8 января в Новгородской области на скоростной платной трассе М11 «Нева» случилось массовое ДТП — 17 последовательных аварий, в которых участвовали свыше 50 автомобилей. В результате погибли четверо, в том числе ребенок. За трагедией в Сети наблюдала вся страна.
Все началось с кроссовера марки Chery под управлением 70-летнего пенсионера. Его занесло, он столкнулся с отбойником и встал на дороге. В него врезались другие авто, которые не успели затормозить на скользкой дороге в сложных погодных условиях, — и так по цепочке.
По версии правоохранительных органов, обнародованной сразу после аварии, причиной могли стать покрышки на Chery, «не соответствующие дорожным условиям». Также в качестве возможных причин называлась плохая работа дорожных служб. Следственный комитет возбудил дело по статье «о выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни», а УМВД России по Новгородской области — второе уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
Эти две причины лежат на поверхности, думать особо не надо. К тому же водитель Chery погиб в ДТП после того, как в его авто врезалась другая машина, свалить на него вину просто. Что касается дорожных условий, то они были сложные из-за снега и снежной дымки, но трасса, по отзывам участников ДТП, была убрана.
Беды можно было бы избежать, если бы у водителя Chery имелась возможность убрать авто с дороги. Увы — трасса зажата металлическими отбойниками с двух сторон. Как заявил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, если бы не было правого отбойника, авария не собрала бы такого количества машин, и водители могли бы объехать ее по обочине или, в крайнем случае, съехать в кювет, чтобы избежать тяжелых последствий.
«Технологических дорог, съездов, карманов, какой-либо еще инфраструктуры для спасателей не предусмотрено. Трасса — смертельная ловушка: стоит зазеваться, и вторичная авария не заставит себя ждать. А дальше она становится массовой. В прошлом году спасатели уже эвакуировали людей с той же М-11 вертолетами, — говорит Шапарин. — Ничто не мешает убрать отбойник справа, он там просто не нужен. Там нет населенных пунктов, нет съездов. И животные на трассу не выйдут, потому что вдоль всей дороги стоит забор. Зато у водителей будет пространство для маневра:»
Но отбойник не убрали в прошлом году, скорее всего, не уберут и в нынешнем. Больше того, такую же смертельную ловушку устроили на новейшей трассе «Восток» Москва — Казань. Не потому ли, что отбойники — это дополнительные миллиарды «освоенных средств»? Немало этих средств было освоено при реализации национальных проектов «Безопасность дорожного движения» и «Безопасные и качественные автодороги». Стало меньше аварий и погибших. Но в прошлом году впервые с 2014 года печальные показатели поползли вверх. Общая аварийность на дорогах выросла на 4%, смертность — на 3%. А число опрокидываний автомобилей (по данным ГИБДД) за 8 месяцев прошлого года увеличилось на 24% — до 2800.
И вот правительство засучив рукава взялось за решение проблемы. Еще в прошлом году вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Росавтодору, «Автодору», региональным властям и МВД до 1 декабря разработать планы по снижению аварийности на дорогах. Одним из главных направлений обозначена установка видеокамер в самых аварийных местах. Срок — до 1 марта 2024 года. Планы должны также предусматривать обустройство пешеходных переходов, совмещенных с «лежачими полицейскими» (это такие гигантские бугры на дорогах, которые даже на низкой скорости преодолеть непросто без ущерба для автомобиля), и установку светофоров с кнопкой вызова сигнала на нерегулируемых переходах.
Регионам предписано обратить на это особое внимание. А мы обратим внимание на то, что все эти меры предусматривают освоение немалых средств и использование всевозможных технических ухищрений. Деньги есть — ума не надо?
До 15 мая нынешнего года поручено провести ревизию двухполосных загородных трасс в местах, где разрешен обгон, и при необходимости нанести разметку 1.11 (разрешает обгон только с одной стороны) в зонах ограниченной видимости. Это поручение связано с тем, что с января по август 2023 года произошло более 6700 аварий на встречной полосе, погибли 2300 человек (на 5,3% больше, чем годом ранее).
Для снижения числа вылетов с трасс вице-премьер поручил нанести шумовые полосы на двухполосных дорогах при подъезде к поворотам и установить знаки «Направление движения» с целью «дополнительного информирования водителей и концентрации их внимания». И т. д. и т. п.
