В 2024 году тенденции экономического здоровья регионов сохранились: в 80 из них интегральная динамика показателей находилась в положительной зоне. Наиболее серьезную поддержку благосостоянию населения второй год подряд оказал рост реальных денежных доходов. Среди главных факторов роста доходов — сохраняющийся дефицит кадров. По ожиданиям агентства «Эксперт РА», динамика экономического здоровья регионов в 2025 году замедлится на фоне сохраняющейся макроэкономической нестабильности, а также жесткой денежно-кредитной политики. Рост доходов населения будет более сдержанным относительно 2024 года в связи с частичным исчерпанием резервов бизнеса для конкуренции за трудовые ресурсы, что, в свою очередь, окажет влияние на снижение потребительского спроса.
Тенденция оздоровления
Динамика экономического здоровья регионального бизнеса выглядела более сдержанно (улучшение только в 58 регионах), главным ограничивающим фактором стало снижение поступлений по налогу на прибыль организаций более чем в половине регионов. Экономическое здоровье консолидированных региональных бюджетов улучшилось в 75 субъектах РФ. Налоговые и неналоговые доходы на душу населения выросли в 79 регионах, что в совокупности с сокращением прямого госдолга в 68 из них привело к снижению долговой нагрузки в среднем по всем субъектам РФ с 18,5% до 15,8%. При этом в 2024 году наблюдалось увеличение расходов на обслуживание долга: они выросли в денежном выражении в 61 регионе, а относительно ННД (налоговые и неналоговые доходы) — в 55.
В 2024-м для 80 регионов динамика показателей экономического здоровья осталась в позитивной зоне, что отражает сохраняющуюся второй год тенденцию восстановления от шоков санкционного давления и макроэкономической нестабильности.
По итогам интегральной оценки экономического здоровья регионов за 2024 год в группу лидеров вошли два крупнейших города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), два региона с ресурсным уклоном экономики (Сахалинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ), а также Ленинградская область. В группы по экономическому здоровью от «выше среднего» (1В) до «ниже среднего» (3В) входит более половины регионов (55), только 6 из них относятся к группам с пониженным экономическим здоровьем (2С и 1С), и 24 субъекта РФ — к группам с повышенным здоровьем (1А, 2А, 3А).
Тенденция к улучшению
Как и годом ранее, во всех регионах интегральная оценка динамики показателей оказалась в положительной зоне. В трех регионах — Мурманской области, Республике Коми и Севастополе — сложился минимальный рост реальных денежных доходов населения и, как следствие, в первых двух снизился объем платных услуг населению и увеличилась доля просроченной кредиторской задолженности физлиц, а в Севастополе снизился оборот розничной торговли.
Сохраняющийся дефицит кадров, который в том числе обусловлен негативной демографической ситуацией, остался одним из ключевых факторов роста доходов населения.
На этом фоне в совокупности с увеличением выплат участникам СВО и их семьям реальные денежные доходы населения выросли на 8,4% (в 2023 году рост был на 6,5%), при этом в 14 регионах доходы повысились более чем на 10% (наибольшее значение зафиксировано в Республике Калмыкия и Орловской области — 14,8% и 14,3% соответственно).
Рост денежных доходов населения способствовал дальнейшему увеличению потребительского спроса граждан на товары и услуги. По итогам 2024 года оборот розничной торговли увеличился в 83 регионах, объем платных услуг населению — в 66, индекс потребительских цен (ИПЦ) в среднем по стране составил 109,5% (максимальное значение было зафиксировано в Чувашской Республике и Республике Дагестан — 111,0%). Также в 63 регионах снизилась доля просроченной кредиторской задолженности.
В 2024 году экономическое здоровье населения всех регионов с низким уровнем доходов поправилось (интегральная динамика показателей у всех позитивная), однако его величина по-прежнему невысокая. В частности, на среднедушевые денежные доходы населения можно купить не более 2,2 фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в Республике Ингушетия и вовсе только 1,4), во всей десятке уровень занятости населения ниже среднероссийского значения, в том числе наименьший — в Республике Адыгея (50,3%). В данную группу входят несколько регионов с наиболее существенным ростом цен (республики Дагестан и Алтай и второй год подряд Республика Марий Эл — в топ-10 по ИПЦ) и наиболее высоким уровнем просроченной кредиторской задолженности (республики Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, а также Республика Дагестан и Карачаево-Черкесская Республика — в топ-5).
Бизнес в разнонаправленной динамике
По итогам 2024 года динамика экономического здоровья бизнеса на фоне результатов 2023-го выглядит более сдержанно: интегральная оценка динамики показателей находилась в позитивной зоне в 58 регионах (при 77 — по итогам 2023-го), при этом одновременно по всем составным показателям улучшение наблюдалось лишь в 8 регионах. В структуре показателей блока динамика разнонаправленная.
Наиболее негативные тенденции были характерны для налога на прибыль организаций, что связано с высокой базой прошлого года, результатом введения международных санкций и значительным ростом цен на высокотехнологичное оборудование, снижением прибыли налогоплательщиков и курсовыми разницами. В среднем по всем регионам поступления налога сократились на 4% по сравнению с 2023 годом, снижение поступлений налога на прибыль организаций на душу населения в консолидированный региональный бюджет наблюдалось в 50 регионах. Среди регионов с наилучшей динамикой поступлений по налогу на прибыль организаций в консолидированные региональные бюджеты можно отметить Республику Тыва (поступления приросли в два раза год к году в связи увеличением объемов добычи полезных ископаемых и объемов строительных работ), Магаданскую область (в 1,8 раза в связи с ростом цен на реализацию драгметаллов и добычу золота) и Ненецкий автономный округ (в 1,7 раза в связи увеличением объемов добычи природных ресурсов, ростом цены на нефть и курсовой разницей). Динамика поступлений по налогу на совокупный доход в консолидированный региональный бюджет находилась в положительной зоне во всех регионах, однако это связано не только с активным развитием малого и среднего бизнеса, но и с тем, что были расширены критерии признания МСП в части перехода бизнеса на УСН. Наибольший прирост поступлений зафиксирован в Республике Калмыкия (в 2,5 раза в связи с ростом числа субъектов МСП, которому способствовали действия специального налогового режима и мер поддержки бизнесменов, в том числе самозанятых граждан).
