Сегодня — Страстной вторник пасхальной недели, в этот день церковь вспоминает о нескольких проповедях Христа. Спаситель учил любви к ближнему, тому, что необходимо исполнять обязанности не только перед Богом, но и властью. В период пандемии РПЦ призывает прихожан отказаться от посещения храмов. Скорее всего, главный христианский праздник верующие встретят дома. Как церковь реагирует на режим самоизоляции перед Пасхой, разобралась «Вечерняя Москва».
Первые недели противокоронавирусных мероприятий, когда власти поставили вопрос о закрытии всех публичных мест, обнаружили необычную реакцию отдельных иерархов Русской православной церкви.
Мы видим, что церковь не спешит немедленно поддерживать действия светских властей. Свежайший пример — комментарий правового управления Московской патриархии, опубликованный на официальном патриаршем сайте по поводу постановления правительства Санкт-Петербурга № 161 от 26 марта 2020 года, где запрещается посещение храмов на период с 28 марта по 5 апреля.
«Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только Федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 2 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»)», — написали церковные юристы.
Перспектива закрытия церквей на время борьбы с коронавирусом клириков и некоторых прихожан отнюдь не обрадовала.
Последовал ряд резонансных заявлений.
— С точки зрения христианина смерть не является чем-то особенно страшным, это неизбежный удел каждого человека. Но мы в настоящем испытании должны думать не только о себе, но и о наших ближних, о тех людях, которые особенно уязвимы перед этой новой эпидемией — о слабых, о пожилых людях.
Именно этим и руководствовались наша церковь и святейший патриарх, предписав нам некие правила безопасности при совершении богослужения.
Это, конечно, нужно не столько нам, сколько нашим ближним и тем, кто сомневается в силе Божией благодати, — сказал во время проповеди после вечернего богослужения в канун Крестопоклонной недели митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
В обращении к пастве Курганского и Белозерского владыки Даниила немало спорных моментов, которые могут быть истолкованы по-разному.
— У нас в церкви есть все необходимое от всех болезней. Это наша вера и участие в таинствах. И особенно совместная молитва — причащение Святых Христовых Тайн. Это не значит, что мы с вами должны спустя рукава относиться к тому, что рядом с нами.
Средства личной гигиены никто не отменял. Будем стараться не соблазнять людей, живущих рядом с вами, — говорит митрополит Даниил в одном из коротких видеороликов, размещенных на епархиальном сайте.
Саратовский митрополит Лонгин в одном из материалов в интернете указывает, что для многих верующих людей пребывание в храме, участие в богослужениях, причащение Святых Христовых Тайн — огромная и неистребимая потребность души.
Мы призываем к разумной осторожности, объясняем, что людям из группы риска лучше оставаться дома, но решение принимает сам человек.
Как же поступать в такой ситуации людям? Речи архиереев представляют авторитет для прихожан и указание к действию для духовенства.
С одной стороны, никто не призывает сопротивляться властям, зато с другой — рекомендации воздержаться от участия в массовых службах звучат в регионах иногда очень обтекаемо, со многими оговорками. Формально РПЦ государство, конечно, всецело поддерживает.
Два крыла
Отношения государства и церкви сегодня отнюдь не укладываются в парадигму «новые политруки», «идеологическое обслуживание власти», «митрополитбюро». Далеко не все активные процерковные силы склонны рассматривать современное Российское государство как безусловного союзника и соработника. Разумеется, никаких призывов к «шатанию лодки» нет. Церковь — точно не ресурс оппозиции. Но нет и полного безусловного принятия всех решений светских властей. В части идеологической у государства и тех, чью позицию принято ассоциировать с позицией церкви, больше расхождений, чем сходства.