Деятельная озабоченность налицо, но главным средством повышения безопасности опять видятся видеокамеры. Между тем, как считают эксперты, места концентрации ДТП возникают из-за плохой организации движения. Однако местным властям проще не разбираться с этим, а поставить комплекс видеофиксации в надежде на дополнительный доход в бюджет. При этом, как полагает эксперт ОНФ Екатерина Соловьева, во многих регионах ГИБДД стало сложно контролировать водителей (особенно пьяных) из-за сокращения штата инспекторов, а видеокамерами все нарушения не выявить.
Как следует из видео, злополучный Chery на трассе М-11 занесло, когда он обгонял по крайней правой полосе другой автомобиль, следовавший в среднем ряду, но медленнее. А в этой крайней правой полосе оставался снежный навал, образовавшийся после уборки трассы от снега. Возможно, это и стало причиной заноса и последующей трагедии. В былые времена такой маневр назывался обгон справа и был запрещен правилами как наиболее опасный. Ныне же это обгоном не считается, разрешено ПДД и час-то является единственной возможностью обогнать машины, двигающиеся в крайних левых рядах значительно медленнее разрешенной скорости. И, как считают эксперты, такой своеобразный хаос на скоростных магистралях, когда транспортные средства двигаются беспорядочно с разными скоростями, нередко не давая обогнать (опередить), и является причиной ДТП.
Как еще, например, объяснить ДТП на скоростной трассе без светофоров и пересечений в сухой летний день в левых рядах? Нередко причиной являются сложные маневры, которые вынуждены совершать водители, пытающиеся объехать очередную блондинку, ползущую в левом ряду. Как известно, действующие ПДД запрещают движение в левых рядах при свободных правых. Но большинство водителей ничего знать о том не хотят, а ГИБДД за такие нарушения не штрафует. Видеокамеры на это тоже закрывают глаза. А между тем такие ситуации стали большой проблемой для скоростных трасс. Вроде бы дорога хорошая, а проехать трудно. В большинстве стран Европы это правило жестко контролируется и соблюдается. В некоторых имеется нижний порог скорости, с которой можно двигаться по каждой полосе. В этом случае соблюдается золотое правило безопасной езды: равномерное движение потока без резких ускорений и замедлений. Обогнал слева и встроился в правый ряд, двигающийся медленнее.
Нынешним авариям часто есть и другое объяснение: использование смартфонов за рулем. Это нарушение также не фиксируют видеокамеры, ГИБДД штрафует за него крайне редко. А между тем, если водитель Chery на трассе М-11 хотя бы на секунды отвлекся от дороги, читая СМС, это могло стать причиной потери контроля на сложной трассе. Ваш корреспондент зафиксировал два видео, когда на сухой московской трассе летом автомобили, следовавшие впереди, вдруг начинали вилять, заезжали в соседний ряд и сталкивались с попутными машинами. В обоих случаях это произошло из-за использования телефона за рулем. Но ГИБДД эту причину не фиксирует, поскольку установить ее сложно. Гораздо проще написать: не справился с управлением. А почему не справился — дело десятое...
Мало того, что при реализации программ безопасности доминирует монетарный подход, освоение средств, другими словами. Так еще и при наличии научных центров безопасности движения думать серьезно и советоваться с экспертами и практиками никто не хочет. Вот и получается, что, несмотря на реализацию масштабных нацпроектов, аварийность опять поползла вверх. И одними видеокамерами и штрафами эту проблему не решишь.
Между тем
Статистика фиксирует тревожное явление: увеличение наездов на пешеходов, в том числе на пешеходных переходах. Но никто и не собирается анализировать причины. А что мы видим на дорогах? Получившие безусловный приоритет пешеходы часто выбегают на переход, не заботясь, сможет ли водитель затормозить на скользкой дороге. Переходят дорогу, где кому вздумается. В случае чего виноватым назначат водителя... Чтобы сохранить жизни, нужно возложить часть ответственности на пешехода. Но об этом тоже никто не собирается думать. Ну и, конечно, водителей надо готовить гораздо серьезнее, чем сейчас. А не раздавать водительские права направо и налево, наделяя ими тех, кто едет, не ориентируясь в пространстве, знаках и дорожной разметке.