На Украине реформируют милицию по грузинскому образцу, обещая новобранцам зарплаты вдвое выше средней по стране.
Украина пытается избавиться от коррупции в органах правопорядка, пригласив заниматься полицейской реформой Эку Згуладзе. Именно она руководила аналогичными преобразованиями в Грузии при Михаиле Саакашвили.
Темная, сидящая по фигуре форма, стильные головные уборы, модные очки-авиаторы и лучезарные улыбки. В комплекте идут готовность общаться по делу и просто так, фотографироваться и делать селфи, а также достаточно грамотная речь и обязательное стремление бороться с несправедливостью. На Украине полным ходом идет реформа по превращению милиции в полицию – по американскому образцу и под руководством бывших руководителей министерства внутренних дел Грузии.
Идеолог реформы в правоохранительных органах Украины – Эка Згуладзе, семь лет проработавшая замминистра внутренних дел Грузии, в основном при президенте Михаиле Саакашвили, а теперь занимающая такой же пост в украинском ведомстве. После Грузии и до переезда в Киев Згуладзе жила во Франции, но достаточно активно принимала участие в дискуссиях об украинской реформе. 12 декабря министр внутренних дел Украины Арсен Аваков подал президенту Порошенко прошение о предоставлении грузинке украинского гражданства. Прошение было удовлетворено на следующий же день, и уже 17 декабря Эка приступила к обязанностям замминистра внутренних дел Украины. Спустя неделю она огласила основные тезисы реформы: переименование милиции в полицию, преобразование ГАИ и патрульной службы, а также новый подход к обучению полицейских кадров.
Реформа началась с Киева, где уже в январе 2015 года был объявлен конкурс на право служить в новой полиции, в котором могли принимать участие практически все желающие. В марте первые курсанты начали обучение, причем среди инструкторов были американские полицейские из Невады, Огайо и Калифорнии. Четыре месяца спустя 2 тысячи новых украинских полицейских уже принимали присягу на одной из центральных площадей Киева, Софийской, под палящими солнечными лучами. Вдохновенные речи произнесли Петр Порошенко, Арсен Аваков, Эка Згуладзе, посол США на Украине Джеффри Пайетт и даже мэр Киева Виталий Кличко, водрузивший себе на голову новополицейскую фуражку. С тех пор соцсети полны отзывов, видео и фото с полицейскими.
Полиция на грани закона
Работать новым полицейским приходится в непростых условиях: у них нет опыта, поддержки со стороны старых милиционеров и даже полноценного закона, регулирующего их деятельность. Законопроект «О национальной полиции» был принят парламентом еще 2 июля, 14 июля его подписал спикер Верховной рады Владимир Гройсман, но по состоянию на 21 июля под ним все еще нет подписи Петра Порошенко. А это значит, что закон не вступил в силу и полицейские уже три недели выполняют свои обязанности на грани правового поля или даже за его пределами. Политолог Александр Палий считает, что это исключительно процедурный момент, никак не связанный с личным желанием или нежеланием Порошенко подписывать документ.
История у закона о полиции непростая. В январе 2015 года в Раде было зарегистрировано два законопроекта о полиции, оба разработанные парламентариями. В апреле руководитель фракции «Блок Петра Порошенко» и автор одного из законопроектов Юрий Луценко сообщил, что свой вариант подготовила и команда Авакова–Згуладзе. По словам Луценко, в этом документе были учтены все его личные реформаторские пожелания и нормы, поэтому он пообещал снять свой проект сразу, как только в парламент будет подан правительственный вариант. Действительно, после майских праздников, когда в Раде был зарегистрирован новый законопроект о полиции, оба старых были сняты с рассмотрения. Спустя неделю депутаты поддержали реформаторский закон в первом чтении, приняв его в целом всего за два дня до официальной церемонии принятия присяги новыми полицейскими.
«Закон принят, и это для нас символично и важно, но ребята заступают на службу в тестовом режиме по приказу министерства внутренних дел и исходя из закона, который, надеемся, будет подписан скоро. Они будут действовать по старому законодательству. Они смогут выписывать протоколы, но не смогут выписывать электронные протоколы», – рассказывала Эка Згуладзе на церемонии присяги в начале июля, признавая, что полицейские будут временно ограничены в своих правах.
