— Двумя новыми альбомами. Один русскоязычный «Неба не боялись», во втором — песни на английском языке. Первый вышел 26 октября, перед традиционными декабрьскими сольными концертами в «Крокус Сити Холле». Он получился огромным — 24 песни, среди них уже известные хиты «Рядом проснуться», «Сбежим в Баку», «Я не могу сказать» (его мы записали в дуэте с Ани Лорак), а также совсем новые песни. Второй альбом был в работе больше 3 лет, состоит он, в отличие от предыдущего, не из кавер-версий мировых стандартов, а из оригинальных композиций, в том числе несколько мощных коллабораций — с Робином Шульцем, с Ритой Орой. Этот альбом — новая ступень в моем англоязычном творчестве, которым я дорожил и продолжаю дорожить. Но его выпуск мы приурочим к американскому турне, которое состоится в начале следующего года.
— Могу не предполагать, а сказать точно. Статистика показывает: любая моя русскоязычная песня идет в десятки раз лучше, чем англоязычная, — и в радиоэфире, и в продажах на онлайн-площадках. В принципе англоязычный альбом в России можно и не издавать, русскоязычный полностью перекрывает продажи. Но я его выпущу. Для меня это важная часть творчества, на всех своих концертах, неважно, где они проходят — в Москве, Уфе, Калуге или Минске, — половину песен я пою по-английски, и публика отлично их принимает.
На «ЖАРУ» денег не жаль
— Средства массовой информации уверяют, что фестиваль «ЖАРА», который вы проводите в Баку вот уже третий раз, для вас убыточен. Это так?
— Да. Даже могу сказать, насколько убыточен — полтора миллиона долларов в день стоит его проведение. Но есть два момента, почему я ни за что от него не откажусь. Во-первых, фестиваль транслируется по Первому каналу, и таким образом бренд «ЖАРА» на протяжении нескольких дней гремит и бьет все рейтинги — этим летом «ЖАРА» оказалась одним из самых просматриваемых телепроектов сезона. Это дает мне возможность рекламировать все свои суббренды: и радио «ЖАРА FM», и телеканал «ЖАРА TV», и кино «ЖАРА в Баку», и журнал «ЖАРА», который я планирую издать, и все, что я делаю и думаю делать в будущем под этим именем: энергетический напиток «Зарядись ЖАРОЙ», одноразовые зарядки для телефонов, позволяющие зарядить гаджет и выкинуть зарядку в мусорное ведро, и прочее и прочее. Если посчитать, во сколько бы мне обошлось рекламное время для всей этой продукции на Первом канале, то получились бы те самые миллионы долларов.
А второй момент, не менее важный — на фестивале я встречаюсь с друзьями. Немало людей покупают себе стометровые яхты только для того, чтобы устраивать там веселые тусовки. Обслуживание таких яхт может в неделю стоить те же полтора миллиона. А для меня огромное удовольствие — собрать друзей, коллег, артистов на своей даче в Баку и устроить им праздник. Что может быть круче?
— Во время фестиваля «ЖАРА» этим летом вы и фильм снимали одноименный. В качестве кого выступили на съемочной площадке?
— Я был продюсером и заодно снялся в небольшой роли, сыграл самого себя. Собственно, так же сделали и Тимати, Киркоров, Басков, Крид, Лорак и многие-многие другие. Фишка фильма именно в том, что там появляются хорошо знакомые зрителю люди, играющие самих себя, но основные сюжетные роли исполняют профессиональные актеры (в главной роли снялась Диана Пожарская). Я надеюсь, что получится летняя теплая романтическая комедия и она найдет отклик у зрителей. Если это произойдет, не буду терять времени — уже сейчас со своей командой пишу сценарий второй части и готов летом приступить к съемкам фильма «ЖАРА в Баку — 2».
— То есть получается, вы еще и кинопродюсер. Скажите, Эмин, вы можете сделать вообще все, за что бы ни взялись?
— Сейчас рано еще судить. Вот выйдет фильм в прокат, тогда и узнаем, все я могу или все-таки не все.
— В вашем клипе «Испания. Лето», вышедшем на экраны несколько месяцев назад, появился комично-брутальный персонаж по имени Хосе Мамедов. При ближайшем рассмотрении оказалось, что под париком и усами скрывается… Эмин. Как Хосе появился на свет?