Инвестиционная активность по итогам 2024 года остается позитивной (в среднем по всем регионам инвестиции в основной капитал увеличились в сопоставимых ценах на 7,4% к уровню 2023-го), рост инвестиций наблюдался в 65 субъектах РФ. Лидерами стали Республика Калмыкия с ростом в 1,6 раза в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов: строительство Красинской солнечной электростанции и агропромышленного парка на территории Элисты, а также Ленинградская, Новосибирская и Вологодская области.
Тем не менее сокращение объема инвестиций в 2024 году произошло в 20 субъектах РФ, крупнейшее снижение наблюдалось в Камчатском крае (—29,6%), которое обусловлено высокой базой 2023-го на фоне значительного прироста вложений ПАО «НОВАТЭК» по инвестиционному проекту «Строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в б. Бечевинская». Кроме того, снижение инвестиций в основной капитал более чем на 20% отмечается в Чувашской Республике, Владимирской области и Республике Ингушетия.
В интегральной оценке экономического здоровья регионального бизнеса регионы-лидеры имеют высокие показатели инвестиционной активности (не менее 270 тыс. руб. инвестиций в основной капитал на душу населения), отчислений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет региона (не менее 42 тыс. руб. на душу населения) и ввода жилья (не менее 0,7 кв. м на душу населения), в восьми из десяти регионов поступления по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет региона на душу населения превышают 7,5 тыс. руб. Интегральная динамика экономического здоровья бизнеса для лидеров также находится в положительной зоне, исключением являются Красноярский край и Республика Саха (Якутия), где наблюдалась отрицательная динамика поступления налога на прибыль организаций.
Бюджетные показатели
Экономическое здоровье консолидированных региональных бюджетов улучшилось в 75 субъектах РФ, чему способствовали позитивная динамика налоговых и неналоговых поступлений, а также сокращение прямого долга, несмотря на увеличение расходов на обслуживание долга на фоне повышения кредитных ставок.
По итогам 2024 года поступления ННД увеличились на 14,5% к уровню 2023-го (при 15,3% годом ранее), рост наблюдался в 79 регионах, и максимальный отмечался в Магаданской области — на 43,6% (в связи со значительным ростом поступлений по налогу на прибыль организаций, НДФЛ и налогу на добычу полезных ископаемых) — и Республике Калмыкия — на 36,5% (в связи с ростом поступлений по НДФЛ и УСН). В ушедшем году высокие темпы роста задавал НДФЛ, который в среднем по всем регионам увеличился на 25,2%, тем самым смягчив просадку по налогу на прибыль организаций. Позитивная динамика НДФЛ наблюдалась во всех регионах страны, максимальная была зафиксирована в Калининградской, Вологодской областях и Республике Калмыкия, увеличение поступлений в которых составило более чем 40%.
В 2024 году агрегированный бюджетный дефицит консолидированных региональных бюджетов был зафиксирован в 49 регионах, но суммарно его объем составил лишь 344,7 млрд руб. (1,7% от ННД), при этом для ряда регионов дефицит носил технический характер, так как был покрыт инфраструктурными бюджетными кредитами и остатками средств на счетах. Совокупный объем прямого долга за 2024 год снизился на 2,1% к уровню 2023-го и в абсолютном выражении составил 3,2 трлн руб., сокращение долга было зафиксировано в 68 регионах. Объем облигационных займов сократился в 34 регионах совокупно на 28,3%, при этом объем банковских кредитов вырос в 31 регионе на 34,3%, что связано с нежеланием регионов фиксировать вдолгую высокие процентные ставки через облигации (при этом наблюдался интерес к флоатерам, из восьми вышедших на облигационный рынок три региона разместили выпуски с плавающим купоном).
2025 год с умеренным настроем
В 2024 году динамика экономического здоровья регионов по отдельным показателям была более сдержанной на фоне 2023-го, и в 2025-м это замедление, скорее всего, сохранится. Инвестиционная активность предприятий регионов также продолжит снижаться на фоне высокой ключевой ставки, причем часть бизнеса перейдет на УСН в связи с очередным расширением критериев МСП с 2025 года (что может отразиться на данных по инвестициям, сокращении уплаченного налога на прибыль). Смягчение ситуации возможно по итогам текущего года в условиях снижения ключевой ставки и отсутствия новых внешнеэкономических шоков.
Рост реальных доходов населения в 2025-м продолжится, но, скорее всего, будет более сдержанным относительно прошлого года, что будет обусловлено сложившейся высокой базой 2024-го, введением прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ с 2025-го и частичным исчерпыванием резервов бизнеса для конкуренции за трудовые ресурсы на фоне кадрового голода.
Вероятно, что в 2025 году разбалансировка региональных бюджетов усилится. Это, с одной стороны, связано с ожидаемым замедлением роста налога на прибыль и НДФЛ (вслед за динамикой доходов населения), а также с отсутствием ожиданий по повышению межбюджетных трансфертов на фоне их сокращения второй год подряд и, с другой стороны, — с необходимостью выполнять социальные обязательства. Усиление разбалансировки региональных бюджетов станет способствовать увеличению долга, которое частично будет нивелировано за счет списания бюджетных кредитов.