Дорожные происшествия
Пока сложно оценить, мешает ли новым полицейским отсутствие профильного закона, но о своих первых успехах полиция уже отчиталась. Как сообщил шеф патрульной полиции Киева Александр Фацевич, только за первую неделю патрулирования в Киеве на 15% сократилось количество краж, на 41% – угонов транспортных средств и на 30% – оборот наркотиков. На фоне таких феноменальных успехов более реалистичным выглядит признание полиции о троекратном увеличении количества сообщений граждан об административных правонарушениях и двукратном увеличении длительности оформления ДТП.
Основные причины «проколов» новых полицейских – отсутствие опыта и хроническая усталость. Только за первую неделю патрулирования в городе произошло около десяти ДТП с участием полицейских машин. «Мы связываем это с определенным переутомлением водителя, поскольку были продлены по времени дежурства всего патруля», – объяснял после одного из таких происшествий пресс-секретарь МВД Украины Артем Шевченко. «Причиной столкновения стала усталость водителя-полицейского»,– сообщили в патрульной полиции Киева после другого ДТП, когда машина полицейских врезалась в маршрутку.
Сами патрульные еще после заступления на первые дежурства признавались, что иногда спят по 3–4 часа в сутки, а службу могут нести по 12 часов и более. Как объяснили в полиции, рабочие смены были продлены, чтобы выйти на нужный график дежурства. К счастью, ни в одном из подобных ДТП никто серьезно не пострадал.
Кстати, автомобили, на которых сейчас осуществляют патрулирование полицейские, – это Toyota Prius, купленные Украиной у Японии в рамках Киотского протокола за квоты по выбросам в атмосферу. 1200 автомобилей были приобретены еще правительством Николая Азарова в 2013 году, еще 1500 автомобилей были переданы Японией украинскому правительству в рамках официальной церемонии, состоявшейся в июне 2015 года. Они экономны (потребляют около 5 л бензина на 100 км), бесшумны, оборудованы современными системами навигации и проблесковыми маячками – все патрули обязаны ездить с включенными синими огнями на крыше.
Правда, без «нюансов» не обошлось. Когда полицейские стали попадать в первые ДТП, оказалось, что их автомобили застрахованы в страховой компании «Украина», не имеющей на это права…
Еще больше полиции
Пока киевские полицейские осваиваются в новой для себя роли, реформа правоохранительной системы продолжается и захватывает новые регионы – еще в январе Эка Згуладзе пообещала, что конкретные результаты реформ в МВД будут видны через 6–7 месяцев. До конца года министерство намерено обеспечить новыми полицейскими все города-миллионники, соответствующее обучение сейчас проходят соискатели в Харькове, Одессе, Львове, скоро начнется отбор в Николаеве, затем настанет очередь Луцка, Хмельницкого и Днепропетровска.
Первыми патрулировать выйдут выпускники «полицейских академий» в Одессе и Львове. Как сообщил Арсен Аваков, это произойдет ориентировочно 20 августа. В сентябре ожидается появление 800 новых полицейских на улицах Харькова. 13 июля новую полицию презентовали в Одессе, которая после назначения Михаила Саакашвили на пост председателя местной обладминистрации стала считаться наиболее реформаторским регионом Украины. Представляя полицейских, Эка Згуладзе сообщила, что набор в патрульные продолжается. Это касается всех трех городов и связано с высоким интересом со стороны желающих стать полицейскими. Так что каждый желающий в возрасте от 21 года до 35 лет с полным средним или высшим образованием, водительскими правами, стремлением к качественным изменениям и с отсутствием судимости может попробовать поступить на службу в полицию.
Во многом их интерес можно объяснить не только намерением «бороться с несправедливостью», но и желанием получать достойную зарплату. Изначально Згуладзе объявляла, что полицейским будут платить 6–8 тыс. гривен в месяц (около 14–19 тыс. рублей), позже народный депутат Андрей Тетерук называл сумму 8–10 тыс. гривен (19–24 тыс. рублей). По данным украинского Госстата, по состоянию на май 2015 года средняя зарплата по стране составляла 4042 гривны, на фоне которых полицейская зарплата выглядит более чем приличной.