— Знаете, мне все говорят, что, изображая Хосе, я актерствую, играю какого-то выдуманного героя, лихого мачо, которому, правда, не всегда везет. Но я никого не играю. Хосе — это я и есть. Просто тщательно скрываюсь, пытаюсь с вами интеллигентно разговаривать, изображаю воспитанного человека. А на самом деле я Хосе.
— Как поживает Хосе сейчас?
— Готовится к следующему проекту. Недавно выпустил композицию «Сердце пополам», которая взрывает танцполы в регионах. Вообще мы не планировали играть ее на концертах. То есть отрепетировали, но музыканты решили, что песня какая-то посредственная. А однажды я уговорил их попробовать. И знаете, у нас много хороших песен, но, когда заиграли «Этой ночью за окном…», зал вскинул руки и начал хлопать, еще не зная ни слова. Включая, кстати, меня — я тоже не знал тогда ни одного слова, не успел выучить. И оказалось, что композиция попала в яблочко, мы ее уже включили в концертную программу.
— Может быть, и на сцену выйдете со временем в образе Хосе?
— Пока не планирую. Там довольно сложный грим, во время концерта его сделать проблематично. А дублеров на эту роль нанимать я не хочу. Но время покажет, может, у Хосе будет своя отдельная сольная программа.
У песни — своя жизнь
— При такой напряженной музыкальной деятельности успеваете ли вы управляться со своей огромной бизнес-империей?
— Стараюсь. В этом году мы открыли фитнес-центр, самый большой из всех, что я создавал, площадью шесть тысяч квадратных метров, и останавливаться не планируем, на очереди еще несколько Crocus Fitness. Наш телеканал «ЖАРА TV» практически вышел на окупаемость, что для молодого канала очень хорошо, радиостанция тоже набирает обороты. Радио для меня — сложная история, новая. Этот бизнес был знаком мне как артисту, как рекламодателю, но я никогда им не владел. Решил разобраться досконально — что это и как работает. Для этого, купив частоту у радио Best FM, волну 100,5 FM, сразу провел несколько встреч с людьми, которые давно в данном бизнесе. Заказал у компании, исследующей аудиторию, анализ рейтингов всех радиостанций, хотел изучить все взлеты и все падения за последние 10 лет. Да, это обошлось мне в круглую сумму — я не пожалел миллиона, но зато увидел ясную картину. Оказалось, что за это время все радиостанции либо потеряли позиции, либо остались на своем уровне. И только две станции выросли. Это Comedy Radio и Like FM. В работу второй я вникнул и понял, что они крутят музыку, ориентированную на молодежь. На подростков. Хотя традиционно считается, что подросток — аудитория для радио совершенно потерянная, что сегодняшний тинейджер слушает радио, только когда его дедушка везет в школу на машине, и слушает то, что хочет дедушка. Так вот, оказалось, это не так. Аудитория Like FM очень молодая, и она растет.
Мы пошли по этому пути и решили ориентироваться на еще более юного слушателя — 12-25 лет. Разумеется, сначала рейтинг нашей новой радиостанции абсолютно предсказуемо обнулился, отвалилась вся аудитория радио Best FM, и какое-то время мы вещали в пустоту, но за 2 месяца вернули ту же долю, которая была, когда купили частоту. Это впечатляющий результат по нынешним временам.
— Чем вы это объясняете?
— Мы ориентируемся на стрим, то есть ставим в эфир то, что подростки чаще скачивают с помощью гаджетов, ставим то, что они действительно любят. Я такую музыку не слушаю, но моего мнения тут никто не спрашивал.
— А ваши песни в эфире звучат?
— Нет. Наш программный директор, когда ему послали мой сингл, ответил: «Да, это будет круто. Для «Русского Радио». А для нас это не формат». Я написал: «Окей, будем работать».
— И вы его не уволили?
