О работе киевской «прачечной» уже в открытую говорят и за океаном. В Конгрессе США требуют полный аудит всей многомиллиардной помощи Украине от Вашингтона. Напоминают, что в FinCEN (бюро американского минфина, которое занимается финансовыми преступлениями) нашли тёмные делишки украинцев на зерновой сделке. Киеву тогда пришлось подсуетиться. Обыски шли в центральном аппарате таможни, всех её региональных отделениях. Полетели генеральские погоны. Заявили о разоблачении схем, по которым коррупционеры ежемесячно вымывали из бюджета до 10 млрд грн. (271 млн долл.). Но это только верхушка айсберга, дальше копать не стали. Впрочем, этого и не требуется – всё на поверхности.
Минтай нынче дорог
Например, возьмём историю владельца турецкого предприятия Baykar Defence Халука Байрактара. По его словам, Киев требовал от компании 10 млн долл. за подключение к украинским сетям завода по производству тех самых разрекламированных беспилотников. За такую взятку туркам обещали сделать работу в срок «до 2 лет»! В Турции же его завод «подключается в розетку» бесплатно и за пару недель.
Другой пример – Киев до сих пор гасит имиджевый пожар после скандалов в минобороны. Выяснилось, что закупка продуктов для ВСУ проводилась по ценам в разы выше даже магазинных, не то что оптовых. Например, яйца по 17 грн. (37,6 руб.) за штуку! До этого чиновников министерства обвинили в воровстве денег, выделенных на бронежилеты. Затем начали расследование о покупке 100 тыс. армейских фляг по 7,9 долл. за штуку при реальной цене 0,59 долл. А в конце весны грянул новый продуктовый скандал. Оказалось, что еда для разведки (ГУР) приобретается по ценам почти вдвое ниже, чем для минобороны. Если разведчики покупают минтай по 69 грн. за 1 кг, то военные – за 150 грн. Разброс цен на рис, соответственно, 26 и 59 грн. за 1 кг. На морковь – 12 и 28 грн.
Крестовый поход против коррупции в минобороны неформально возглавил глава президентской фракции в Верховной раде Давид Арахамия. Впрочем, он сам не без греха. Представитель Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Евгений Шевченко обвинял его в разграблении гуманитарной помощи, которую, не стесняясь, реализовывали в магазинах. Это разграбление продолжается и сейчас, а украинские СМИ пестрят заголовками: в Волынской области замначальника по вооружению продаёт ВСУшникам волонтёрские машины по заниженной стоимости. Волонтёрские – читай – бесплатные.
Владимир Зеленский на шум реагирует – чистит кадры. Правда, убирают не самых высокопоставленных – замов. Министр обороны Алексей Резников до сих пор на своём посту. Ещё один «антикоррупционный шаг» – законопроект в Раде, обязывающий обнародовать цены на закупки товаров для ВСУ. Дескать, больше ни один коррупционер не сможет обмануть начальника и нажиться на армии. И правда – сегодня министерство обороны Украины покупает яйца по 8 грн. за штуку, а не по 17. При оптовой цене 4 грн.
Сдача с «Града» и патронов
Трясёт от коррупционных скандалов и офис президента (ОП). Так, депутат Верховной рады Гео Лерос подал заявление в НАБУ, в котором уличил главу ОП Андрея Ермака в присвоении доли в бизнесе экс-депутата Рады Виктора Медведчука. Речь об акциях в крупной строительной компании минимум на 65 млн долл.
Это не первое заявление Лероса на людей из команды Зеленского. Он уже обвинял власти в наглых хищениях при закупке оружия. Например, у румынской компании «Румтехника» закупили снаряды РСЗО «Град» на 64 млн евро – по 3240 евро за штуку. Но за месяц до того цена была меньше на 950 евро. «На карман ушло 700 млн грн., или 19 млн долл.», – рассказывал Лерос. До этого наварились на патронах. «Вместо 100 боеприпасов покупают 3, которые в 10 раз дороже. Это и есть госизмена», – не унимался нардеп.
Ещё один штрих к «портрету»: при закупке оружия украли почти 9 млрд грн. (почти 20 млрд руб.) через госкомпании («Спецтехноэкспорт», «Укрспецэкспорт», «Прогресс» и «Агентство оборонных закупок»), связанные с минобороны. Дельцы получили контракты и 100% предоплаты за оружие, деньги вывели из страны в офшорные компании – и всё.
Бриллианты для депутата
С началом СВО украинским чиновникам и депутатам разрешили не подавать электронные декларации. Потому за прошлый год о доходах отчитались 3% депутатов Рады, а в офисе президента и правительстве не открыл «свои закрома» никто.
К слову, детективы НАБУ ещё год назад нашли экстравагантный способ выявления нетрудовых доходов: установили в киевском элитном ювелирном магазине скрытое видеонаблюдение. Камеры зафиксировали более 100 представителей политэлиты, которые покупали дорогие украшения. Попались ВИП-чиновники, депутаты и рядовые сотрудники налоговой, прокуроры, судьи. Но нет деклараций, значит, нельзя спросить, откуда огромные деньги на ювелирку.
Нельзя («не время») и поинтересоваться, каким образом депутаты умудряются в условиях дефицита бюджета выписывать себе многомиллионные надбавки. Правозащитник Алексей Оскер среди обоснований этих надбавок нашёл даже статью на «психологическую помощь пострадавшему от боевых действий». Хотя ни один нардеп с оружием на линию соприкосновения так и не ушёл. Они всё больше предпочитают Ниццу и ОАЭ.
Собственно, и одесский военком Евгений Борисов, в закромах которого обнаружилось много интересного, не воевал ни дня. И недвижимость, и машины появились у его семьи за время насильственной мобилизации.
Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров говорит, что долларовые миллионеры осели и в военкоматах Киева, Харькова, Тернополя, Винницы, Львова и др. «Это притом что 20% шло чиновникам минобороны, 30% – в офис президента, 15% – СБУ, по 5% – прокуратуре, судам, таможне. И лишь 20% оставалось в их «конторе», – описал схему распределения взяток от нежелающих воевать по мобилизации Азаров.