ТОП 10 лучших статей российской прессы за Янв. 18, 2021
Если где-то форс-мажор у нас порой честно жить не хочет
Автор: Ксения Веретенникова, Елена Рожкова. Коммерсантъ
Совет Госдумы в понедельник планирует принять к рассмотрению правительственный законопроект об условиях освобождения чиновников, депутатов, судей и других представителей власти от ответственности за коррупционные нарушения. Это станет возможно, если антикоррупционные ограничения были нарушены по независящим от человека обстоятельствам. Юристы считают новую норму малопонятной и избыточной и не исключают злоупотреблений.
Пакет поправок, предусматривающий освобождение облеченных властью людей от ответственности за нарушение антикоррупционных запретов, правительство внесло в Госдуму еще 18 декабря. Однако под конец осенней сессии заседания профильного комитета Думы по безопасности и противодействию коррупции уже не проводились, поэтому законопроект отложили до нового года. 12 января комитет предложил принять документ к рассмотрению и направить его в официальную рассылку, а 18 января, как ожидается, это решение утвердит совет Госдумы. Рассмотреть поправки в первом чтении планируется в марте.
В пояснительной записке говорится, что законопроект подготовлен во исполнение подпункта «в» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденного президентом еще в июне 2018 года. О разработке Минюстом этих поправок стало известно в январе 2019 года, когда соответствующая информация появилась на федеральном портале проектов нормативных актов.
Законопроектом предусмотрено, что физическое лицо освобождается от ответственности в случае, если несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, признается следствием независящих от него обстоятельств»,— говорится в пояснительной записке.
Согласно проекту, такими обстоятельствами могут быть признаны «находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых… нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть». Там же приводятся и примеры подобных обстоятельств: это, в частности, стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые госорганами, в том числе иностранными. Имеет значение и фактор внезапности: подобными обстоятельствами не могут быть признаны «регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления».
«Речь может идти о провокациях, когда человек принимает решение в рамках своей компетенции и совершенно не подозревает, что тут может быть заложен конфликт интересов,— пояснил “Ъ” член профильного комитета Госдумы Анатолий Выборный ("Единая Россия").— Допустим, он решает принять кого-либо на работу, не зная, что соискатель состоит в родстве, например, с курирующим заместителем. C точки зрения антикоррупционного законодательства это конфликт интересов».
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.