Современная церковь внутри себя не единомысленна. У нас есть свои условно «левые» и условно «правые». «Левые» — это небольшая группа священства, рупором которой отчасти выступает сегодня сайт «Ахилла». Направление это оформилось еще в годы перестройки. Самой яркой его фигурой был отец Александр Мень. Для «левых» характерен уход от контроля частных и особенно интимных сторон жизни прихожан. В вопрошания о правилах супружеского общения во время постов «левые» священники принятие окончательного решения оставляют за вопрошающими. Нежелание лезть в постель к гражданам — характерная черта такого священства. Лейтмотив их проповедей — гуманизм. Часто от них можно услышать, что демонстративное соблюдение только обрядовой стороны православия представляет соблазн и пагубу, ведет к гордыни. В храмах, где настоятельствуют «левые», как правило, дружелюбная среда, так что человек, впервые пришедший в церковь и не понимающий, куда тут свечки ставить, не нарвется на злобное шипение или крик. Приверженцы данного направления в келейных разговорах и постах в сети признают необходимость реформ многих сторон церковной жизни. Они открыты новому, готовы к диалогу со всеми. Они начитанны и хорошо эрудированны в вопросах богословских. Как правило, кроме духовного образования, у них есть и неплохое светское. Нередко и ученая степень. Но от фундаментальных канонов они отступать не готовы. Так, даже самый либеральный священник едва ли выскажется за женское рукоположение, венчание однополых браков или полный перевод литургии на русский язык и прочее. Многие из них стали подписантами письма в защиту задержанных во время летних протестов. Но они отнюдь не оппозиционеры. Призывая прихожан отдавать кесарю кесарево, «левые» не призывают к «крестовым походам» на либералов и масонов. Политических тем в своих проповедях касаются редко. «Левая» сторона священства мало заметна в медийной сфере и почти не влияет на формирование церковной повестки. Это скорее немногочисленный клуб смирных интеллигентов. Сегодня встретить таких батюшек можно в исторических храмах на разных «вражках», «полянках» и прочих чудных столичных топонимах.
Именно в храмах, где священствуют «левые» батюшки, раньше всех появились диспенсеры с антисептиком, одноразовая посуда для причастия.
«Правый» церковный спектр несравнимо заметнее и влиятельнее. Их площадки — несколько ультраохранительных ресурсов типа РНЛ и «Благогона», но присутствуют они и в официальных общецерковных СМИ. Имен но «правые» постоянно генерируют самые нажористые и хайпоемкие инфоповоды. Отцы типа Андрея Ткачева или Дмитрия Смирнова — отличный пример «правых» священников. На первом месте у них церковный устав и послушание. Они любят сравнивать себя и паству с духовным воинством, армией, а в армии приказы не обсуждаются, но исполняются. Отсюда чрезвычайное внимание к личной и особенно интимной жизни прихожан во время постов, постоянный абьюз женщин, категорическое непринятие каких-либо компромиссов в жизни церкви. От них часто можно услышать: «Церковь ничего никому не должна». Именно они смело называют «блудом» почти все человеческие проявления. В большинстве своем это сторонники «твердой руки», православной монархии (правда, в их представлении о православной монархии), Сталина. Как в одной голове умещаются Сталин и православная монархия — загадка. «Правые» активно противостоят сближению с католиками, враждебно настроены к так называемому Западу с его интернетами (которые сами активно используют), музыкой, фильмами и проч. Западное — значит душепагубное. Вот у них как раз много претензий к государству.
Камень преткновения
По мнению «правых», государство должно ввести строгую цензуру (а цензорами назначить, конечно, их), как можно больше запрещать, преследовать тех, кто не соответствует их представлениям о благочестии. Президент, по их мнению, ведет себя недостаточно жестко. Т.е. не приказывает сжигать ЛГБТ, не отбирает награбленное у олигархов, не велит немедленно нанести по «Западу» ядерный удар, не отменяет «права и свободы» и проч. Вот характерная цитата: «В чем суть либерализма? — «Незыблемость прав и свобод человека». Вот в этом большая беда. Человек, в соответствии с либеральными взглядами, — центр мироздания. А где же Бог? Где Святая Троица?
Где-то, может быть, рядом, в стороне или совсем далеко. Чаще либеральные умы склонны к рассуждениям о каком-то высшем разуме, законе мироздания, о том, что все религии ведут к Богу... Или о том, что Бог непознаваем, или что Его нет вообще… Главное, что в центре — человек с его страстями, пороками, вожделениями, похотью…»
Современное Российское государство, какое бы оно ни было, гарантирует свободу и правовую защиту не только воцерковленным гетеросексуалам, но и всем остальным без исключения. Государство не преследует за прослушивание музыки на иностранном языке, просмотр «западных» фильмов. Глумиться друг над другом в интернете — пожалуйста. Но преследовать — нет.
