интересное путешествие в неизвестность этой науки. То есть все наши страхи растворились.
— Как считаете, звездная фамилия не давит на детей? Для многих фамилия становится испытанием.
— Да, сыновья говорят, что ими интересуются люди, но они достойно выдерживают это, они умные, культурные дети, сдержанно воспринимают любопытство. Мы с женой обсуждали, насколько мы хотим популяризировать своих детей. Многие наши коллеги первым делом тянут своих детей в кадр, чтобы им за популярность платили деньги. Но не хочется продавать свою душу, свою семью, своих детей. Большой вопрос, насколько человек, когда вырастет, захочет быть вообще известным. Насколько он захочет жить на потребу зрителя, на потребу сегодняшнего внимания, сегодняшней актуальности? Насколько сами дети захотят жить напоказ?
— Летом вам исполнилось 45 лет. Как прошел этот юбилейный год?
— Непросто. Несмотря на ненависть и проклятья, которые я получил в большом количестве за свои убеждения, я могу говорить, могу ходить, могу дышать, могу обнимать детей. Могу чувствовать радость каждого часа, каждой минутки. Я живу благодаря Богу, благодаря молитвам, которые чудодейственно влияют на жизнь человека. Помогаю бедным, обездоленным, детдомовцам, монастырям. Помогаю инвалидам, военным, раненым. Помогаю госпиталям. Живу помощью. Разделяю горести и беды этой жизни. Мы — выжившие. Кто-то не выжил, а мы выжили и можем еще что-то в этой жизни сделать.
— То есть год не праздный, прошел в насыщенной работе?
— Я выпустил театральную премьеру с Дмитрием Астраханом. Отснялся в работе, очень тяжелой физически. Три года назад мы снимали сериал «Ресторан по понятиям», где мне досталась роль Кувалды. Оказалось, что одним из самых популярных сериалов у зрителей стал этот наш сериал, настолько им полюбились криминальные комедийные персонажи. Сейчас идут съемки третьего сезона. Как сказали на платформе— это сейчас очень интересно российскому пользователю. Лидеры просмотров — тюремные персонажи, которые готовят преступление. Но будем надеяться, что и другие темы заинтересуют наших пользователей, и «Бременские музыканты» растопят сердца людей.
— Один из девизов ваших «Бременских музыкантов»: «Любовь открывает любые двери». А что для вас сегодня любовь?
— Любовь — это ежеминутное твое дыхание. Твое участие в жизни. Это самый полезный, самый необходимый дар. На вершину мы уже лезли, там ничего хорошего. Теперь надо пожить ежеминутно, ежечасно. Не там, на вершине, а у подножия горы очень много кто нуждается в нашей помощи. Не глобальные, не великие дела, а ежечасные, незначительные, возможно, по нашим меркам дела, необходимы больше, чем твое существование на пьедестале. Важно быть здесь и сейчас. Жизнь коротка, все очень быстро проходит. Возвращаться, чтобы что-то изменить, нет времени. Скоро и жизнь подойдет к преклонному возрасту, и нужно понимать, осознавать, чтобы достойно к этому подойти.
— В этом году еще и юбилей вашей супружеской жизни и венчания. 15 лет — хрустальная свадьба. Для вас это важная дата?
— Это очень важно — найти силы терпеть. Найти энергию любить. Найти желание помогать. Почти все наши коллеги с тех пор, как мы с Таней поженились, развелись. Когда в твоей семье череда смертей, ты тоже ждешь, когда наступит твоя очередь. Но именно это ожидание дает тебе жизнь. Так и на фоне моих коллег, которые развелись, мы остались единственной семьей, которая по-прежнему вместе. Безусловно, с желанием прожить долгую совместную жизнь надо стараться тут же исправлять негативное, а положительное ценить. Долго радоваться по каждому поводу, уметь ценить эту радость. Государственные фонды сейчас дают возможность снимать российское кино, и я подаюсь со сценарием как раз на эту тему. Жизнь в радость. Поиск поводов и моментов для радости.
— Этот новый фильм вы хотите представить как режиссер?
—Да, я эту идею уже много лет вынашиваю, и вот пришло время, когда мы можем двинуться. Проживая эту жизнь, понимаешь, что любая мелочь может стать причиной развода. Обидеться, ожесточиться и разбежаться. Но никто уже тебе не сможет заменить твоего близкого, родного человека. Некоторые люди уходят в разгул, считая, что жизнь должна быть насыщенной, разнообразной, ничто не должно надоедать. Надоело? Убрал! Новое завел! Но это все настолько мелко, суетно. Оно лишь на короткое время отвлечет. Те, кто побывал на вершине горы своего ремесла, своего усердия, понимает, что чем выше забираешься, тем больнее падать. А падение неминуемо. Но, упав, вставай и иди! Нужно выжить после падения и снова научиться жить.
— Наверное, выжить можно, только если в сердце есть любовь?
— Да, и тут оказывается, что никто другой не может тебя вылечить, научить тебя снова ходить, снова дышать. Только семья. Была такая мудрость: его святейшество Кирилл рассказывал, что приходят на благословение пожениться послушники. Он спрашивает: «Ты ее так любишь?» — «Да». — «Жить без нее не можешь?» — «Да». — «А представь ситуацию: стала она инвалидом, не может ходить. А тебе с ней жить до конца, ты готов к этому?». Вот на этом моменте очень многие ломаются. Не готовы к испытаниям. Принимая на себя ответственность, обещания быть в радости и в горе опорой — в этот момент в человечестве добро побеждает. И само человечество становится одухотворенным и возвышенным.