Вместо ГАИ
Одним из пунктов правоохранительной реформы является ликвидация ГАИ – ей на смену приходят полицейские. Теперь на киевских дорогах полицейские патрули и дорожное движение регулируют, за правонарушителями гоняются и фиксируют ДТП. В самые первые дни новым полицейским оформлять протоколы помогали старые гаишники, и все равно процедура занимала иногда пару часов.
Но нельзя сказать, что выросло количество дорожных правонарушений или происшествий, хотя официальную статистику правоохранители пока не приводят. «Мне, наоборот, стало гораздо спокойней ездить. Раньше при виде сотрудников ГАИ у меня всегда начиналась паника. Теперь мне нравится ездить по Киеву. Мне кажется, что синие проблесковые маячки новых полицейских лучше работают на предупреждение правонарушений, чем прятавшиеся по кустам гаишники», – делится собственным опытом киевлянка Наталья Горобец.
За три дня до появления на улицах Киева новой полиции было объявлено о роспуске ГАИ в Николаевской области. «ГАИ будет ликвидирована, как я и говорил, ее место займет новая патрульная служба. В ней будут работать только те, кто готов принять новые правила», – заявил Арсен Аваков, лично прибывший для ликвидации ГАИ в Николаев.
Вскоре Аваков сообщил об увольнении всех работников ГАИ Мариуполя. «ГАИцид продолжается. […] На этот раз – Донецкая область. Мариуполь. […] Приказом министра сотрудники департамента ГАИ Донецкой области освобождены от должностей и выведены за штат для проведения аттестации. Все 625 человек. С 7 июля», – написал он на своей странице в Facebook 7 июля.
Не все довольны
За три недели полицейские успели проявить себя с разных сторон, и не всегда их действия находили понимание у киевлян. Например, множество дискуссий вызвало видео, где четверо полицейских с дубинками пытаются задержать бомжа, который отбивается от них инструментом, похожим то ли на нож, то ли на ложку. В другом случае полицейский вынужден был применить табельное оружие против собаки, которая бросалась на людей и укусила самого полицейского. Выстрелы были летальными, по этой ситуации ведется проверка.
Но доверие к полицейским выше, чем к старой милиции. Социологи пока не проводили опросов по этой теме, этим занялись крупные новостные ресурсы. Так, на сайте «24 канала» 32% респондентов считают, что с появлением новой полиции украинские города станут безопаснее, еще 30% наконец-то не будут бояться «людей в погонах», и 33% полагают, что ничего не изменится (оставшиеся 5% сообщили, что им все равно). На сайте портала «112» большие надежды на полицейских возлагают 26,46% опрошенных, никаких – 54,29%, не определились 19,25%. Впрочем, такие показатели доверия куда выше, чем в случае с милицией. Так, согласно опубликованным в апреле результатам соцопроса, проведенного Центром Разумкова, разную степень доверия милиции высказали лишь 24,4% респондентов. Не доверяли правоохранителям 31,6% опрошенных, скорее не доверяли еще 37,6%.
Впрочем, как заявляют правоохранители, в любом случае реформа МВД опоздала минимум на год, а закон о полиции обладает рядом недочетов. Например, по словам руководителя Центра гражданских инициатив Александры Матвийчук, одним из его основных недостатков является отсутствие обязательного конкурса для назначения на должности, а также сохранение еще советской системы воинских званий, несмотря на демилитаризацию полиции. Эти и другие обстоятельства (например, возможность финансирования правоохранительных органов за счет любых источников), по мнению правозащитников, создают широкие возможности для коррупции.
И все же, как полагает политолог Александр Палий, выиграют от реформы все, и каждому достанется небольшой электоральный балл, даже премьер-министру Яценюку, чей рейтинг сегодня находится как никогда низко. «Если реформа пройдет успешно и эффективно, бенефициаром можно будет считать каждого из причастных к ней лиц», – говорит политолог.