Наших «правых» это как раз не устраивает. Потому современное Российское государство часто оценивается ими как либеральная зараза. Отсюда фрондирование. «Говорят, не собираться кучей. А мы будем собираться! И будем соборно причащаться из потира назло либералам и проклятым атеистам».
Так что церковные охранители и консерваторы не готовы упруго колебаться в такт «линии партии», а те, кого принято считать церковными либералами, как раз «за».
МНЕНИЯ
Тихон, митрополит Псковский и Порховский:
— Молиться в своих домах — таково благословение и Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которое мы должны принять с благодарностью, смирением и послушанием.
Да не станет это время для нас временем страхов, растерянности и томительной праздности! Святые отцы учат, что Промысел Божий открывается в том числе и в обстоятельствах жизни человека и людских сообществ. Сегодня Божественный Промысел отчетливо и настойчиво побуждает нас, православных христиан, к той молитве, Учителем которой был и остается Господь наш Иисус Христос. Вот что Он говорит нам в Своей Нагорной проповеди: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6).
Умоляю вас воспринять все здесь сказанное как святое послушание! Берегите ради Христа своих ближних и самих себя. Ни в коем случае не нарушайте санитарных правил, предписываемых нашей эпидемиологической службой.
Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:
— Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас. Праздник Пасхи символизирует победу над смертью и всеми страданиями и несовершенствами окружающего нас мира. Радость Пасхи не может ставиться под вопрос никакими внешними обстоятельствами.
Единственное, что мы должны учесть при праздновании, — безопасность, чтобы не поставить под угрозу собратьев по вере и окружающих. Христиане праздновали Пасху даже во времена, когда их могли предать смерти каждый день. Найдем способ быть в этот день с Воскресшим Христом и сейчас.
Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский:
— Я надеюсь, что карантин не будет длиться так долго, что это все-таки временное положение и когда угроза минует, все смогут вернуться к нормальной жизни. Опасность заразиться вирусом зависимости от социальных сетей существует для каждого человека всегда и в любое время. Без всякого коронавируса, без всякой изоляции и социального дистанцирования мы видим, как некоторые молодые люди с головой погружаются в этот виртуальный мир и забывают о мире реальном — это серьезная проблема, с которой сталкиваются сейчас молодые люди. Можно наблюдать такую картину: где-то в кафе или в парке собираются несколько молодых людей, и они общаются не друг с другом, а каждый общается с кем-то другим, уткнувшись в свой мобильный телефон. Та реальность, в которой они живут, становится для них некой параллельной реальностью, все их интересы там — в мобильном телефоне и в том общении, которое они там для себя находят.
Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского:
— Для начала нужно приобрести смирение, а потом наше смиренномудрие подскажет, как нам не роптать. Когда мы говорим о несогласии с решениями светских властей ограничить на время борьбы с карантином доступ в храмы, то должны ответить на вопрос, а где и когда было, чтобы все люди были согласны со всеми постановлениями светских властей. Даже в том случае, если все голосуют единогласно «за» и нет ни одного человека «против», все равно есть те, кто не согласен с таким результатом. Об этом мы потом читаем в мемуарах разных исторических деятелей.
Петр, наместник Высоко-Петровского монастыря:
— Во всем мире сегодня не стесняются своей веры ни политики, ни врачи, ни обычные граждане. Молитва сейчас объединяет людей. Упование на Бога помогает сохранить крепость духа, а кому-то — и элементарную человечность в это трудное время испытаний.
Но в эти же дни мы услышали издевки над верой и верующими в нашей стране. И даже наш монастырский ежедневный крестный ход с молебном московскому чудотворцу Петру вызвал ерничество в значительной части СМИ. Но что-то меняется. Я это понял, когда журналисты передали мне сейчас записки с именами для поминовения о здравии.
Всех уравнивает беда, которая уже перешагнула через порог нашего дома. Поэтому мы братаемся с нашими вчерашними критиками и искренне просим друг у друга прощения.