Счастливая новость для любителей спорта — боксер Рой Джонс во вторник, 27 октября, получил российский паспорт. Не очень счастливая новость для беженцев с Украины — с 1 ноября они теряют все привилегии пребывания на территории нашей страны. Проще говоря, если прежде все граждане Незалежной могли находиться в России, не боясь депортации, то теперь они приравниваются к остальным иностранцам (видимо, кроме Роя Джонса, — им за два месяца гражданство не дадут).
До 30 ноября всем жителям братской республики, кроме тех, кто приехал из «горячих точек», Луганской и Донецкой областей, нужно определиться, остаются ли они в России или возвращаются домой.
Небольшое здание УФМС на Кирпичной улице стало чуть ли не родным домом для многих приезжих с Украины: они высиживают здесь многочасовые очереди, знакомятся, делятся своими историями. Рассчитать время просто: оставьте в запасе часа три, не меньше. Прием начинается с 10 утра. И если удастся войти в двадцатку счастливчиков, попасть в кабинет «проситель» сможет к часу дня.
Сами себя они называют «второй волной иммиграции». Пострадавшие с Донбасса уже успели и приехать, и вернуться назад. Теперь настал черед других: в Россию хлынули украинцы, которые переждали, оглянулись и спросили себя: «В какой стране мы хотим жить?»
Дарья с мужем из Винницкой области приехали не так давно: муж в мае, сама она — в августе, и сразу занялись документами.
— Мы ехали сюда совершенно «зеленые», не подкованные юридически, — рассказывает Дарья. — А нужно было везти с собой юриста, потому что есть много тонкостей, о которых мы не знали. Почему мы уехали? Потому что не хотим там жить.
По словам Дарьи, в их области на бытовом уровне русскоязычных не особо жалуют: могут обвесить в магазине, сказать грубость. Но это не самое страшное. «Я очень боюсь, что его могут забрать в армию», — эту фразу корреспондент «МК» слышала в УФМС неоднократно.
— Я офицер запаса, — подхватывает тему Алексей из Одесской области, — и мне уже пришло две повестки. Я не стал ждать третью, уехал в Россию. Сам русский, но оказался на Украине и давно хотел уехать. Теперь сама судьба подтолкнула.
— Там все еще идет мобилизация? — удивляюсь я.
— Нет, но призывают в военкоматы для сверки воинского учета. Кто дает гарантии, что оттуда не увезут сразу в Донбасс?
Просто пересечь границу России — мало. Нужно попытаться задержаться. И тут возникает ощущение, что бюрократическая система работает для того, чтобы быстрее выдворить новоприбывших.
— Как только муж приехал, тут же пришел в УФМС, чтобы получить статус русскоговорящего — первый шаг для гражданства, — продолжает Дарья. — Он обратился к юристам, они собрали документы, потом пришел с документами сюда. И ему отказали! Сказали, что нет оснований, потому что у него нет прямых родственников в России. 1 ноября у супруга заканчиваются все основания для законного пребывания в стране, и мы не знаем, что делать.
Чем ближе конец трудового дня, тем больше волнуются люди: за шесть часов работы госслужащим удалось принять только 40 человек, а ведь в тот день их было больше шестидесяти. Ладно, если бы это был последний пункт в сборе документов, после которого можно выдохнуть. Но нет, это только начало.
Из кабинета выходят растерянными — в руках талончик на прием, который будет в следующем году, в лучшем случае в июле. «Как же так, — жалуется Ирина из Житомира, — звали сюда, говорили, приезжайте, создадим условия. Но ведь этот талончик не дает нам право жить в России. И через пару месяцев, если не получим патент, придется ехать обратно».
О причинах огромных сроков ожидания мигранты уже знают: комиссия, которая может признать человека русскоговорящим, заседает только два раза в месяц. Дальше — простая арифметика: на каждого человека должно быть выделено минимум полчаса, то есть в день пройдет 12 человек, в месяц — 24...
— Да, патент может быть основанием для пребывания в стране, — поясняет юрист Евгений Антонов. — Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина может быть продлен, в частности, при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента.
Бояться депортации стали даже те, кого она вовсе пока не касается. Светлана приехала в Россию из города Тореза Донецкой области в январе этого года — не стали дожидаться, пока дом сровняют с землей. По закону приказ о 90-дневном определении своего статуса ее, как жительницу «горячей точки», не касается.
«Я все равно боюсь, что могут выдворить, вот и пришла сюда, — объясняет Светлана. — Я не вернусь на Украину, мне уже там нечего делать». И тут же рассказывает о своей подруге: «Она прошлась по всем ступеням: разрешение на временное пребывание, вид на жительство, начала оформлять гражданство. Но тут уже Украина отказала ей в выходе из гражданства».
— Отказ в выходе из гражданства Украины мог быть получен по различным основаниям, — продолжает юрист, — например, из-за неуплаты консульского сбора за выход из гражданства. Однако приобретение гражданства России автоматически влечет потерю гражданства Украины.
Но не все так просто. Получить гражданство России можно, только лишившись гражданства Украины. Россия не признает института двойного гражданства для граждан соседней страны.
Как пояснил нам юрист, гражданин, уклоняющийся от выезда по истечении срока пребывания, является незаконно находящимся на территории России.
Согласно КоАП России это влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. При этом многие люди купить патент просто не успеют: собрать всю пачку документов до 30 ноября проблематично.
Отделение закрывается на час позже положенного — девушка-инспектор старается принять всех, кто пришел за помощью. Завтра в этом же коридоре соберутся новые люди, которые хотели спокойно жить, но вместо этого были втянуты в неприятную бюрократическую игру, из которой сложно выйти победителем — слишком уж запутанные правила.