В воскресенье на Украине пройдут очередные выборы — на этот раз парламентские. По всем раскладам выходит, что новая Рада будет представлять собой гремучую смесь из олигархов, нацистов и карателей. Впрочем, опасность таится даже не в законах, которые будут приниматься такими депутатами, — она гораздо ближе. Отовсюду несутся голоса тех, кто уверен: сразу же после выборов в Верховную раду Киев предпримет еще одну попытку решить проблему непокорного Донбасса блицкригом.
Среди многочисленных сигналов выделим два любопытных документа: обращение экс-руководителя ополченцев Игоря Стрелкова к российской власти с предупреждением о готовящемся военном реванше Киева на юго-востоке и интервью с человеком, который, по его словам, занимался непосредственной военной помощью Донецку и Луганску со стороны России.
По понятным причинам к подобным сообщениям надо относиться с осторожностью, с поправкой на информационную войну. Но кроме этих свидетельств есть и другие. Подтверждающие слухи и версии, которые сегодня активно обсуждаются и в России, и на Украине, и в Новороссии: большая бойня на юго-востоке обязательно будет. Разведка ополченцев постоянно доносит о концентрации войск и техники со стороны Украины. Эти сведения подтверждают и российские военные. К тому же сегодняшнее перемирие в Донбассе таковым можно называть лишь условно. В городах и поселках юго-востока от артобстрелов ежедневно гибнут жители, разрушаются дома. Не давая гражданам непокорных регионов передышки для восстановления мирной жизни, сама Украина активно доукомплектовывает потрепанные в летних боях части, проводит их обучение, ремонтирует и модернизирует тяжелую технику. В страну прибывают военные советники из США и НАТО.
На фоне той солидарности и помощи, которую оказывает Россия беженцам с юго-востока и ополченцам, как-то паскудно выглядят новости о том, что в восстановлении бронетехники для украинской армии участвовали... российские предприятия. Ничего личного — только бизнес? Такая информация прозвучала в ходе недавней закрытой встречи экс-премьера Украины Николая Азарова с депутатами Госдумы. Депутаты пообещали проверить факты и принять меры...
Здесь стоит напомнить слова из обращения Игоря Стрелкова: «Если данный план (разгрома Новороссии. — «Труд») будет успешно реализован, то это станет крупнейшим военно-политическим поражением Российской Федерации после 1991 года и повлечет серьезные внутриполитические потрясения».
Хочется верить, что это-то как раз в Кремле хорошо понимают. Как и то, что сегодня Киев слишком «заряжен» на новую бойню, поскольку ничего конструктивного, помимо войны, пришедшая с Майдана власть делать не умеет и учиться явно не собирается.
Тем временем под скандальный украинский закон о люстрации попал ряд офицеров вооруженных сил, которые несли службу в Крыму и приняли решение остаться верными украинской присяге. Их обвинили в том, что они... служили Януковичу. А до этого из рядов Пограничной службы Украины уволили свыше сотни старших офицеров, которых обвинили в том, что они начинали службу еще в КГБ СССР. Про многотысячные зачистки в рядах МВД тоже немало сообщений. Может, хоть это заставит людей в погонах задуматься о своей судьбе? Ведь завтра придется отвечать за то, что служил Порошенко и Яценюку. И выполнял преступные приказы...
Голоса
Владимир Корнилов, политолог, Донецк
— Порошенко — заложник ситуации. Отступить — значит столкнуться с ультранационалистическими боевиками, давно грозящими походом на Киев. События 14 октября под Верховной радой показали, что в этом случае нынешнюю власть защищать некому. А вести войну «до победного конца» — авантюра, грозящая крахом и армии, и экономики. Поэтому троцкистская формула «ни мира, ни войны» и выбрана. Хотя не исключено, что пан Порошенко попробует вновь, как под Иловайском, бросить в огонь наиболее оголтелые силы, которые угрожают ему самому. А что остается ополченцам? Выхода три: отступить, сдав Донецк, терпеть дальше планомерное истребление Донбасса или вновь наступать, отбросив противника хотя бы на безопасное расстояние от города (как это было сделано в Луганске). Первые два варианта самоубийственны. А третий без поддержки России пока невозможен.
Говорят про махновщину в рядах ополчения. Знаете, все познается в сравнении. Пока еще не было случая, чтобы подразделения ДНР снялись с фронта и пошли штурмовать местный парламент. А в Киеве такая картина уже привычна. Ну и где махновщины больше?
Владислав Шурыгин, военный журналист, Москва
— Что бы там ни планировали в Киеве, у армии Новороссии есть возможности противостоять карателям. За время конфликта ополчение прошло путь от случайных отрядов до вполне боеспособных частей. Так что Киеву не стоит рассчитывать на блицкриг и захват Донецка одним броском. Их в этом случае ожидает кровавое сражение, и такая авантюра очень дорого обойдется украинским силовикам.