— Зачем?! Конечно, я могу позвонить и сказать: «Ну-ка, поставь мою новую песню в наш эфир!» Но делать так не буду. Я верю, что у любого продукта своя жизнь. И если ты эту жизнь создаешь ему искусственно, значит, продукт изначально мертв. От того, что я заставлю директора поставить мою неформатную песню в эфир, лучше никому не будет. Во-первых, это навредит радиостанции — люди, настроенные на другой стиль, услышат в эфире меня, тут же переключатся на иную станцию, и я потеряю слушателей. Во-вторых, это навредит мне, посчитают, что «все в формате, а вот этот артист сильно выбивается». А не в формате быть не хочется. Считаю, что господа, владеющие медиаактивами и размещающие там свои песни, делают это в ущерб себе.
— Как владелец ресторанного бизнеса, объясните, почему вашим коллегам редко удается удержаться на плаву, а вы умудряетесь не теряеть посетителей?
— Сложно говорить о других, скажу о себе. Я своей компании ставлю задачу: ни в коем случае не экономить на продуктах и сервисе. Это первое. Потом я сам регулярно ем в своих ресторанах. И если что-то не так, собираю всех и говорю: «Если вы мне такое подали, что же вы позволяете себе с клиентами?!» Но, к счастью, это случается нечасто, потому что мне очень повезло с командой. Они настолько слаженно работают, что мы можем новый ресторан, наверное, даже на Марсе открыть, и все будет на уровне. Кроме того, я слежу за комментариями в моем Instagram, где люди пишут отзывы и пожелания, и сразу же передаю информацию своей команде, которая оперативно берет все в работу.
Сейчас я счастлив
— Летом ваше семейное положение изменилось, вы женились на девушке по имени Алена…
— …и абсолютно счастлив. Жизнь моя поменялась в лучшую сторону. Семья для любого мужчины — это здоровье и сплошная польза. И я говорю не только о физическом состоянии. О психологическом тоже. Когда человек один, особенно если у него мой характер, он каждый вечер после работы ищет себе приключений. И это непременно сказывается на его режиме и в конечном счете — на здоровье и работоспособности. Семейная жизнь все-таки более размеренная. И дело не в том, что тебя заставляют идти домой каждый вечер. Нет, ты сам этого хочешь, тебе приятно видеть любимого человека. И такой аспект: я всегда хотел, чтобы у меня было много детей, но заводить их вне семьи считал неправильным.
— Вы сыграли роскошную свадьбу. Это решение Алены или и вы были не против пышной церемонии?
— Алена как раз хотела, чтобы свадьба была скромная и никого, кроме друзей и близких родственников, не было. Правда, ей хотелось, чтобы все произошло за границей. Я начал считать, на сколько человек получится эта скромная свадьба. Гриша Лепс — близкий мой друг? Да. Могу я его не пригласить на свадьбу, даже на скромную? Нет, ни в коем случае. А если приглашу Гришу и не приглашу других друзей — они обидятся, решат, что я зажал праздник. В итоге по самым скромным подсчетам выходило, что я должен вывезти за границу порядка двухсот человек. То есть получалась уже не свадьба, а фестиваль, и организовывать его должен я. Думать, какие заказать гостиницы, что с трансфером, едой, удобными для всех датами. Я должен стать не женихом, а менеджером. В общем, решили остаться здесь. Но делать свадьбу не пышной и не красивой в моем случае было бы странно, люди бы озадачились вопросом: «Может, у Эмина сейчас тяжелое финансовое положение? Или он просто не любит свою жену?» Нет уж. Праздник так праздник.
— Пару месяцев назад вы снялись в клипе Дениса Клявера на песню «Когда ты станешь большим». Что бы вы хотели пожелать своим детям, когда они станут большими?
— Я бы хотел, чтобы мои дети не имели опыта разводов. Чтобы их семьи не распадались. Потому что это поражение для мужчины — не уберечь семью. А если дети займутся искусством, музыкой, мне бы хотелось, чтобы они меня превзошли. Потому что у меня есть, конечно, определенный успех, но я понимаю, что это далеко не предел. Какие-то планы не сбылись, какие-то песни не состоялись, какие-то концерты не продались. Но если они решат заняться бизнесом, им будет сложнее, чем мне. Я пытаюсь сделать все, чтобы соответствовать достижениям отца. А перед глазами моих сыновей — позитивные результаты уже не в первом, а во втором поколении, и от них будут ждать больше.
— А если они не захотят вести семейное дело?
— Ничего страшного. По крайней мере, я сейчас так думаю. Для того чтобы быть бизнесменом, нужен определенный характер, образ мыслей, жилка специальная. Если нет склонностей — ничего не получится. Как не получится у неспортивного от природы ребенка стать олимпийским чемпионом. Не сможет он. И будет мучиться всю жизнь. Нельзя заставить ребенка заниматься каждый день тем, что ему не нравится. Во-первых, он не будет делать это хорошо, а во-вторых, он не будет счастливым. А главная задача любого родителя — сделать так, чтобы твои дети были счастливы. Даже ценой того, что они не продолжат начатое тобой.
Хотя понимаю: чем старше будут дети, тем тяжелее мне будет свыкнуться с мыслью, что они не хотят продолжить дело. Впрочем, у меня больше шансов, чем у моего отца. Я у него был единственный сын. А у меня уже два сына и дочь!
— Многие подростки проходят период, когда им не хочется ничего — ни учиться, ни работать. Ваши сыновья уже близки к этому возрасту. Что будете делать, если они впадут в такое состояние?
— У меня четкая позиция. Заставлять не надо. Ругаться не надо. Но если подросток лет 15-ти категорически ничего не хочет делать, кроме как играть в компьютерные игры, его надо лишить карманных денег. И все. Тогда до него начнет доходить: если он хочет купить гаджет или закачать койны в игры — он должен как-то договориться с родителями. Либо пойти работать, либо организовать бартер внутри семьи. Скажем, он моет пол в квартире, и мама ему покупает два койна в его игру. А детей, у которых с раннего возраста кредитная карта и неограниченный доступ к деньгам, заставить работать невозможно. Ни в 15, ни в 30 лет.
Бизнес — для музыки?
— Здоровый образ жизни — это ваша тема?
— Не совсем моя. Это к певице Валерии надо с такими разговорами идти. Кстати, именно с ней связана моя идея попробовать себя в бизнесе здорового питания. Мы создали сервис по доставке качественной и полезной еды «No secret by Valeriya». Но все оказалось сложнее, чем я представлял. Я поставил задачу: чтобы еда была полезной, но при этом вкусной, как в ресторане. Но не учел, что в ресторане шеф может все на свой вкус: посолить, поджарить, добавить вкусный, но калорийный соус. У нас были талантливейшие повара, крутые диетологи, но трудно сделать еду и полезной, и вкусной одновременно. К тому же надо, чтобы блюдо можно было разогревать в микроволновке и оно не теряло при этом своих качеств. Доставила хлопот и сортировка — в день одному человеку требовалось пять или шесть разных контейнеров (завтрак, ланч, обед, полдник и ужин). Мы тестировали наш сервис на Лере и ее муже Иосифе Пригожине и регулярно случалось так, что Лере отправляли в обед пригожинский завтрак, а ему — Лерин ужин. Мы делали выводы, и довели до совершенства продукт и доставку.
— Сами ели из этих коробочек?
— Попробовал, продержался две недели. Эффект был моментальный — сбросил несколько килограммов. И детей кормил, им тоже было полезно, особенно Али, он у меня пухленький. Но я со своим образом жизни такого режима все время придерживаться не могу. Мне пришлось прекратить.
— 10 и 11 декабря состоятся ваши сольные концерты в «Крокусе»…
— …и они уже стали хорошей традицией. Декабрьские сольники в «Крокус Сити Холле» я совмещаю с днем рождения. Так удобнее. Не было концерта, я бы все равно собирал друзей-артистов, а так я совмещаю приятное с еще более приятным. В этом году концерт будет не один, а два подряд — все желающие в один концертный зал не помещаются. И я рад, хотя и волнуюсь невероятно, потому что в зале присутствует много артистов и получается, что я как будто экзамен сдаю. Да еще в собственном зале. Не хочется ударять в грязь лицом. Пока вроде получается. А вообще для меня каждый сольник особенный. Сейчас я даю порядка ста концертов в год, хотелось бы больше, но график не позволяет. И это печально, потому что музыка доставляет мне больше удовольствия, чем сидение в кабинете. Но бизнес-деятельность дает мне финансовую возможность заниматься музыкой.
— Неужели бизнес не приносит удовольствия?
— Приносит, конечно. Особенно результат, который вижу, когда прихожу в фитнес-клуб или ресторан, которым управляю. Когда все востребовано, работает, людям нравится — удовольствие колоссальное.